• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СЧЕТЧИК УЧИТ ЭКОНОМИТЬ

Наталья ЧЕРНЕЙ
Как выстраивается тарифная политика в области, какова ситуация с установкой общедомовых приборов учета тепла в многоквартирных домах, каковы  основные направления тарифной политики, рассказывает руководитель департамента Агентства по регулированию естественных монополий по Кызылординской области Нурлан Примов.
–Как департамент выстраивает тарифную политику?
–Стремимся к достижению баланса между потребителями и субъектами естественных монополий и регулируемого рынка. За истекшие десять месяцев текущего года в департамент поступили заявки от 19 субъектов естественных монополий на утверждение тарифов по 31 видам регулируемых услуг, из которых один субъект отозвал заявку, а 11-ти было отказано в принятии к рассмотрению из-за несоответствия представленных документов требованиям действующих нормативно-правовых актов. Пяти субъектам были утверждены тарифы, в том числе трем  в упрощенном порядке, одному  в качестве чрезвычайной регулирующей меры, другому в общем порядке, а две заявки  субъектов пока находятся на рассмотрении.
Утвердили тарифы на услуги теплоснабжения. В ГКП «Казалы-Темиржолжылу» (заявка поступила в декабре месяце 2013 года),  среднеотпускной   тариф составил  10644,19   тенге за 1 Гкал без НДС, или со снижением на 5,9% от действующего, в том числе с дифференциацией по группам потребителей. Для населения 2382,25 тенге за 1 Гкал без НДС  на уровне действующего тарифа, для прочих потребителей – 14946,67 тенге за 1 Гкал без НДС с ростом на 9,4%. В ТОО «Темиржолсу –Кзыл-Орда», среднеотпускной тариф составил 11056,24 тенге за 1 Гкал, или с ростом на 27% к действующему, в том числе с дифференциацией по группам потребителей: для населения 2307,00 тенге за 1 Гкал без НДС, или на уровне действующего тарифа, для бюджетных организаций 5941,85 тенге,  или с ростом на 5%, для прочих потребителей – 11875,93 тенге за 1 Гкал без НДС, или с ростом на 26,5% к ранее действующим.
В качестве чрезвычайной регулирующей меры в связи с повышением стоимости социального мазута ГКП «Казалы-Темиржолжылу» на услуги теплоснабжения утвержден среднеотпускной тариф с повыше-
нием на 5,4%, где тариф для населения оставлен без изменений на уровне действующего, а для бюджетных организаций, прочих потребителей с повышением на 5,9%.
 –Что является причинами роста тарифов?
– Основными причинами здесь являются повышение стоимости топлива (мазут), электроэнергии, сырья, материалов, принятие инвестиционных обязательств, повыше-
ние стоимости услуг сторонних
организаций.
– Тариф в отдельных случаях подлежит ведь перерасчету?
–Конечно, по результатам проведенных работ по пересмотру и утверждению тарифа сумма экономического эффекта за отчетный период в пересчете на годовой объем оказываемых услуг составила 88,6 млн.тенге.
Кроме того, в связи с увеличе-
нием покупной стоимости электроэнергии от 2,4 до 9,6%, тарифа на услуги по передаче электроэнергии по сетям АО «КЕГОК» до 17,3%, с 20 января т.г.  повысились тарифы на услуги электроснабжения 3-х энергоснабжающих организаций области, где заявленный энергоснабжающими организациями рост среднеотпускных тарифов на электрическую энергию был снижен с 10,7% до 5,2%.
Кроме того, по результатам проведенных анализов исполнения тарифных смет нами были введены 25 временных компенсирующих тарифов по 18 субъектам со снижением от 0,2% до 12,4%  против действующих тарифов, где сумма возврата потребителям с учетом ставки рефинансирования составила 812, 79 млн.тенге.
–Какая работа ведется  в сфере энергосбережения?
–Одним из основных направлений проводимой энергосберегающей политики является введение для бытовых потребителей дифференцированных тарифов  на электрическую энергию и воду, а также установка приборов учета коммунальных услуг.
Так, 3-уровневая дифференциация тарифов на электроэнергию в зависимости от величины потребления позволила сэкономить в прошлом году порядка 200  млн.тенге потребителей, а за отчетный период текущего года – 214,7 млн.тенге.
Аналогично дифференцированные тарифы введены и на холодную воду. На сегодняшний день оснащенность индивидуальными приборами учета воды составляет 96,6 %.  Проблемным вопросом остается уровень установки общедомовых счетчиков тепла в многоквартирных домах – 37,7 %. Между тем не стоит забывать, что установка прибора учета является одним из мероприятий по энергосбережению ресурсов и экономии средств потребителей.
– Что дает потребителю установка прибора учета тепла?
– Первое, что дает установка приборов – это точность фактического потребления. Иногда уже этого достаточно для значительного снижения затрат на отопление и воду. Вторым важным фактором сокращения платежей является элементарное наведение порядка в собственной системе отопления. Часто потребитель тепла даже не знает о значительных утечках в собственной системе теплоснабжения. Показания приборов покажут все скрытые утечки и порывы в системе теплоснабжения и помогут их устранить. В-третьих, это возможность экономии и проведения различных энергосберегающих мероприятий. В-четвертых, плата будет ниже на 50% средне-отпускного тарифа. Поэтому мы призываем потребителей активизировать работу по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии. Ведь они только выиграют. Конечно, установка теплосчетчика, учитывая его стоимость, решение непростое, но при распределении ее на число квартир цена на каждого квартировладельца не составит значительную сумму. А экономию после установки жильцы заметят сразу. Платежи по теплу будут распределены в соответствии с площадью каждой квартиры. И еще. Прежде чем установить в квартире тепловые счетчики, следует устранить все источники теплопотерь – щели под подоконниками, неутепленные входные двери, промерзающие углы, не говоря уже о старых деревянных окнах. Значительная экономия тепла в размере 8-15% достигается при реконструкции систем отопления и горячего водоснабжения. Только тогда установка счетчиков учета тепловой энергии принесет ощутимую экономию в оплате жилищно-коммунальных услуг.
– У жителей многоквартирных домов финансовые возможности разные, а если кто-то просто не захочет нести расходы по счетчику?
  – Согласно Закону РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» от 13 января 2012 года потребители должны будут оплачивать тепловую энергию по дифференцированным тарифам, в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета тепловой энергии. Теперь физические лица, в чьих домах будут отсутствовать общедомовые приборы учета тепла, будут платить на 20% больше. Так новая норма позволяет создать экономические стимулы. Также в соответствии со ст. 11 Закона «О естественных монополиях и регулируемых рынках» потребитель услуг субъекта естественной монополии обязан иметь приборы учета регулируемых коммунальных услуг. Кроме того, согласно Закону, субъект естественных монополий обязан приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг в соответствии с договорами, заключенными с потребителями. Законом предусмотрена и обязанность потребителей иметь указанные приборы учета, своевременно и в полном объеме оплачивая их приобретение и установку в соответствии с условиями заключенных
договоров.
–Как известно, департамент является не только регулирующим, но и контрольным органом. Много говорится об обязанностях потребителя, но зачастую свои обязательства нарушают как раз-таки монополисты. Какая работа ведется департаментом по пресечению таких нарушений?
– В силу объявленного моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году внеплановые проверки не проводились. Но в пределах своей компетенции по результатам иных форм контроля было выявлено 21 нарушение требований законодательства о естественных монополиях и регулируемых рынках, в частности:  не проведение ежегодной аудиторской проверки, не опубликование ежегодной финансовой отчетности,  необоснованное превышение предельной цены, не предоставление заявки о пересмотре тарифа в общем порядке, не предоставление отчета об исполнении тарифной сметы и др.
Было вынесено 21  предписание.  Также, департамент участвовал в 9 судебных разбирательствах, шесть исков были поданы департаментом, из них 4 иска разрешены в нашу пользу, по 2 искам – предписания исполнены в ходе судебного рассмотрения. Однако и на департамент был  подан  один иск от ГКП «Кызылорда су жуйесі» и  кассационные жалобы  от АО  «Аэропорт Коркыт Ата» на наше постановление, но все эти вопросы были решены в нашу  пользу.
Были рассмотрены 40 ходатайств  субъектов о даче согласия на осуществление иной деятельности, на совершение сделок с имуществом,  на реорганизацию субъекта. С нынешнего года выдаваемые департаментом согласования на совершения этих действий субъектами естественной монополии отнесены к категории разрешительных документов и включены в Реестр государственных услуг. Определены 17 видов разрешительных документов (процедур), которые субъекты естественной монополии могут получить  через Информационную систему «государственной базы данных «Е-лицензирование».
– Одной из основных мер, реализуемых государственными органами, является обеспечение прозрачности проводимых мероприятий. Что делается вашим ведомством в этом направлении?
– Нами были проведены 6 публичных слушаний, в том числе: 5 – при рассмотрении заявки на утверждение тарифов и одно при рассмотрении заявки на утверждение нормативных технических потерь.  60 встреч с трудовыми коллективами и  с населе-
нием по разъяснению вопросов энергосбережения, тарифной политики и установки приборов учета.  Мы провели пресс-туры,  в ходе которых журналисты узнали  о проводимой модернизации за счет инвестиционных программ областных предприятий ГКП «Кызылордатеплоэлектроцентр», ГКП «Кызылорда су жуйеси» и АО «Кызылординская РЭК».
–Известно, что ваше ведомство было реарганизовано...
–Да, это так. Согласно Указу Президента Республики Казахстан от
6 августа 2014 года №875 «О реформе системы государственного управления Республики Казахстан» Агентство РК по регулированию естественных монополий упразднено. Два государственных учреждения –
Агентство РК по регулированию естественных монополий и Агентство РК по защите конкуренции – были объедены в Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики РК. Таким образом, теперь функции двух органов будут осуществляться на мес-
тах территориальным департаментом Комитета.
8-11-2014 08 ноябрь 2014 г. 0 0