• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

Я Б В РАБОЧИЕ ПОШЕЛ – ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ...

«…В ближайшие 2-3 года надо сформировать ядро национальной системы дуального технического и профессионального образования. В перспективе надо предусмотреть переход на гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования…»  
(Из Послания Главы государства народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»).
Казыбек КАМАЛУЛЫ
Я Б В РАБОЧИЕ ПОШЕЛ – ПУСТЬ МЕНЯ НАУЧАТ... Ситуацию, наблюдавшуюся на рынке труда в последние годы, можно оценить как сложную. Многие учреждения профессионально-технического образования оказались на грани выживания. Сокращались учебные часы, уходили квалифицированные преподаватели, был некомплект почти во всех учебных группах.
А ведь, дальнейшее развитие экономики страны невозможно без хорошо налаженной системы профессионального образования. И не случайно этому вопросу особое внимание придает Глава государства Нурсултан Назарбаев, который поручил Правительству страны и акимам регионов приложить все усилия для решения проблемы на
местах. Первым шагом на пути реформирования отрасли стало придание в 2012 году профессионально-техническим учебным заведениям статуса колледжей.
Со дня образования эти учебные заведения области подготовили десятки тысяч рабочих кадров не только для нашего региона. Один только Кызылординский колледж строительства и бизнеса почти за шесть десятков лет существования подготовил более 15 тысяч квалифицированных рабочих.
История учебного заведения началась в 1956 году, когда при тресте «Кызылордастрой» была открыта строительная школа. В разное время она носила название городских профессионально-технических училищ № 112, № 113,
№ 6. Затем стала профессиональной школой, профессиональным лицеем
№ 6. И, наконец, в 2012 году профлицей № 6 стал Кызылординским колледжем строительства и бизнеса.
По словам директора колледжа Орынбая Куанышбаева, с изменением статуса учебного заведения в его жизни стали происходить позитивные перемены. Главное, больше внимания стало уделяться не только получению теоретических знаний, но и практических навыков будущих рабочих. Заметно стала улучшаться учебно-материальная база. В примеру, в том же 2012 году в целях внедрения дуального обучения из республиканского бюджета было выделено 25 миллионов тенге, на что закупили необходимое для учебного процесса оборудование и технику.
– Не так давно у нас не было нормальных инструментов, даже молотка и гвоздей, – говорит директор. – Сейчас есть все расходные материалы, современные станки для работы, скажем, с древесиной. К слову, почти вся мебель в аудиториях, а также двери в ряде кабинетов сделаны руками наших студентов. Наша цель состоит в том, чтобы студент получил у нас как теоретические знания, так и практические навыки. Остальное он постигнет уже на
производстве.
В настоящее время учебное заведение имеет государственную лицензию на обучение студентов по 18 специальностям. Кроме того, в шести группах в течение десяти месяцев проводится переобучение на рабочие специальности в рамках государственной программы «Занятость-2020». Это слесари оборудования отопительных и газовых систем, столяры, рабочие по сборке мебели. В нынешнем году внедрили обучение по двум новым специальностям –
производство изделий из керамики и архитектор-чертежник.
К слову, выпуск изделий из керамики был широко распространен на территории нашей области еще с незапамятных времен и прославил землю Сыра в эпоху Великого Шелкового пути. Сейчас на первом курсе за счет государственного образовательного гранта здесь обучаются 25 молодых людей.  В наше время, когда наблюдается строительный бум,  люди стали больше внимания обращать на архитектуру будущего дома, его дизайн и другие моменты. И потому востребована специальность архитектора-чертежника, которой   также обучаются 25 юношей и девушек. Среди них Дамир Шайымбетов и Акгуль Абайкызы, которые решили после окончания школы поступить в колледж.
– Мне очень нравится здесь учиться, –
говорит Акгуль. – Сейчас мы только начинаем постигать премудрости такой интересной науки, как архитектура. Я хочу стать хорошим архитектором, приносить людям радость.
Как говорит Дамир, с детства он любил смотреть на новые дома и здания и мечтал, что когда-нибудь он тоже сможет разрабатывать эскизы красивых зданий. Теперь у него появилась возможность воплотить в реальность свою детскую мечту.
Студент третьего курса Болат Сера-лиев – почти готовый специалист по сборке мебели. По его словам, работа очень интересная, требующая творческого подхода. Когда что-то удается сделать самому, переполняет гордость. Этому его научили мастера производственного обучения и рабочие в ТОО «Сыр жихазы».
Спрос на специальности каменщика, штукатура, маляра, столяра, плотника и электрика был высоким во все времена. А сейчас они относятся к категории наиболее востребованных и высоко-
оплачиваемых. И потому в сотрудничестве с колледжем заинтересованы многие строительные компании, которые дают заказы, берут студентов на производственную практику. Кстати, студенты за время практики получают зарплату в 30-40 тысяч тенге, а предприятия обеспечивают их питанием и оплачи-вают проезд.
Меняется и психология людей, которые видят, что у строителей хорошая зарплата. И поэтому в нынешнем году конкурс на обучение по строительным специальностям был достаточно большим – по 3-5 человек на одно место.
– Еще одна особенность учебы в колледже в том, что трудоустраиваются практически все наши выпускники, – говорит О. Куанышбаев. – Дело в том, что уже с первого курса в течение трех лет производственную практику студенты проходят непосредственно на стройке. После завершения учебы, как правило, 8 из 10 студентов, проходивших практику, остаются работать на этом предприятии.
Показатель трудоустройства выпускников колледжа составляет 82,7 процента. Это говорит о том, что все выпускники, кроме тех, кто поступил в высшие учебные заведения, переехал в другой город или служит в армии, трудоустраиваются. Выпускники нынешнего года сейчас работают на таких предприятиях, как ТОО «Сыр жихазы», ТОО «Асар ltd», предприятие тепловых сетей, а также в строительных компа-
ниях, которые работают в рамках реализации программы модернизации ЖКХ.
Есть предприятия, с которыми колледж тесно сотрудничает не один год и с которыми сложились крепкие партнерские отношения. Это ТОО «Асар ltd», ТОО «Сыр жихазы»,  ТОО «Абу Сер», ТОО «Альянс» и другие, где студенты проходят производственную практику. Руководители этих компаний постоянно следят за их обучением, принимают активное участие в мероприятиях учебного заведения. А на ежегодной церемонии вручения дипломов представители компаний вручают выпускникам еще и трудовые книжки. Это значит, что молодой человек уже трудоустроен.
Есть еще ряд востребованных на рынке труда специальностей, которым обу-
чают в колледже. К ним можно отнести швей и поваров. В городе более ста предприятий общественного питания, большинству которых требуются квалифицированные повара.
Колледж же в год выпускает лишь 25 специалистов. Только в этом году от крупных ресторанов города поступили заявки на десятки поваров.   
– Отношение к профессиональному образованию изменилось в течение последних пяти лет, – говорит директор. – С каждым годом роль профессионального образования все выше и выше.  Доказательством тому может быть такой факт – некоторые молодые люди, которые не смогли к нам поступить, пишут… жалобы.
Сейчас, чтобы поступить в колледж, нужно пройти достаточно жесткий конкурс. Дело в том, что изменилось отношение людей к профессионально-техническому образованию. Сегодня студенты получают стипендии, бесплатное питание, ежемесячно им выдается по 12 тысяч тенге на проезд. В основном, помощь получают ребята из многодетных, неполных семей, сироты, дети с ограниченными возможностями.
По-иному стали относиться к учебе студенты. Большинство поставили для себя цель выучиться и в кратчайшие сроки освоить свою специальность. Как говорит руководитель учебного заведения, было время, когда в одном классе сидели по три-четыре человека, а остальные просто не приходили на занятия. Сегодня же молодые люди стараются не пропускать лекции и семинары.
Совершенно по-другому стали смотреть на обучение в колледже и родители. Директор показал мне ведомости, по которым студенты получают деньги на проезд в общественном транспорте. Кроме категорий студентов, о которых говорилось выше, такие деньги выделяются учащимся в том случае, если  доходы родителей не соответствуют необходимому уровню. Сегодня в группе из 25 студентов помощь получают от восьми до двенадцати человек. Это говорит о том, что половина, а иногда и больше половины студентов – выходцы из обеспеченных семей.
Сейчас многие родители стали понимать, что если их ребенок поступит в колледж и получит рабочую специальность, которая востребована на рынке труда, это обязательно отразится на положении всей семьи. Квалифицированные рабочие сегодня востребованы везде. В течение года в колледже строительства и бизнеса не могли найти человека на место преподавателя по специальности «тракторист-экскаваторщик». Несмотря на то, что здесь созданы все условия, на работу люди идут неохотно. Их не устраивает зарплата в 46 тысяч тенге, так как на производстве тракторист зарабатывает от 200 до 300 тысяч тенге.
– Люди сейчас видят, где выгоднее работать, они сравнивают и делают соответствующие выводы, – говорит
О. Куанышбаев. – И действительно, что лучше – получить высшее образование и сидеть без работы или поступить в колледж, получить рабочую специальность и зарабатывать хорошие деньги?
В целях внедрения дуального обучения в 2012 году из республиканского бюджета было выделено 25 миллионов тенге, на которые закупили необходимое для учебного процесса оборудование и технику. В прошлом году при непосредственном содействии акима области колледжу было выделено 30 миллионов тенге. На эти деньги приобрели станки для выпуска стеновых панелей, шлакоблоков, брусчатки, а также передвижную лабораторию. Благодаря ей появилась возможность проверять качество песка, глины, кирпича и других материалов непосредственно на строительной площадке. Раньше преподаватели ограничивались лишь теоретическими занятиями, а выпускники не имели практических навыков и терялись, когда впервые попадали на стройку. А сейчас один день в неделю у студентов полностью посвящен производственному обучению.
Однако говорить, что все вопросы решены, было бы преждевременно.
– Во-первых, вся наша система подчиняется областному управлению образования. При распределении средств мы остаемся на вторых ролях, поскольку приоритет отдается общеобразовательным школам. Во-вторых, делами и проблемами 34 колледжей области в управлении занимаются всего три человека. Нам нужен свой методический центр, при содействии которого мы могли бы распространять в республике учебники и методические пособия, написанные нашими же
преподавателями.
Директор сетует на то, что сейчас на многих строительных объектах, где должны работать триста человек, трудятся не более ста, в подавляющем
своем большинстве гастарбайтеры. По его словам, было бы неплохо, если бы такие вопросы регулировались с
помощью областного управления
предпринимательства.
К сожалению, есть строительные компании, которые не берут на производственную практику студентов. А было бы хорошо, если бы на строительстве многоэтажных домов работали молодые люди, которые обучаются на каменщиков, штукатуров, сварщиков и других специальностей. Их можно оформить как учеников или помощников и выплачивать им небольшую зарплату. И лишь потом можно предъявлять претензии по поводу низких знаний у студентов.  
Другой пример. Не секрет, что у начинающих фермеров часто имеет место падеж скота или есть другие проблемы. Дело в том, что большинство из них не имеет понятия о работе с домашними животными, о том, как за ними ухаживать. В ряде случаев люди не могут потом рассчитаться с полученными кредитами. Они могли бы пройти в колледже двухмесячное обучение, которое стоит 18 тысяч тенге, и получить первоначальные знания.
Однако, несмотря ни на что, Кызыл-
ординский  колледж строительства и бизнеса работает и уверенно смотрит в завтрашний день. При содействии руководства области, в 2015 году начнется строительство комплекса для учебного заведения с учебным корпусом на 400 мест, общежитием на 200 мест, мастерскими и другими необходимыми помещениями.
Фото автора.
8-11-2014 08 ноябрь 2014 г. 0 0