• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТРОТУАРНЫЙ ТУПИК

ТРОТУАРНЫЙ ТУПИКИгорь ТИТЕНОК
На недавнем совещании по развитию Кызылорды аким области Крымбек Кушербаев опять обратил внимание городских властей, что многие улицы по-прежнему проектируются и исполняются без тротуаров, что подвергает опасности пешеходов, создавая и другие неудобства. К этому хочется добавить, что и часть построенных тротуаров сделана с наплевательским отношением к пешеходам. У тех, кто привык и любит передвигаться на своих двоих, складывается впечатление, что те, кто проектирует, строит тротуары, вместе с теми, кто делает экспертизы ПСД, подписывает акты сдачи в эксплуатацию этих объектов, считают пешеходов горожанами второго сорта,  для которых можно делать тяп-ляп.
Перейдем к примерам, которые наглядно подтверждают этот пешеходный вывод. Вы идете по брусчатке вдоль канала по проспекту Жибек жолы в сторону Тасбогета. Это, наверное, лучшая пешеходная дорожка города. Тут и фонари, и урны, и лавочки, вода журчит, с другой стороны – деревья, газон, цветники,  и мусор постоянно убирают, пересечения с дорогами обозначены «зебрами». Идешь и радуешься, слова благодарности тем, кто это все спроектировал и построил, вертятся в голове. И они там и останутся, если   вы свернете с этого прекрасного тротуара на въезде в микрорайон «Сырдарья», а если захочется дойти до мечети, то убедитесь, что этот тротуар тупиковый. Вы доходите до заднего двора АЗС и понимаете, что забота о вас оборвалась, как туалетная бумага на ветру.
Проспект Жибек жолы  во всем своем шестиполосном движении продолжается, а его тротуар по этой стороне закончился. Вот скажите, пожалуйста, мог бы какой-нибудь проектировщик спланировать автодорожную часть улицы так, чтобы она метров на тридцать прервалась без проезда, а потом продолжалась бы? Идиотский вопрос. Такого проектировщика подняли бы на смех, проект «зарезала» бы экспертиза.  Даже (в фантастическом варианте) если представить, что дорогу с паузой все-таки построили, то кто осмелится подписать акт о приемке её в эксплуатацию? А если такая ситуация будет с тротуаром, то, как видим, и проектируем, и строим, и подписываем назло пешеходам.
Вот другой пример. Совсем недавно (год или два назад) прошла реконструкция улицы Женис. По обеим сторонам сделаны весьма приличного качества пешеходные асфальтовые дорожки. За автовокзалом если двигаться на юг, по левой стороне тротуар неожиданно упирается в железнодорожный контейнер. Его надо обойти по проезжей части и дальше опять по тротуару. Первая мысль: кто-то поставил контейнер на тротуар и не сегодня-завтра его уберет. Когда приглядишься, то видишь, что тротуар строился с учетом стоящего здесь контейнера. Опять у меня глупый вопрос: нашел бы городской акимат мужество и средства убрать этот контейнер, если бы его кто-нибудь вздумал поставить на проезжей части улицы? Это было бы сделано за часы. На пути же пешехода, как видим, что угодно можно поставить и навсегда.
Можно сделать для пешехода очень хороший тротуар, но периодически он будет вызывать у пешехода желание убить проектировщика. Так сделан тротуар рядом с областным медицинским центром, вернее, его часть до пересечения с проспектом Астана. Когда сухо, ходить здесь по узорной брусчатке среди клумб и деревьев – сплошное удовольствие. Но вот прошел дождь, и во что превратился тротуар, вы видите на снимке. Пешеход по газону и клумбам выбирается на дорогу и обходит стороной тротуар. Проектировщик знал, что любые осадки сделают его творение непроходным, но ему было на это наплевать. Его примеру последовали строители и те, кто подписал акт приемки этого плавательного тротуара.
Точно такой тротуар есть на улице Бухарбая батыра в микрорайоне «Шугыла». Асфальтовая дорожка здесь окантована бордюрами, так что после дождя вода на тротуаре еще пару дней стоит, а пешеходы обходят свою дорожку по проезжей части.
Так же поступают пешеходы по улице Муратбаева напротив школы №198. Здесь при расширении дорожной части улицы умудрились оставить пешеходам тротуар шириной сантиметров сорок. Нечто подобное есть и на улице Коркыта- ата ближе к реке.
Как пешеходу мне непонятно, где проходит граница ответственности за мою безопасность между коммунальными службами города и дорожной полицией. Вот по улице Бейбарса, напротив Назарбаев школы, появился желто-белый дорожный переход, как и положено обозначенный с двух сторон соответствующими знаками. По здравому смыслу, вековой практике цивилизованных стран пешеходный переход типа «зебра» обязательно соединяется с тротуарами по обе стороны дороги. Но здесь здравый смысл отсутствует: переход – отдельно, тротуары – отдельно. То же самое и с автобусными остановками по этой улице. Для без-опасности они устроены в «карманах» дороги, сами сооружения красивы и удобны, но опять-таки с пешеходными дорожками остановки не соединены. Такое ощущение, что проектировщик уверен, что пассажиру автобуса дальше остановки некуда пойти. А он пойдет по проезжей части, подвергая свою жизнь опасности, а жизнь тех, кто все так устроил, – ругательству.
На этой улице Бейбарса отличные пешеходные дорожки: брусчатка и большей частью меж двух рядов уже взрослых ив. Здесь приятно прогуляться. Мужчинам. Можно и женщинам, но только на каблуках диаметром не менее четырех сантиметров. Дело в том, что здесь есть несколько переходов через канал в металлическом ступенчатом исполнении. Такие переходы через трубопроводы вы можете увидеть на всех нефтепромыслах региона. Рефленная сетчатая поверхность ступенек очень практична – она не скользит в любую погоду. Ну и, разумеется, это все рассчитано на спецобувь, в которую обуты все без исключения нефтяники. Её  обязаны надевать и все, кто приезжает на промыслы.
Когда служил в армии, у нас на боевой позиции тоже были такие переходы. А вот в расположении городка, где жили пятьсот солдат и офицеров, сетчатое железо было покрыто досками – потому что в части работали две медсестры и одна продавщица. От командира дивизиона до последнего «тормоза» части было понятно, что нельзя подвергать опасности женщину на каблуках.
К этому надо добавить, что железные ступени  сварены не очень. По крайней мере, железо на паре ступенек уже отвалилось. Когда я иду с девушкой и обхожу эти переходы по дороге, всегда почему-то хочется заглянуть в глаза тому, кто перетащил военно-промысловые переходы в город. Хочется увидеть в этих глазах мысль. Есть ли она там?
Несколько лет назад в Кызылорде за один сезон было заасфальтировано практически сто улиц. Это был грандиозный прорыв для нашего города. Асфальт увидели дороги, которые его уже и не ждали. Даже самые ворчливые автомобилисты признали, что ситуация коренным образом  поменялась к лучшему. Но только по дорогам. По тем сведениям, которые удалось добыть автору в тот год ударного дорожного строительства, только семь улиц из упомянутых ста вместе с асфальтом на проезжей части получили такое же  покрытие на тротуарах. Так что в тот год пешеходы проиграли автомобилистам со счетом 7:100.  Далее это соотношение особо не менялось.
Хотя справедливости ради надо отметить, что реконструкция центральных улиц последние два года делается по полному профилю, то есть с тротуарами. Но это опять-таки не половина и даже не треть улиц, где запланирован  ремонт.
Отсутствие тротуара в проекте даже год-два уже создает трудности, если  в дальнейшем решим  построить здесь что-то путное для пешеходов. Взять, к примеру, десятки улиц в микрорайоне с народным названием «Взлетка». Тротуаров здесь нет почти нигде. Многие хозяева домов, решив, что их никогда не будет, начали осваивать территории от дороги до забора. Здесь появились сотни палисадников с только посаженными или уже взрослыми деревьями. Завтра, если здесь начнется строительство тротуаров, проектировщик ведь наверняка не возьмет в расчет эти деревья. Хотя их вполне можно обойти брусчаткой. Но будет ли кто-нибудь продуманно заниматься здесь устройством тротуаров? Примеры, приведенные выше, заставляют в этом сильно сомневаться.
Есть сомнения и насчет того, что городская власть сможет убрать с тротуаров самовольно воздвигнутые препятствия для пешеходов. Сомнения эти обретают уверенность, когда видишь, что эти самые власти сами творят пешеходу препятствия. Тот же надоевший нашим читателям пример, когда управление внутренних дел у своего здания огородило тротуар, устроив здесь зону пропуск-ного режима, а пешеходы вынуждены идти по проезжей части, которую заботливые полицейские отгородили маленьким заборчиком, который снесет  даже «Ока». Этот вопиющий пример захвата коммунальной собственности вдохновляет наших граждан тоже особо не стесняться, когда возникает желание увеличить свой надел за счет тротуаров. У нас теперь сотни примеров, когда владельцы домов выходят забором за границы своего участка, выталкивая пешехода на проезжую часть.
Сквозь пальцы смотрит городская власть на то, что практически все тротуары вокруг рынков, торговых домов превратились в торговые ряды.
На всех регулируемых перекрестках зеленый счет светофора дарует пешеходу равные с водителем права и даже дает некоторые преимущества (при повороте водитель обязан пропустить пешехода). К сожалению, во всем остальном пешеход в Кызылорде в правах сильно ущемлен.
Р.S.  О велосипедистах же вообще помолчим.
№80-81 7 июня 2014 г 07 июнь 2014 г. 0 0