ВТОРАЯ ЖИЗНЬ КОМИССИОНКИ
Светлана ЮГАЙ
Среди кызылординцев среднего и старшего возраста мало кто не помнит комиссионки. А вот для молодых – это понятие новое. Но все новое, как говорится, это хорошо забытое старое. И комиссионные магазины сейчас переживают второе рождение. Они есть во многих городах Казахстана. Совсем недавно комиссионка появилась и в Кызылорде.
В советские времена, в эпоху «железного занавеса» только в таком месте можно было найти импортную бытовую технику, одежду и прочие малорас- пространенные в советском быту предметы. А продажа своего собственного добра иными, кроме как через комиссионный магазин, способами и вовсе считалась спекуляцией. Хотя сейчас вопрос приобретения того или иного товара упирается только в финансовые возможности, а продать ненужные вещи можно через многочисленные Интернет-магазины и бесплатные объявления в газете, практика казахстанских комиссионок показывает их необходимость и высокий спрос у населения.
– Все началось с того, что я устала от старых ненужных вещей, которые захламляли квартиру, – рассказывает директор магазина «Комиссионер» Наталья Егай. – И вроде бы, они никому не нужны, а выкинуть жалко. Тогда-то и возникла идея собирать и перепродавать такие вещи. Около года я вынашивала ее, общалась в Интернете с владельцами комиссионок в других городах Казахстана и России. Потом поделилась идеей с супругом, он меня поддержал.
Для комиссионки семья выбирала спальный район с большой плотностью жителей. Микрорайон «Акмешит» казался самым оптимальным вариантом. Здесь Наталье удалось снять недорогое помещение, и закипела работа.
– В этом помещении в советское время располагался гастроном, – рассказывает она. – А до недавнего времени здесь оказывали услуги по чистке ковров. Условий не было никаких. Мы договорились с владельцем о том, что будем делать ремонт в счет аренды, занялись отделкой стен, заменой дверей, отмыванием пола. Провели электричество, закупили мебель и стеллажи, сделали рекламу. Четырнадцатого июня мы официально открылись для сбора товара, но дело пока продвигается медленно. У народа нет доверия к нам. Клиенты заходят, видят пустые прилавки и уходят. Никто не хочет быть первым, боятся мошенничества. Хотя мы обязательно оформляем документы, заключаем договор с тем, кто хочет оставить свои вещи нам на комиссию.
Для тех, кто не знаком с деятельностью комиссионных магазинов, скажу, что это магазин, в котором продаются вещи, принятые от клиента. Клиент, сдавший вещь, в случае ее продажи получает часть ее стоимости, от 70 до 90%. Магазин же получает вторую часть – комиссионный сбор.
– Изначально была идея сделать комиссионку узкопрофильную, ориентированную на детские товары, – говорит Наталья. – Потому что дети растут быстро и оставшиеся от них вещи зачастую в очень хорошем состоянии, а деть их некуда. Особенно короток срок службы у детских колясок и ходунков, кроватей, манежей, автокресел. Быстро перерастают детки и одежду, на которой родители обычно не экономят. А потом выкинуть хорошую фирмовую одежку жалко, дарить вещь, бывшую в употреблении, неудобно. Вот тут на помощь и приходят комиссионные магазины.
Поразмыслив, Наталья решила, что создавать узкопрофильный комиссионный магазин нецелесообразно. Поэтому к списку вещей, которые магазин готов взять на комиссию, добавились взрослая одежда, кое-какая бытовая техника, компьютеры и комплектующие. За техническими новинками тоже сложно угнаться, но люди все равно спешат обновлять телевизоры и мобильники. Старые, обычно, передариваются или складируются в дальний угол за ненадобностью. К слову, весь товар, который приносят в комиссионку, должен быть в исправном состоянии, вещи чистыми и пригодными к использованию.
– Цена на товар будет устанавливаться по обоюдному соглашению сторон, – говорит Н. Егай. – И не должна превышать 70% от реальной рыночной цены такого же товара. Зная, что товар в комиссионках приобретают в основном люди с невысокими доходами, наша цель – продавать товары как можно дешевле. Главное преимущество покупки в комиссионке и отличие от приобретения товара через Интернет или объявление в газете в том, что клиент не будет покупать «кота в мешке». Оценив товар визуально, потрогав его, проверив качество и состояние, клиент будет уверен в том, что приобретает.
Сейчас первая современная кызылординская комиссионка заполняет витрины, привлекая к этому знакомых и родных сотрудников магазина. К концу месяца магазин должен заработать в полную силу. И уже потом будет видно: комиссионка – пережиток прошлого или же необходимый и востребованный в условиях современных реалий сегмент розничной торговли.