ДЕПОЗИТ ОТБИВАЕТ АППЕТИТ
Наталья ЧЕРНЕЙ
«На днях с однокурсником зашли в небольшое кафе в районе центральной площади, заказали 2 чашки чая. Официант сказала, что обслуживать нас не будет, если мы не закажем горячее. На вопрос, зачем мне горячее, ответ был прост: надо же как-то деньги поварам платить. После 20-минутного объяснения с официантом ко мне подошла администратор кафе и предложила вообще покинуть их заведение, если мне что-то не нравится. Мало того, она сослалась на закон о защите прав потребителей, где якобы сказано, что если заведение частное, то может устанавливать свои правила. Увидев, что беседу записывают на сотку, девушка пришла в себя и попросила официанта принести мне мой чай. А вечером с друзьями решили пойти в караоке-клуб. На входе сразу предупредили: «Депозит на одного человека в будние дни – 3000 тенге, в пятницу и субботу – 5000 тенге». Хотите – платите и заходите, нет – уходите. У нас частное заведение, свои правила. Правомерно ли такие действие?
Серик Нуркишев».
Права потребителей у нас нарушаются на каждом шагу. В последнее время в кафе и ресторанах Кызыл- орды появилась новая мода – взимание с клиентов депозитов, некоторые особо предприимчивые бизнесмены называют их контрамаркой. Оплатите сначала депозит – такой фразой вам могут испортить настроение официант или администратор. Это значит, что перед тем, как вас начнут обслуживать, вы должны заплатить определенную сумму (за столик от 10 и выше тысяч тенге). И только тогда вы получаете право делать заказ. При этом, если вы закажете еды и напитков на меньшую сумму, сдачи не будет. За разъяснением мы обратились к юристу Максуту Исабаеву:
– Слава Богу, что в магазинах у покупателей не требуют сразу при входе отдать в кассу «депозит», а потом идти и выбирать товар на сумму не менее чем 5000 тенге. А если серьезно, то меню в кафе, ресторанах и забегаловках, говоря юридическим языком – это публичная оферта. То есть это предложение о заключении сделки с тем, кто отзовется. Поэтому отказы заведений в обслуживании посетителей по мотивам неоплаты «депозита» или отказа «брать горячее» – незаконны. Надо не стесняться обжаловать такие действия в законном порядке и привлекать виновных лиц к ответственности, а также понуждать нарушителей через суд заключать с вами публичный договор и возмещать моральный вред. Я уже не говорю, что объявления типа «администрация имеет право отказать в обслуживании любому посетителю без объяснения причин» – наглейший плевок на закон.
Нередко в кафе и ресторанах можно увидеть табличку: «Администрация не несет ответственности за сданные на хранение вещи». Это незаконно, так как Гражданский кодекс обязывает их нести ответственность за ваше имущество.
Еще одно явление, которое часто встречается: плата за вход. Если в заведении нет никакого театрализованного зрелища (шоу-программы, «живой» музыки и т.д.) и вам не дают взамен билет или талон, то это считается неправомерным условием. Вход сам по себе – не услуга и не товар. Еще один пункт – увеселительные заведения нередко пытаются возложить ответственность за бой посуды на посетителей. При этом размер ущерба устанавливается заранее в виде прописанных в меню сумм, типа «бой бокала – 2000 тенге». Если случилось нечто такое, то обычно администрация находит правомерным не выпускать и удерживать посетителя, как преступника, если он не согласен возместить ущерб по тем или иным причинам. Ни в коем случае заведение не имеет права вымогать за это деньги. Если посетитель не согласен, то заведение вправе зафиксировать факт и, оценив реальный ущерб, обратиться в полицию, если это умышленная порча… Или в суд с иском о взыскании ущерба! Вместо этого часто незаконно устраивается самоуправство.