• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ДЕПОЗИТ ОТБИВАЕТ АППЕТИТ

Наталья ЧЕРНЕЙ
«На днях  с однокурсником зашли в небольшое кафе в районе центральной площади, заказали  2 чашки чая. Официант сказала, что обслуживать нас не будет, если мы не закажем горячее. На вопрос, зачем мне  горячее, ответ был прост: надо же как-то деньги поварам платить. После 20-минутного объяснения с официантом ко мне подошла администратор кафе и предложила вообще покинуть их заведение, если мне что-то не нравится. Мало того, она сослалась на закон о защите прав потребителей, где якобы сказано, что если заведение частное, то может устанавливать свои правила. Увидев, что беседу записывают на сотку, девушка пришла в себя и попросила официанта принести мне мой чай.   А вечером с друзьями решили пойти в караоке-клуб. На входе сразу предупредили: «Депозит на одного человека в будние дни – 3000 тенге, в пятницу и субботу –  5000 тенге». Хотите – платите и заходите, нет – уходите. У нас частное заведение, свои правила.  Правомерно ли такие действие?
                                                                        Серик Нуркишев».
Права потребителей у нас нарушаются на каждом шагу. В последнее время в кафе и ресторанах Кызыл- орды появилась новая мода – взимание с клиентов депозитов, некоторые особо предприимчивые бизнесмены называют их контрамаркой. Оплатите сначала депозит – такой фразой вам могут испортить настроение официант или администратор. Это значит, что перед тем, как вас начнут обслуживать, вы должны  заплатить определенную сумму (за столик от 10 и выше тысяч тенге). И только тогда вы получаете право делать заказ. При этом, если вы закажете еды и напитков на меньшую сумму, сдачи не будет. За разъяснением мы  обратились к юристу  Максуту Исабаеву:
– Слава Богу, что в магазинах у  покупателей не требуют сразу при входе отдать в кассу «депозит», а потом идти и выбирать товар на сумму не менее чем 5000 тенге. А если серьезно, то  меню в кафе, ресторанах и забегаловках, говоря юридическим языком – это публичная оферта. То есть это предложение о заключении сделки с тем, кто отзовется. Поэтому отказы заведений в обслуживании посетителей по мотивам неоплаты «депозита» или отказа «брать горячее» – незаконны. Надо не стесняться обжаловать такие действия в законном порядке и привлекать виновных лиц к ответственности, а также понуждать нарушителей через суд заключать с вами публичный договор и возмещать моральный вред. Я уже не говорю, что объявления типа «администрация имеет право отказать в обслуживании любому посетителю без объяснения причин» – наглейший плевок на закон.
 Нередко в кафе и ресторанах можно увидеть табличку: «Администрация не несет ответственности за сданные на хранение вещи». Это незаконно, так как Гражданский кодекс обязывает их нести ответственность за ваше имущество.
Еще одно явление, которое часто встречается: плата за вход. Если в заведении нет никакого театрализованного зрелища (шоу-программы,  «живой» музыки и т.д.) и вам не дают взамен билет или талон, то это считается  неправомерным условием. Вход сам по себе – не услуга и не товар.      Еще один пункт – увеселительные заведения нередко  пытаются возложить ответственность за бой посуды на посетителей. При этом  размер ущерба устанавливается заранее в виде прописанных в меню сумм, типа «бой бокала – 2000 тенге». Если случилось нечто такое, то обычно администрация находит правомерным не выпускать и удерживать посетителя, как преступника, если он не согласен возместить ущерб по тем или иным причинам. Ни в коем случае заведение не имеет права вымогать за это деньги. Если посетитель не согласен, то заведение вправе зафиксировать факт и, оценив реальный ущерб, обратиться в полицию, если это умышленная порча… Или в суд с иском о взыскании ущерба! Вместо этого часто незаконно устраивается самоуправство.
№88-89 21 июня 2014 21 июнь 2014 г. 0 0