• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

АККОРДЫ КАМЕННОЙ СИМФОНИИ

АККОРДЫ КАМЕННОЙ СИМФОНИИ    Владимир ВОРОБЬЁВ
Руками Жаркена Исмагулова сделано немало скульптурных работ. Среди них — бюсты  Темирбека Жургенова возле школы №123 в Жалагаше и воина-афганца Б. Шалгимбаева возле школы № 217 в Кызылорде, памятник ветеранам Великой Отечественной войны в ауле Акарык и бюст общественного деятеля Ильяса Кабылова в ауле Мадениет Жалагашского района, памятник «Батыры Сыра» перед центральным входом  в город-ской парк культуры в Кызылорде, комплекс «Кобыз Коркыта-ата» в Астане на пересечении Абая и Валиханова  (подаренный кызылординцами на десятилетие столицы) и другие.
В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние.
Каждый памятник, каждая скульптурная работа дороги мастеру, и выделить лучшие он не может. Но всё же две работы  стали наиболее значимыми вехами в творчестве Ж. Исмагулова –это монументальный комплекс легендарного Коркыта-ата на берегу Сырдарьи (1999 – 2000 годы) и памятник Бухарбаю батыру в микрорайоне «Шугыла» в Кызылорде (2012 г.).  
Создание монументального памятника Бухарбаю батыру стало для мастера трудной творческой задачей.  С образом батыра он знаком с детства и хорошо представлял его значение в нашей истории. Но реального, конкретного изображения прославленного полководца нет. Пришлось делать несколько вариантов эскизов. Наиболее удачный  прошёл несколько конкурсов на областном и республиканском уровнях. Затем был ещё один конкурс – три завода из Караганды, Астаны и Алматы, специализирующиеся на литье монументальных памятников,  соревновались за право изготовления скульптуры Бухарбая батыра. Выиграли алматинские специалисты, они и выполнили  заказ. Фигура батыра отлита из бронзы, а постамент сделан из гранита.
Что является самым трудным в создании монументальных памятников, какой этап работы наиболее важен?  Лёгких этапов, по словам Ж. Исмагулова,  в работе скульптора нет. На каждом нужны определённые усилия. Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. В творческом отношении наиболее труден этап изготовления эскиза из пластилина. Порой много вечеров мастер лепит и лепит, а ничего путного не выходит. Перебирает всевозможные варианты, пока не получится что-то интересное.     
Ваятель  при создании того или иного памятника, а тем более большого комплекса, должен ощущать его целостность и завершённость,  учитывать пространство и фон. Памятник не должен теряться среди крупных построек, его восприятию не должны мешать детали городского ландшафта, не соответствующие исторической эпохе или стилю. Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта.
В этом отношении хорошим примером является памятник Бухарбаю батыру в микрорайоне «Шугыла». Он хорошо просматривается со всех сторон и украшает площадь. За два года этот памятник стал важной достопримечательностью  города.
Впереди у Ж. Исмагулова обширные планы. И работы хватит надолго. Но мастер этому только рад. Чем больше работы, тем больше возможностей реализовать свои творческие задумки.
№88-89 21 июня 2014 21 июнь 2014 г. 0 0