«Я ПИШУ ТЕБЕ С ФРОНТА»
Особенно ценными для тех, кто находился в тылу, были письма с фронта…Эти заветные треугольники от отцов, сыновей, дочерей ждали матери и сестры, жены, дети и любимые девушки. Короткие, скупые на чувства, но такие искренние послания… Между строк родные пытались прочесть, здоров ли автор письма, не голоден ли.
Каждый день почта доставляла адресатам тысячи писем. Но лишь малая их толика, попавшая в архивы и музеи, опубликованная в годы войны в местных газетах, дошла до наших дней. Вот письмо командира отделения, где служил славный сын земли Сыра Жаппасбай Нурсеитов, награжденный за боевые заслуги Золотой Звездой Героя Советского Союза, которое было адресовано матери, живущей в поселке
Теренозек:
«Дорогая Айша! Большое спасибо за то, что Вы воспитали настоящего батыра. Вместе с Вами мы, офицеры, рядовые воины-сослуживцы, гордимся мужеством, отвагой, бесстрашием Жаппасбая Нурсеитова, которые он проявил в схватке с фашистами. Он быстро овладел воинским мастерством, научился пользоваться многими видами боевой техники. Образец мужества и стойкости Ваш сын проявил в битве за Днепр, уничтожив 150 немцев. Вот какого славного бойца воспитали Вы! И спешим поделиться этой радостью с Вами! Желаем Вам крепкого здоровья! Привет от нас всем односельчанам!».
Кызылординец старший лейтенант Борис Калашников писал домой «Здравствуйте, дорогой папа, дорогие мама, Ларочка и Женя! Шлю вам свой горячий-горячий привет и крепко-крепко целую! Папа, получил от тебя письмо. Благодарю за него и за табак, который ты выслал. Прости за то, что задержал с ответом, так как у нас завязались бои с врагом. После нашего удара гитлеровцы еле ноги унесли. Хотя, конечно, и мы потери понесли. С некоторыми товарищами пришлось проститься. Война без потерь не бывает… Вы, находящиеся в тылу, будьте уверены, что фашистской сволочи скоро будет конец. Не все время врагу топтать наши хлеба, убивать детей, матерей, отцов. Скоро, скоро наши войска перейдут в наступление. И если придется пасть в бою, то отдам жизнь за свою любимую Родину, по примеру погибших товарищей… В следующую получку вышлю тебе, папа, денег, выпей сто грамм за нас бойцов…продолжай работать по-стахановски и помогать родной Красной Армии. А когда разобьем врага, приеду – выпьем вместе. Еще раз целую тебя, маму, Женю и Ларочку! Лейтенант Б. Калашников, 24.8.42.».
А в октябре 1943 года семья Калашниковых получила другое письмо. Оно принесло в их дом страшную весть. Сына, которому не было еще и двадцати лет, больше нет:
«Командир подразделения части 24446 старший лейтенант Борис Григорьевич Калашников, уроженец Каз. ССР г. Кзыл-Орда, в бою …проявив геройство и мужество, убит 5.10.43.г. Похоронен возле деревни Быстрень Дрыбенского района Могилевской области БССР».
Похоронки, словно гром средь ясного неба, обрушались на головы родных, окутывая чернотой любящие сердца. Боль от потери самого родного, самого любимого человека на земле серебрила волосы, заставляла скупые слезы вырываться из мужских глаз, срывала голоса и рушила надежды. Одна только вера в победу, в то, что боец погиб не зря, заставляла жить и работать дальше.
Письма с фронта адресовали не только самым родным людям, но и всем землякам. Одно такое письмо от рядового солдата Рай Абдикалыкова из колхоза «Бирлестик» Сырдарьинского района читали на колхозном собрании:
«Уважаемые земляки! Посылаю горячий привет с фронта. Хочу поделиться с вами радостной вестью: гоним ненавистного врага на запад. Идут жестокие бои. Я в последнем бою убил 18 фашистов. На общем собрании гарнизона мне объявили благодарность. Пишу это письмо перед боем. Уверен, мы разобьем врага! До встречи! Ваш колхозник Р. Абдикалыков».
Это письмо вселило новую надежду в колхохников. С верой в то, что наши солдаты обязательно добудут победу, весь «Бирлестик» принялся собирать провизию для бойцов. И уже на следующий день было собрано и отправлено на фронт 360 килограммов проса, 800 килограммов сушеной дыни, 200 килограммов мяса.
Письмо от майора М. Садибекова: «Это письмо я пишу перед очередной атакой, которая начнется через два часа. Среди солдат, участвующих в ней, немало и кызылординцев. Очень горжусь моими земляками. Они уже участвовали в нескольких боях и показали героизм. В течение нескольких дней идут бои, мы освобождаем село за селом. Удается это с трудом, ведь враг не хочет сдаваться, и приходится прикладывать немало усилий, чтобы его победить. Хотя мы теряем при этом своих друзей-однополчан. Хочу рассказать об одном бое. Мы освобождали очередное село, когда наткнулись на вражеский дзот. Фашисты яростно атаковали нас, и нам пришлось остановиться. Но, недолго думая, аралец, лейтенант Шомбай Отепбергенов встал и со словами «За Родину! За Сталина!» пошел в атаку. Увидев это, солдаты взялись за оружие и пошли за ним. Дзот был уничтожен, победа была за нами! Отважный лейтенант Отепбергенов в том бою уничтожил свыше двадцати немецких офицеров и солдат. Еще один наш земляк-кармакшинец военный фельдшер Нуролла Алмагамбетов тоже показал героизм. С поля боя он вынес и спас жизни 30 советских солдат. За это он был награжден орденом Красной Звезды! Вот какие герои служат в Советской Армии, знайте об этом, мои земляки, и гордитесь!..».
А вот что пишет в своем письме землякам с фронта старший лейтенант Ф.С. Роганов: «Прочитал в «Правде» о том, что кызылординские колхозники Кашакбай Примов, Ибрай Жахаев, Ким Ман Сам выделили личные средства на строительство военной техники. Я безгранично рад за своих земляков, за их гражданскую позицию и общее стремление разбить врага. Это придает нам, воинам, новые силы, поднимает наш боевой дух. Я горжусь своими земляками из Чиилийской строительной отрасли и Кармакши, с кем довелось мне работать. Дорогие земляки! Я — командир отделения. И от имени своих сослуживцев уверяю, что на построенных на ваши средства орудиях будем бить врага до конца. Ждите нас с победой!»
Война ставила перед работниками связи ответственные задачи: нужно было не только обеспечить бесперебойную почтовую связь, но и доставлять с фронта и на фронт письма. Трудно переоценить, какую моральную силу воздействия имели эти весточки. Бойцы сравнивали их с лишней обоймой патронов, выпущенных по врагу. А дома заветный треугольничек ждали как весть о том, что жив, жив солдат…
С фронта приходили почтовые открытки «Боевой привет с фронта», «Били, бьём и будем бить!», или же обратные «Воин Красной Армии, спаси!», «Отцу на фронт. Папа, бей фашистов!», «Пламенный привет бойцам наступающей армии!» и другие. И эти открытки были дороже всего на свете. А если с фронта или на фронт приходила фотография… Письма, открытки и фотокарточки бережно хранились в нагрудных карманах солдат, поближе к сердцу. Перечитывая их перед очередным наступлением, боец набирался сил и мужества, зная, что отступать некуда, потому что за спиной Родина, дом, мама, любимая…