Мира ЖАКИБАЕВА

В области полным ходом идет уборка бахчевых. «Полосатые» рейсы ежедневно совершаются в Кызылорду и в другие населенные пункты. Как считают бахчеводы, вырастить урожай можно, а вот везти его на продажу и выгодно реализовать — проблема. Нет в Кызылорде специализированного рынка.
В этом году сезон местных арбузов начался 10 июля. В Кызылорде есть несколько мест, где разрешено торговать местным бахчеводам. Одно из них – территория близ 3-го укрупненного квартала на берегу Сырдарьи. Сейчас здесь идет ремонт дороги, поэтому все торговцы разбрелись кто куда. Одни нашли себе место у оптового магазина «Пилот», другие на территории перед рынками «Мирас», «Султан», на площади Коркыта-ата, где обычно проводятся ярмарки. Горы арбузов и дынь на тротуаре, рядом проезжают машины, но выхода у бахчеводов нет – сейчас самый разгар, и через месяц завершится сезон. Поэтому нужно успеть распродать этот урожай.
– В прошлые годы мы продавали дыни и арбузы на площадке у реки, теперь пришлось перебраться сюда, —рассказывает бахчевод Гульмира Алимова. – Неужели нельзя было отремонтировать дорогу раньше? Здесь очень неудобно торговать, того гляди наедет машина на арбуз или останется под колесами покупатель.
С ее мнением согласен и Валерий Ким из аула Авангард Шиелийского района.
– Мы во многих городах России торговали, в Северном Казахстане, — говорит он. – Там есть спецрынки для местных крестьян, плати за место и торгуй. У нас же никаких условий, вся торговля на обочинах.
Валерий уже двадцать лет выращивает полосатую ягоду. Он считает, что бахчеводство — дело очень прибыльное, хотя и хлопотное. Бахча – не для лентяев. Сейчас почти у всех бахчеводов транспорт свой, многие вывозят урожай самостоятельно и сами реализуют. Если приезжает перекупщик и с поля забирает урожай, то в этом году оптовая цена для него за килограмм арбуза 15 тенге. Если сам вывозишь урожай и продаешь в розницу, то уже по 35 тенге за килограмм, а оптом — по 30. В этом году цены на арбузы и дыни ниже прошлогодних, потому что дынная муха – опасный вредитель бахчевых ¬— в нынешнем сезоне практически не появлялась на бахче, и удалось сохранить урожай.
– В этом году один кузов арбузов распродаем за три дня, – говорит он. –В прошлом году, когда торговали на своем месте, «КамАЗ» уходил за один день. Многие наши клиенты нас ищут на прежнем месте, а мы кочуем со своей продукцией. Сегодня только перевезли товар сюда, подошли местные участковые, мол, торговать в этом ме¬сте не положено.
– Это неприхотливая культура, если вложить в нее труд, то она везде будет расти! – продолжает Валерий. – Мы и на Кавказе работали – сажали бахчу в Моздоке и Краснодаре, и у нас в Шиели, везде получали хорошие урожаи. Те, кто сажают под пленку, получают первый урожай 8-10 июля. Мы на своем поле выращиваем голландские арбузы сорта «Королевский» и пять сортов дынь — амре, колхозницу, каракуляби, чарджоускую и местный казахский сорт. Чтобы оправдать затраты и получить прибыль, килограмм местного арбуза надо продать в пределах 30-40 тенге. Сейчас мы продаем по 30. Конкуренция, конечно, большая, но спасает то, что местный арбуз ждут, да и за годы своя клиен¬тура набралась.
Южные бахчеводы раньше на месяц выходят со своим товаром на рынок. После создания Таможенного союза большое количество южных арбузов уходит в Россию. Заметьте, что в последние два-три года на местном рынке меньше стало арбузников из Сарыагаша и Джетысая.
Чтобы выдержать конкуренцию с южанами, арбузы высаживают рассадой, вдобавок укрывают плёнкой, что значительно ускоряет процесс созревания — до 45 дней. Даже сорта подбирают ранние, средние, поздние, чтобы торговать с лета до поздней осени.
– Сейчас мы высаживаем голландские сорта «Королевский», «Трофи», в этом году попробовали китайский сорт, плоды оказались сладкие и на вид красивые, – продолжает Валерий. –Голландские сорта хороши для перевозки, поэтому последние годы выращиваем их. В прошлые годы возделывали астраханский и мраморный сорта, но они дают большой отход при транспортировке.
Ангелина Ким выращивает и продает арбузы и дыни. Говорит, что бахчеводство – карточная игра. Риск есть, что погода подведет, подведут семена. В один год можно собрать отменный урожай и перекрыть все расходы в десять раз, в другой – не вернешь даже вложенное. Выращенными арбузами и дынями моя собеседница торгует сама.
– От стоимости 40 процентов — это наш доход, потому расходы очень большие, — говорит Ангелина. – Самое дорогостоящее выращивание из бахчевых — это арбуз, потому что он идет весь под пленкой. Удобрений много не кладем, они последние годы дорогие, поэтому накачанные селитрой арбузы – это неправда. Нет необходимости использовать много селитры, потому что мы покупаем сертифицированные семена, они качественные, в них уже есть все необходимое для хорошего роста. В этом году спрос на сладкую ягоду бьет рекорды. Особенно в жаркую погоду. Людей одолевает жажда, арбузы уходят влет.
Как отмечают в областном управлении сельского хозяйства, сельхозтоваропроизводители оказались в невыгодном положении: большую часть дохода от реализации сельхозпродукции получают не те, кто ее производит, а кто скупает. Поэтому не первый год актуальной становится проблема создания условий для реализации самими производителями.
– Ежегодно за сезон наши бахчеводы собирают 26-27 тысяч тонн бахчевых, — говорит руководитель Жанакорганского районного отдела сельского хозяйства Турган Базарбаев. – Еже¬дневно они отправляют на продажу по 60-70 тонн продукции. Доставляют по разным маршрутам – в близлежащие районы, райцентр, в Кызылорду, многие отдают продукцию с полей закупщикам. В райцентре они торгуют на центральном рынке, и нет проблем с реализацией, все условия для торговли у них есть.
Примерно такой же объем бахчевых за сезон собирают бахчеводы Шиелийского и Сырдарьинского районов.
В свое время жанакорганцы заваливали своими дынями многие города СССР. Позже, когда распался рынок сбыта, упало и производство. Раньше каждый совхоз имел собственную бахчу, а слава кызылординских дынь была не меньше, чем у астраханского арбуза. Развал системы потребительской кооперации нанес значительный ущерб сельской экономике. Потребсоюзы в свое время играли важную роль в развитии сельского предпринимательства, были связующим звеном между производителями и потребителями. Во всех районах работали дынноприемные пункты, которые закупали у бахчеводов их продукцию. Потребсоюзы скупали все: мясо, овощи, создавали в аулах перерабатывающие производства, при этом в начале полевого сезона даже производили предоплату сельхозпроизводителям. Система потребкооперации охватывала и сферу бытовых услуг сельских жителей. Не стало потребсоюзов, и пришло в упадок бахчеводство, так как не находились покупатели на знаменитые кызылординские дыни. Надежды, что местные предприниматели займут пустующую нишу, не оправдывались.
– Из-за разрозненности бахчеводов, отсутствия единой маркетинговой стратегии нет возможности влиять на уровень цен, ограничен рост производства, — считает президент областного филиала Союза фермеров Казахстана Нурлыбай Улыкбанулы. – Стабилизировать ситуацию на рынке сможет создание каналов продвижения продукции, основанных на логистических принципах управления товарными потоками. Кроме того, Казахстан скоро вступит в ВТО, и в этих условиях экономически не оправданно заниматься лишь производством, нужно обратить внимание на переработку продукции. Для успешной работы сельхозпроизводителям необходимо создавать собственные кооперативы, а государство должно способствовать их развитию.
Как отметили в областном управлении сельского хозяйства, возможно, в скором времени в Кызылорде появятся специализированные рынки исключительно для местных сельхозпроизводителей, какие есть в других городах Казахстана. Планы на этот счет есть. И места для них будут выбраны удобные для продавцов и покупателей, чтобы за местными продуктами можно было бы без проблем добираться и общественным транспортом. И быстрее бы осуществились эти планы.
Фото автора.