• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

МАЛО ДОРОГУ ПОСТРОИТЬ — НАДО ЕЕ ОБУСТРОИТЬ

Максут ИБРАШЕВ
МАЛО ДОРОГУ ПОСТРОИТЬ — НАДО ЕЕ ОБУСТРОИТЬ Строительство международного автобана «Западная Европа –Западный Китай» по территории нашей области близко к завершению. Генеральные  подрядчики —  итальянские  компании АО «Салини», АО «Импреза», АО «Тодини» и азербайджанско-турецкая СП «Аккорд-Окан» — никуда еще  не уехали и продолжают свою работу, поскольку дорога пока сдана во временную эксплуатацию.
Они открыли в области свои филиалы и после процедуры регистрации  исправно платят налоги. Так что эти компании можно считать своими. Вместе с ними работают 24 казахстанские субподрядные организации, среди которых четыре кызылординских.
Напомним основные характеристики этого транспортного коридора, который смело можно назвать проектом XXI века. Общая протяжённость дороги  — 8445 километров, из них 2787  проходит по территории Казахстана, а по нашей области самый протяжённый казахстанский участок — 817 километров.  Произошло коренное преобразование всем знакомой трассы «Самара – Шымкент». К примеру, от Шымкента до Кызылорды она  1-й технической категории, где расчётная скорость может достигать 150 км/час. На север до Актюбинской области скоростная планка — на 120 км/час. Этот отрезок отнесён ко 2-й категории.
Ширина дорожного полотна вместо бывших 12 метров теперь от 15 до 27,5 метра.  Впервые, что немаловажно,  были построены прогоны   для скота.
Общий объём средств, освоенных  только  на нашем участке, составил порядка 181  миллиарда тенге.
На строительстве международного автобана работали, да и сейчас трудятся  местные кадры, а это более 8 тысяч человек. Благодаря этому проекту мощный импульс развития получили  щебёночные заводы региона. В двух южных районах области их насчитывается 14. Ежегодно они выдавали более 3 миллионов кубометров щебня, в карьерах добыто, перевезено и уложено в тело дороги два с половиной миллиона кубометров песчано-гравийной смеси. Конечно, сейчас  в связи с завершением строительства дороги эти объемы сократились, но не будем забывать, что в планах Правительства — вложение значительных инвестиций в завершение дороги «Кызылорда — Жезказган».  Именно транспортный коридор из Китая в Европу придаёт более высокую значимость дороге на Жезказган. Теперь это не только наш короткий выход на Караганду, Астану, но и прямой выход этих регионов на международную трассу.
  Возникает интерес и к продолжению строительства дороги не только на Жезказган, но и её плеча в Узбекистан, на Учкудук, Бухару и далее в Туркмению. Вспомним, что изначально эта дорога и планировалась как «Бухара – Кызылорда — Жезказган». Сейчас строится железная дорога вдоль Каспия в Туркмению. Она даст выход нашим вагонам к Персидскому заливу. Автомобильный коридор по этому же направлению мог бы пройти через Кызыл¬орду. Расстояния здесь небольшие. До границы с Узбекистаном от Кызылорды —  всего 150 километров, а до ближайшего города Учкудук — чуть больше трёхсот. Эта дорога нужна и нашим соседям — она даст им выход на рынки не только нашей страны, но и Сибири.
Во время подготовки материала поинтересовался у руководителя  Жанакорган¬ского районного отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Ормана Ахметова  состоянием дорог и перспективами развития придорожной инфраструктуры.
— По территорий района проходят 110 километров международной автомагистрали АО «Тодини Констукциони Дженерали С. П. А», а на 39 — ТОО «Синема Медиас-Строй». На сегодня строительство на этом участке завершено, и в прошлом году он сдан во временную эксплуатацию. Для обслуживания 110-километрового отрезка дороги в Жанакоргане создано новое предприятие — ДЭП (дорожно-эксплуатационный пункт), — которое входит в состав АО НК «Казавтожол». Предприятие оснащено современной строительно-дорожной техникой, и на работу приняты местные кадры.
Что касается придорожной инфраструктуры, то в настоящий момент возле аула Кенес, где проходит дорога, работают автоза¬правочная станция, пункт технического обслуживания и кафе предпринимателя    Марата Баскожиева.
Кроме этого  вблиз поселка Жанакорган частное предприятие «Бексултан» намерено построить гостиницу, станцию технического обслуживания,  автозаправочную станцию и кафе. Точно такой же проект комплекса предлагает и ТОО «Казтуризм» «Казсофпрофа». Понятно, никаких вольностей и художеств при строительстве этих объектов не будет. Все проекты должны отвечать международным стандартам, и их должны одобрить на областном и республиканском уровнях. Самое главное здесь — не «забюрократить» этот процесс и быстрее дать зеленый свет предпринимателям.
Конечно, был бы не прав,  если сказал бы,  что все идет без проблем. Они, конечно, есть, и их много. Но обозначим основные пять.
Первое — это малая пропускная способность водоводов для пропуска талых вод, второе — высокий уровень установки этих водоводов. Третье — недостаточное количество проходов для прогона скота и их расположение в неудобных для аулчан местах. Четвертое — повороты и въезды в некоторые населенные пункты находятся в 2-3 километрах от дороги на аулы, и, наконец, пятое — при передислокации сельскохозяйственной техники, особенно в уборочную страду, тоже возникают трудности. Конечно, все эти проблемы волнуют только специалистов  Жанакорганского районного отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Об этом население района говорит на встречах с представителями местной власти, люди  пишут письма в разные  инстанции.
Какой будет вывод, покажет время. Ясно, что  построено по заранее согласованным  проектам, и менять в них что-то — дело архисложное. Но все-таки какие-то пути решения проблем все равно  надо искать…
На эту мысль натолкнуло наводнение в Жанакорганском районе в начале этого года. Слава Богу, тогда обошлось без  жертв, но немалые материальные убытки были.
Тогда  АО «НК «Казавтожол» заявило  о том, что в Жанакорганском районе Кызылордин¬ской области на трассе «Западная Ев¬ропа –              Западный Китай» построено на 30 процентов больше, чем необходимо, водопропускных труб, по которым в случае наводнения должна уходить вода.
 На что Министерство по чрезвычайным ситуациям РК сообщило следующее:
«Как показал проведенный анализ, причиной подтопления талыми водами 22 февраля 2014 года придворовых территорий в посёлках Жанакорган и Бирлик в Кызылординской области кроме природных факторов стало недостаточное количество водопропускных труб через трассу «Западная Европа — Западный Китай» в этом районе».
Об отсутствии необходимого количества водоводов для пропуска талых вод на трассе «Западная Европа – Западный Китай» свидетельствуют письма акиматов Жанакорганского и Шиелийского районов, направленные в ДЧС Кызылординской области.
По мнению специалистов, необходимо установить  дюкеры на некоторых участках дороги. МЧС считает, что эти дополнительные инженерные меры позволят не только защитить население от паводков, но и в случае повышенных паводковых стоков сберечь от талых вод трассу «Западная Европа – Западный Китай», имеющую стратегическое значение.
К этому заочному общению двух ведомств добавить что-либо трудно. Понятно только, что  международный автобан должен обустраиваться и развиваться с учетом местных реалий и  разумных пожеланий жителей, которые живут вдоль него.
Фото автора.
9-9-2014 09 сентябрь 2014 г. 0 0