• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТАЙНА «ПОЮЩЕГО ЯЩИКА»

Владимир ВОРОБЬЁВ
ТАЙНА «ПОЮЩЕГО ЯЩИКА»   В залах Кызылордин-ского областного краеведческого музея представлены экспонаты, рассказывающие о различных периодах истории — от древних времён до наших дней.
Предназначение большинства экспонатов посетители определяют легко. Каждому понятно, для чего нашим предкам нужны были сабля, серп, кувшин или женские украшения…
В случае затруднения (чаще всего это бывает в зале археологии), можно прочитать пояснительную надпись, в которой даются название и предназначение того или иного экспоната. Но бывает так, что даже надпись не помогает.
Например, в зале истории XX века выставлен патефон, вызывающий ностальгиче-ское настроение у людей старшего поколения и недоумение у молодых посетителей.  Бабушки и дедушки хорошо пом-нят то время (а это пятидесятые – начало шестидесятых годов), когда почти в каждой семье был патефон, с помощью которого люди слушали музыку, танцевали. Им не надо объяснять, как обращаться с этим  простым музыкальным агрегатом.
Но современным ребятам и девушкам порой трудно сообразить, как можно послушать музыку с помощью этого «ящика». Недавно я оказался свидетелем  такого разговора. К патефону подошли несколько студентов одного из колледжей, внимательно осмотрели его.
– Где же у него выход для подключения в электросеть? – спросил  один.
– Что-то не видно, наверное,  работает на батарейках, – ответил приятель, – видимо, батарейки вставляются где-то снизу.
– Что-то и выхода USB не видно, – удивился третий, –  непонятно, куда вставлять флешку.
– Скорей всего, в патефон вставляется  музыкальный диск, – догадался один из приятелей.
Так бы и стояли ещё долго ребята возле непонятного «музыкального ящика», строя догадки, пока не подошёл работник музея. Он ответил на все вопросы и объяснил молодым посетителям принципы игры патефона.
Напомню, слово «патефон» употреблялось для названия портативного граммофона, который был широко распространён в первой половине XX века. Это – сконструированное братьями Пате, и названное в их честь механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, которые вначале назывались рекордами (от английского слова «record» – «запись»). Делали первые пластинки из воска, целлулоида, каучука, металла… Они были толстые, с шероховатым краем и весили   почти полкилограмма. Записи музыкального произведения занимали только одну сторону, на другой стороне печатали название пластинки. Двусторонние пластинки появились значительно позже.
В отличие от граммофона, у патефона рупор маленький и встроен в корпус, сам аппарат скомпонован в виде чемоданчика, переносится в закрытом виде за специальную ручку.
В качестве привода применялся пружинный двигатель. Звукосниматель состоял из металлической иглы и мембраны. Одного завода пружины хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Громкость патефона довольно велика,  что давало возможность танцевать на площадках и в парках. Однако качество звука обычно невысокое – звук хриплый с сильными искажениями, особенно, если игла изношенна. Иглу, с помощью которой снимался звук с пластинки, приходилось часто менять, да и сами пластинки быстро изнашивались, ломались…В чемоданчике предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл. Их можно было покупать на вес, так как стоили очень дёшево.
На  искушённый вкус современной молодёжи эти технические показатели очень примитивны.  А то, что патефон заводился ручкой, вызывает у них улыбку. Но так оценивать можно сейчас в XXI веке, когда вокруг изобилие суперсовременных технологических новинок, а в первой половине прош-лого века патефон, выпущенный миллионными тиражами по всему миру, несмотря на свою простоту, был незаменимым помощником людей.
9 августа 2014 09 август 2014 г. 0 0