• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

МОЙ ДРУГ СУПЕР-БАЙК

Светлана ЮГАЙ
МОЙ ДРУГ СУПЕР-БАЙККогда Диару было 4 года, он впервые сел за руль велосипеда. Это был трехколесный «балдырган». В тот момент ни мальчик, ни его родители не могли и подумать, что лет через 10 малыш будет настоящим велосипедным виртуозом, который одним из первых в Кызылорде стал осваивать азы ВМХ-спорта.
Сейчас Диару Марату 16 лет. Он перешел в одиннадцатый класс школы-лицея №15. Впереди парня ждут ЕНТ, поступление в вуз – Диар мечтает учиться в астанинском ЕНУ    им. Л.Н. Гумилева. А пока в разгаре летние каникулы, он го-няет на своем байке, выделывая немыслимые пируэты, завораживая взгляды прохожих. Он один из основоположников ВМХ-движения в Кызылорде.
ВМХ (англ. Bycycle Moto Cross – велосипедный мотокросс) – велосипед, предназначенный для соревнований по велосипедному мотокроссу. BMX нельзя назвать полностью молодежной или уличной субкультурой, так как эта велосипедная дисциплина получила всемирное признание и официально признана международным Союзом велосипедистов. Кроме того, уже 30 лет существует Международная федерация BMX, которая занимается вопросами организации и проведения соревнований на самом высоком уровне.
Существует два основных направления BMX. FreeStyle – выполнение различных трюков на велосипеде (как на ровных по-   верхностях, так и с препятствиями). Race – гонки на скорость по грунтовым дорогам с препятствиями. Преодоление и использование естественных или рукотворных препятствий является неотъемлемым атрибутом велосипедной дисциплины BMX, и этим обусловлены основные отличия велосипедов BMX от остальных. Одно из основных отличий – высокая прочность всех деталей и компонентов. Удивительно, но седло в BMX предназначено не для того, чтобы на нем сидеть, а для того, чтобы с его помощью выполнять трюки. Его зажимают между коленями, за него держатся руками в полете и т.п., поэтому оно опущено до самой рамы, а райдеры катаются стоя. Педали на велосипедах BMX имеют более широкое основание и снабжены шипами для обеспечения хорошего сцепления с обувью.
– Чаще всего мы с пацанами катаемся на площади, – говорит Диар. – В нашей компании семь райдеров, а еще в прошлом году не было никого, кто бы интересовался этим видом спорта. В 15 лет у меня появился первый профессиональный велосипед «HARO» российского производства. Для меня это было большой радостью, хотя по характеристикам он считался довольно слабым. На нем я начал учиться трюкам.
Впервые парень увидел райдеров в Алматы. Там же друг показал ему несколько трюков. Затем на своем байке с помощью видеопособий  Диар стал осваивать технику BМХ-спорта. Первые шаги давались с большим трудом. Были падения, ссадины, ушибы, но парень не сдавался.
Сегодня Диар – один из самых опытных спортсменов в городе. Несмотря на юный возраст, с ним считаются все те, кто тоже увлекается этим видом   велоспорта.
– Не считаю, что в совершенстве катаюсь и выполняю трюки, – делится Диар. – Может быть, на твердую пятерку по десятибалльной шкале.  Конечно, есть еще много элементов, которым предстоит научиться. Только тогда я буду готов показать себя миру, участвовать в соревнованиях. А сейчас это занятие для моей души.
В этом деле Диар и его родители видят много плюсов. Прежде всего парень стал меньше сидеть перед компьютером. Все свободное время он посвящает своему байку – ухаживает за ним, ремонтирует, ну и, конечно же, катается.
К слову, свой нынешний велосипед Диар собрал сам. Сделал его таким, о каком мечтал. Детали для байка покупает в специализированных магазинах Алматы и     Астаны и стоимость комплектации уже перевалила за 200 тысяч тенге. На своем любимце он де-лает такие трюки как баннихоп – прыжок на велосипеде, что является основой всего ВМХ-спорта; развороты в воздухе и прочие «фишки», названия которых человеку непосвященному трудно запомнить. По словам Диара, все эти элементы не представляют особой сложности, было бы желание учиться.
Раньше родители переживали по поводу нового увлечения сына. Боялись, что получит серьезную травму. Но Диар говорит, что к любому делу нужно подходить с умом, поэтому пренебрегать шлемом и другими средствами защиты не стоит.
– Не скажу, что этим видом спорта увлекаются только подростки, – говорит он. – Среди наших единомышленников есть и семейные парни, которым за 20 лет. Мы не создавали свою группу, клан или что-то в этом роде. Нас объединяет общее увлечение. Мы встречаемся, катаемся вместе, делимся советами. Часто к нам подходят маленькие мальчишки и говорят, что тоже хотят научиться делать такие трюки. Если кто-то из них завтра придет ко мне и скажет «научи», я не откажусь. Буду только рад, если этот вид спорта станет популярным и в нашем городе.
9 августа 2014 09 август 2014 г. 0 0