Игорь ТИТЕНОК

Пустыня Кызылкумы занимает почти треть территории области. Геологических изысканий здесь сейчас никто не ведет, отгонное животноводство, для которого в пустыне набурено сотни скважин, перестало существовать, сильнопересеченная местность не дает шансов браконьерам погоняться за джейранами, кабанами и даже зайцами. Так что на площади в миллионы гектаров теперь действительно, в смысле людей, пустынно. Встретить здесь можно только пограничников, а всем другим вроде бы и делать тут нечего. Ну что в пустыне интересного? Песок? Так, наверное, думают многие, но не те, кто хоть раз весной побывал в Кызылкумах.
Март, апрель и кусочек мая в этих местах по цветению и зеленению не уступят даже степи в долинах рек. К тому же не будем забывать, что растительный мир пустыни заслуживает нашей глубокой благодарности – все, что здесь растет, сдерживает, без преувеличения, миллионы тонн песка. Будь пустыня по-настоящему пустыня – без травки и кустарников они – пески давно бы хозяйничали в нашей Кызылорде и всех поселках и аулах области. Да, нас донимают порой пыльные бури, но приходят они из степи, а не из пустыни, оттуда только горячий воздух. Горячий, но чистый.

Такой мы представляем пустыню и такие картинки здесь не редкость
Песок и любопытный варанчик – вот, что мы в Кызылкумах ожидаем увидеть.
А видим маки и ромашки
Так цветет наш любимый саксаул
Название этого кустарника, как и многих других, мне неизвестно. Цветочки у него маленькие, но их миллион и будет столько же семян. Даже если только сотая процента от них прорастет следующей весной, это растение сохранится в пустыне.
Ромашковая поляна.
Замаскировался.
Молодой саксаул.
Букет.
На страже.
Старшая по пустыне.
Попалась мышка.
Ромашки скрыли песок.
Ствол саксаула. Какие послания для нас зашифровала природа в этом наствольном письме!
Человек в этом кадре ростом выше 190 сантиметров. Ну, кто сказал, что саксаул кустарник? Это дерево пустыни. Наш Кызылкумский баобаб.
Жизнь продолжается.
Это не сирень, но цветок сиреневый.
А это куст сиреневых цветов.
Если приглядеться, то, кажется, что этот куст сам себя сплел.
Растение неказистое, но это мята. С ней мы чай на бархане пили.
Парадоксальное сочетание: серебристая зелень.
Колючие цветы.
Они же крупным планом.
Кызылкумская мимоза.
И бабочки здесь вполне симпатичные.
Саксаул, даже когда умер, зеленеет.
Кызылкумский попугай.
Он же с подружкой.
В этой норке живет умный суслик. Во-первых, потому, что его нет в кадре, а во-вторых, вы видите, как он вход в свой дом «защитил».
Красиво.На вид – колючий, на ощупь – бархат.
В песке сидел кузнечик, совсем не огуречик.
Вот весенний символ Кызылкумов.
Путешествие в Кызылкумы – ежегодный весенний автотурпоход моего друга Манарбека Еспенбетова. Благодарю его за приглашение участвовать в этих увлекательных поездках.