• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

КЫЗЫЛОРДА В МОЕМ СЕРДЦЕ

Уважаемая редакция!
Вам пишет Розенфельд Белла Исаевна. Мне 87 лет.
Уже 23 года живу в США, Филадельфия, недалеко от Атлантического океана, город большой, с богатой историей, население 2 млн. (вместе с пригородом). Я живу в «русском» районе. Наша русскоговорящая община насчитывает примерно 50 тыс. человек. Кругом русская речь: газеты, телевидение, магазины, врачи, адвокаты, аптеки и т.д. Много украинцев, узбеков, киргизов, грузин, таджиков, а вот казахов – нет. Это понятно: от добра добра не ищут.
Я решилась написать потому, что понимаю, остается мало времени – это естественный процесс.
Спасибо этой стране, обеспечила всем необходимым для достойной, спокойной старости. Все хорошо, но тоска по Родине не покидает. Ежедневно, ежечасно все идет в сравнении. Я считаю своей Родиной Кзыл-Орду. 55 лет, прожитых там, были самыми счастливыми.
Я бесконечно благодарна и низко кланяюсь этой земле, где я состоялась как человек и специалист, где я создала хорошую семью, где выросли  дети, получившие хорошее высшее образование, где находятся могилы родителей, брата, племянников. К сожалению, у меня нет никаких связей. Не знаю, кто еще жив из моих коллег, ровесников. Думаю, что осталось немного людей, которые помнят Кзыл-Орду той поры.
Хотелось бы поделиться кое-какими воспоминаниями (возможно, кому-то будет интересно).
Моя семья (из Молдавии) была репрессирована, а впоследствии реабилитирована. Женщин и детей повезли на юг, а мужчин – на север, за полярный круг на лесоповал. К счастью, наш отец выжил и вернулся к нам. Наш последний вагон выгрузили на разъезде на территории  бывшей мебельной фабрики. Июль –
жара, мазанки без окон и дверей, кто помнит улицу Чимбайскую – песок раскаленный по колено, ни одного дерева. Совершенно не приспособленные, без средств, без знаний языка (русского).
Мир не без добрых людей, помогли найти жилье и даже обеспечили топливом – выжимки из семян хлопка (плохо горели и страшно дымили), но все же не улица. Получали карточки на хлеб, часами приходилось стоять в очереди, на ладошках писали номера.
В сентябре я пошла в школу в 5 класс, попала в школу им. Ленина, с которой и связана вся жизнь. В школе было печное отопление. Мы приносили  из дома: кто немного угля, кто палку саксаула, но было очень холодно. Сидели в шапках, верхней одежде, чернила замерзали. Тетрадей не было – писали на полях старых газет. Ждали большой перемены, когда уборщица, тетя Катя, принесет чайник «чая»-кипятка и мороженый пирожок с рисом. Если оказывался лишний, делили по кусочку на всех.
Для меня самое сложное было незнание языка. Никогда не забуду учительницу русского языка Маргариту Ивановну, сколько внимания, душевности отдала мне, никто не смеялся, помогали исправлять ошибки, и к концу года я овладела языком и могла идти наравне со всеми. Мы жили одной дружной семьей, делили детские радости, невзгоды, связанные с войной. Уходили на фронт отцы, братья, учителя. Трудное было время, всегда было чувство голода, но не хныкали, ничего не просили. При возможности покупали вязанку саксаула, который привозили на ишачках на пароме с того берега Сыр-Дарьи.
Не хочу отнимать ваше время и описывать все подробности. Настал наконец счастливый день – конец войны. Я закончила школу и в 1951 году уже пришла молодым учителем в школу им.Ленина. Школа была мужская, лучшая в городе. Первым директором, моим наставником был Губайдуллин Фарид Хакимович: очень строгий, но справедливый человек. Он меня многому научил. Мы были молоды, полны энтузиазма, с гордостью выходили на парады под звуки собственного духового оркестра. Работа нам доставляла удовольствие.
А какие учителя у нас трудились!
Старый интеллигент Тихонов Сергей Тихонович. Он учил наших учителей-мужчин правилам этикета – как подать женщине пальто, помочь одеться, уступать место женщине,  пропустить  вперед и т.д. Смешно? Нет. У нас работали орденоносцы Бланк Евгений Ильич – физик. Данилова Лотта Ивановна – химик, Ким Геннадий Романович – кандидат наук, Хан Василий Николаевич – мастер спорта по гимнастике. Отличники народного образования Архишина Нина Сергеевна, Орлова Валентина Гавриловна, Нефедова Мария Васильевна и многие другие.
Да, время было другое, не было компьютеров, мел и линейка, но мы старались давать знания. Из стен школы вышли десятки, а возможно, сотни врачей, инженеров, музыкантов, квалифицированных рабочих. В последние годы уделялось много внимания английскому языку, многие выпускники владели им. Много внимания уделялось воспитанию детей, занимались ремонтом, сами белили, красили свои классы, ремонтировали парты. Родители помогали, чистили арыки, сажали и белили деревья, ездили на уборку риса. Наш парк был ухожен, чистые аллеи, журчала вода в арыках. Люди гуляли, играл духовой оркестр, а мы, девочки, бегали на танцевальную площадку. Не всегда хватало на всех денег, ухитрялись через ограду передавать контрамарки, а когда городу угрожало наводнение, мы участвовали в строительстве бугута. В мороз ломом разбивали землю и носилками насыпали. Все это создавало чувство коллективизма, уважения друг к другу.
Я не знаю, не могу судить, как сейчас работают школы, но могу уверенно утверждать, что старые добрые традиции нужно сохранять.
Мы жили в дружной, многонациональной большой семье. У нас были уважение и авторитет. Мой муж, Розенфельд Давид Маркович, – участник Великой Отечественной войны, пользовался в городе большим авторитетом. 48 лет проработал часовым мастером. Если висят сейчас городские часы на улице Першина, это дело его рук. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, его портрет был на аллее Славы в
Алматы.
Избирался неоднократно депутатом городского совета, из аулов приезжали аксакалы и обращались к нему. Был абсолютно честен, и все ему доверяли. Трудился на трех работах, чтобы обеспечить достаток семье. У нас все было – хорошая квартира в центре по улице Шумилова, 2, автомобиль «Москвич», дети учились. Пользовались льготами.
Я проработала 36 лет в школе. Получали максимальные пенсии – все хорошо. Почему уехали? По семейным обстоятельствам. Решение принималось с большим трудом.
Муж ушел из жизни в 2010 году. Мне осталось мало времени, отдала бы весь остаток за один день пребывания на Родине, но, к сожалению, здоровье и огромное расстояние не дают такой возможности.
Не знаю никого, к кому обратиться, но если найдутся среди вас желающие, напишите мне о моем любимом городе, о бывшей школе имени Ленина, вышлите фотографии. Я буду вам бесконечно благодарна. Возможно, кто-то отзовется. Мой адрес leonid1251@gmail.com
С уважением, Белла Исаевна РОЗЕНФЕЛЬД.
Кызылординские вести / Предыдущие номера 04 август 2017 г. 1 607 0