Ораз НУГМАНОВ Основной сорт риса, который долгое время на протяжении трех десятилетий возделывают в нашей области, - «Маржан». Он в течение короткого времени завоевал почти восемьдесят процентов посевов.
Но мало кто знает, что автором широко известного за пределами республики сорта является Курманбек Бакиров, доктор сельскохозяйственных наук, заведующий отделом селекции и семеноводства ТОО «Казахский научно-исследовательский институт рисоводства имени И. Жахаева». Человек, посвятивший всего себя любимому делу – изучению риса и выведению новых его сортов. Кстати, за выведение этого сорта он дважды выдвигался на Государственную премию. Кроме того, он обладатель Государственной научной стипендии, становился стипендиатом акима области, награжден орденом «Құрмет» и различными медалями. А два года назад избран членом-корреспондентом Казахской академии сельскохозяйственных наук.
Еще в начале семидесятых годов он переступил порог института риса и с тех пор верой и правдой служит своему делу. Казахский НИИ рисоводства имени И. Жахаева – один из старейших институтов и единственный центр, осуществляющий научно-методическое обеспечение рисоводческой отрасли АПК страны. Его миссия: научное обеспечение потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в новых, конкурентоспособных сортах риса и культур рисового севооборота, ресурсосберегающих технологиях рисоводства. За годы работы института ученые создали и районировали ряд сортов риса, в том числе и «Маржан», который так полюбился любителям хорошего плова. Правда, с годами он стал терять свои позиции. Многие объясняли это тем, что сорт со временем начал терять свои качества, стал подвержен различным заболеваниям, в результате чего снижалась его урожайность. Однако с таким мнением готов поспорить К. Бакиров, который привел ряд веских аргументов.
Ученый отмечает, что до конца девяностых – начала двухтысячных годов в области не отмечались факты грибковых заболеваний посевов риса. Но вот они стали появляться у нас. Причины того, что эти заболевания стали распространяться в нашей области, объясняется рядом факторов. Первый – значительно снизилась культура земледелия, больше стало бросовых земель, что способствовало росту числа очагов заболеваний. Появление заболеваний видится в том, что в те годы в регион стали завозиться различные сорта риса, причем стихийно. А между тем завозимый рис должен проходить проверку на протяжении как минимум трех лет. Дело в том, что злаки могут нести различные карантинные заболевания, заражены сорняками. Но проверок, к сожалению, у нас нет.
Сорт, по словам К. Бакирова, может деградировать. Но это бывает только в том случае, если на должном уровне не ведется семеноводческая работа. К примеру, как уверяет ученый, сорт «Кубань-3» - это не та «Кубань», которую наши хозяйства когда-то завезли из России. За десятилетия в наших природно-климатических условиях сорт претерпел большие изменения и стал, по сути, уже новым сортом. То же самое можно сказать и о сорте «Маржан».
Многие считают, что у нас перестали выводить новые сорта. С таким мнением в корне не согласен ученый КазНИИ рисового хозяйства, поскольку выведение новых сортов никогда не останавливалось и не прерывалось. Причем, как говорит К. Бакиров, потенциал новых сортов значительно выше, чем у сорта «Маржан».
Завоз новых сортов из-за рубежа продолжается и сегодня. Однако из этого нужно делать выводы. Думается, что такой шаг должен стимулировать кызылординских ученых и аграриев на то, чтобы ускорить проведение селекционной работы и выведение новых сор-
тов, считает автор сорта Маржан».