• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПЕДАГОГИ УЧАТСЯ УЧИТЬ ПО-НОВОМУ

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
Сегодня общество предъявляет к учителю высокие требования. Он становится ключевой фигурой модернизации казахстанского образования. В 2012 году в соответствии с государственной программой развития образования Республики Казахстан было создано акционерное общество «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», филиалы которого имеются во всех областных центрах. О том, как организована работа по повышению квалификации учителей области, рассказывает директор Кызылординского филиала НЦПК «Өрлеу» Бауыржан ЕЛЕУСИНОВ.
– Бауыржан Тажмаганбетович, сегодня много говорят о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя. Какие требования предъявляются сейчас к качеству образования?

– В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Реформа образования – важное направление по повышению конкурентоспособности страны. Цель обучения на современном этапе – развитие углубленного восприятия знаний, возможности использования полученных знаний в любой сфере жизни (функциональная грамотность). Образование должно стать таким, чтобы выпускники казахстанской школы могли легко продолжить обучение в зарубежных вузах. Внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы обучения на трех языках – значительный шаг вперед в реализации Государственной программы развития образования в Республике Казахстан до 2019 года, одной из базовых компетенций которой являются трехъ-язычие, евразийская поликультурность, коммуникативность и технократичность.
– Одна из главных задач школьного образования в настоящее время – подготовка конкурентоспособной личности, соответствующей международным стандартам. Какими профессиональными качествами должен обладать в этой связи современный учитель?
– Сегодня учитель перестал быть для ученика единственным источником информации, и надо признаться, нередко ученики превосходят учителей в умении пользоваться интернет-ресурсами. Поэтому нужны новые средства и подходы для обучения и развития умения размышлять, понимать, анализировать, т.е. для привития практических навыков. Этому способствуют курсы по обновленному содержанию образования, проводимые АО «НЦПК «Өрлеу», которые, в первую очередь, направлены на освоение педагогами инновационных подходов к процессу обучения.
Большое внимание уделяется сейчас технологизации учебного процесса, преимуществам внедрения тех или иных педагогических инновационных технологий. Перед учителем встает задача, как повысить мотивацию учащихся, сделать школу местом SMART-образования, способствовать созданию в школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно-духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации.
Одной из актуальных проблем общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим перед курсами по повышению квалификации учителей встает задача вооружить учителя знаниями для подготовки в стенах школы выпускника с набором таких качеств как креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.
– Сейчас много говорится о критериальном оценивании знаний учащихся. Что оно предполагает и чем отличается от традиционной системы оценок в школе?
– Проблема школьного оценивания стала актуальной последние годы. Оценка результатов учебных достижений ребёнка существовала всегда и во всех типах школ. Оценка является нормой обучения и осуществлялась многие годы по определённому алгоритму, рамками и нормами оценивания. Критериальное оценивание дает возможность раскрыть индивидуальные возможности каждого учащегося, чтобы он не боялся высказать на уроке свою точку зрения, даже если она ошибочна. Изменения, происходящие в содержании образования Республики Казахстан в рамках обновления за последние годы, предусматривают перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование обще-учебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания. Если бы мы на-учились не сравнивать между собой учеников и не ставить под шаблон определённого ученика и планки, возможно, у нас было бы больше счастливых детей.
– В социальных сетях родители высказывают много нареканий по поводу новых учебников. Баталии развернулись по поводу учебников русского и казахского языков. Каково Ваше мнение?    
– Несовершенство существующих в настоящее время школьных учебников волнует и учителей, и родителей. Имеющиеся несоответствия между содержанием учебных программ по предметам и содержанием учебников заслуживает негативных комментариев. Разрабатываемые учебники в соответствии с обновлением содержания образования должны соответствовать требованиям государственного общеобязательного стандарта и отбор содержания обучения должен проводиться с учетом образования, ориентированного на результат.
– Какие образовательные программы применяются на курсах повышения квалификации в рамках обновления содержания образования?
– В связи с обновлением содержания образования возникла необходимость самостоятельного творческого поиска ученика. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умение учиться самостоятельно. Важным является не «багаж» знаний, накопленный за время обучения в школе, а умение им пользоваться. Необходимость перехода на новые стандарты возникла в связи с тем, что многие выпускники по окончании школы сталкиваются с трудностями адаптации к взрослой жизни, где нет учителей, которые их направляют, говорят, что следует делать и как. Одних знаний в жизни оказывается недостаточно. В связи с этим программы курсов на базе института, разработанные центром педагогического мастерства института совместно с Кембриджским университетом и Назарбаев Интеллектуальной школой, направлены на формирование конкурентоспособной личности.
– Расскажите о сотрудничестве института с ведущими учебными заведениями Казахстана и других стран.
– Филиал сотрудничает со многими ведущими учебными заведениями России и других стран. Среди них – Киевский национальный университет имени Т.Шевченко, институты повышения квалификации работников образования Томска, Самары, Смоленска, центра технологий Монахова (Россия, Тольятти), университеты Казахстана имени Абая, Дулати, Коркыта ата.
Проводятся семинары-тренинги с участием зарубежных специалистов. В 2013-2015 гг.
18 сотрудников института прошли обучение в Англии, Франции, Сингапуре, Австралии, Австрии, Южной Корее, России.
– Спасибо за беседу.


Кызылординские вести / Предыдущие номера 06 октябрь 2017 г. 1 602 0