Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
В современном мире одним из опасных факторов для дальнейшего развития цивилизации выступают различные деструктивные течения. «Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика. Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века», отметил Президент страны Н.Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Один из важных элементов каркаса национальной идентичности – духовные святыни Казахстана. На земле Сыра, которая является сердцем тюркского мира, находится мемориал Коркыта ата. Сотни паломников приезжают к мазарам и мавзолеям Хорасана ата, Айкожи ишана, Окшы ата, Калжана ахуна, Беркинбая калпе, Мусирали баба, Кунсугира ахуна, чтобы поклониться памяти предков, загадать заветное желание, излечиться от недугов.
Одно из таких святых мест – мавзолей выдающегося проповедника ислама, ученого-богослова и просветителя Марала ишана в 18-и километрах от районного центра Жосалы.
Относительно даты рождения Марала ишана есть некоторые расхождения. В некоторых источниках указывается 1769 год, по другим –
1780-й. Интересна и история его рождения. Его отец Курман Кенжебайулы был батыром и врачевателем Абылай хана. В 1741 году джунгарский контайчи Галден-Церен совершил захватнический набег на казахские земли. Хан Абылай во главе небольшого отряда из 200 человек оказал яростное сопротивление джунгарам, но войско было разбито, а сам хан попал в плен. По свидетельству историков, об этом писал в своей докладной записке в канцелярию Сибирской губернии комендант Ямышевского банка. В ходе переговоров Галден-Церен и Абылай хан пришли к соглашению. Контайчи освободил хана Абылая, а залогом перемирия между ними стали две его дочери от жены-казашки, которых он подарил Абылаю. Одну из них, Фатиму, Абылай хан отдал в жены своему верному соратнику Курману.
От этого брака в местечке Кайранколь вблизи Кызылжара (ныне Костанайская область) родился Марал ишан. Когда погиб отец, мальчику было девять лет, и ему пришлось сполна испить горькую чашу сиротства. Вместе с матерью в поисках лучшей жизни в 13-летнем возрасте Марал оказался в окрестностях крепости «Акмешит». Он мечтал учиться, но из-за нужды пришлось наняться подпаском к Куланбай ишану. Человек богатый и с открытой душой, Куланбай ишан сумел распознать в подростке незаурядные способности.
В 50-и километрах к востоку от города Бухары и 70-и километрах от города Каттакурган Узбекистана в пещере горы Жам жил святой провидец и ученый Жаланаяк ишан, который открыл там медресе и обучал детей. К нему и отправил Куланбай ишан юношу, благословив его и обещав выдать за него свою дочь. Старательный и любознательный Марал стал одним из лучших учеников в
медресе. Во время одного из своих приездов в Акмешит он женился на дочери Куланбая ишана Менлибике. Марал ишан проучился в медресе 10 лет и получил прекрасное по тем временам религиозное образование.
В конце XIX – начале XX века в духовной жизни народов Центральной Азии, в том числе казахов Туркестанского края, большую роль играли ишаны как проводники мусульманской религии, просвещения, народных традиций врачевания, народной психологии и идеологии.
Марал ишан имел большой авторитет среди населения. Уже при жизни его почитали как святого и целителя. Духовный соратник Кенесары хана, он был прогрессивным общественным деятелем, призывал сородичей к прекращению межродовых усобиц, переходу к оседлому образу жизни, овладению грамотой и ремеслами.
В честь Марала ишана в свое время сложили жыры известные акыны прошлого Балкы Базар, Омар Шораяк, Турмагамбет.
Марал ишан ушел из жизни в возрасте 61 года во время поездки к родным местам. По завещанию его похоронили на Кармакшинской земле. Неподалеку от мавзолея похоронены его старший сын Калкай ишан, внуки Оспан ишан, Тобагабыл ишан, Каус ишан и Амит ишан. Все они были проповедниками ислама и оставили после себя научные труды, сыгравшие важную роль в приобщении местного населения к гуманистическим традициям одной из мировых религий.
Мавзолей Марала ишана – памятник истории и культуры местного значения, относящийся к XIX веку, является маленькой копией мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи. Строение квадратного плана состоит из двух камер и выстроено из сырцового кирпича, сверху имеется купол. Фасад строения ориентирован на юго-восток. Высота стены – 2,8, купола – 3,5 метра. Рядом с мемориальным комплексом расположен дом для приезжих, где есть комнаты для молитв и ночлега.
В низовьях Сыра жили выдающиеся ученые и просветители, которые посвятили жизнь служению народу, способствовали духовному воспитанию людей. Их добрые дела остались в памяти людей. Они оставили неизгладимый след в истории, и потомки с огромным уважением произносят их имена и поклоняются их памяти.