• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ЗНАЕМ, СОБЛЮДАЕМ, ЗАЩИЩАЕМ

                         ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ:
ЗНАЕМ, СОБЛЮДАЕМ, ЗАЩИЩАЕМ
Наталья ЧЕРНЕЙ
Сферу защиты прав потребителей Казахстана постигли очередные изменения. Департаменты защиты прав потребителей были реорганизованы в департаменты охраны общественного здоровья, и с апреля 2017 года отделы защиты прав потребителей официально вошли в структуру Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК и его региональных представительств на местах. Впрочем, потребителям куда важнее вопрос не кто куда относится, а как  теперь специалисты защиты прав потребителей  могут реально  помочь потребителям в защите их прав. Корреспондент «КВ»  решил разобраться в этом  вопросе.
Как известно, в  апреле прош-
лого года в Казахстане был принят обновленный Закон «О защите прав потребителей». В итоге появилось много полезных для граждан поправок. К примеру, почти вдвое были увеличены сроки возврата некачественного товара - до 30 дней. А продукцию на прилавках теперь можно свободно фотографировать и снимать на видео. Прошли те времена, когда факт покупки подтверждался наличием чека, сейчас достаточно его фотографии или видео. Бывает и такое, когда на витрине указана одна цена, а кассир пробивает другую и в таких случаях теперь покупатель вправе заплатить за товар ту сумму, которая была указана на ценнике.
Как рассказал руководитель отдела защиты прав потребителей  Еркасым Сулейменов,  в департамент поступило 50  письменных обращений от жителей области и  29  на «горячую» линию.  43 человека столкнулись с нарушением прав в розничной торговле,  24  пожаловались на предоставление некачественных услуг в сфере ЖКХ, восемь потребителей  пожаловались на нарушения в сферах  общественного питания  и бытового обслуживания.
- Принимая заявление,  мы разъясняем нормы законодательства, стараемся разрешить конфликтную ситуацию, не доводя до судебного разбирательства, - говорит Е. Сулейменов. - И чаще всего предприниматели, поняв, что нарушают закон, идут навстречу недовольному клиенту, если мы говорим о сфере розничной торговли.
Например, обратился  кызылординец, который приобрел  у  частного предпринимателя электрический счетчик «Меркурий 230-02» и модем TELEOFIS GSM RX -108. Но уже дома выяснилось, что приобретенный модем по техническим причинам он не может использовать дома и человек решил его обратно сдать в магазин.  Но у него не приняли товар, тем самым нарушив Закон РК «О защите прав потребителей». Согласно статье 30 настоящего Закона продавец обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара в течение 14 календарных дней.  Дело не дошло до суда, специалистами была составлена претензия владельцу магазина и он вернул потребителю сорок тысяч тенге.
Или еще пример с сотовым телефоном. Обратилась в департамент жительница города А. Шаханова.  Она купила  в ТД «Жайна» у частного предпринимателя сотовый телефон  за  45 тысяч тенге.  Через пару дней решила вернуть его обратно, но продавец отказался его   принять.  Неприятная ситуация доставила женщине много хлопот, тревог, переживаний. Сотрудники департамента составили претензию на имя предпринимателя, после чего женщине удалось  получить обратно деньги.
 Практически все обращения удается решать в досудебном
порядке.
-Кстати, за непредоставление полной информации о товаре и его эксплуатации теперь мы можем налагать на продавцов административный штраф — действенная мера, которая помогает привести их в чувство, - говорит Еркасым Сулейменов. - Предприниматели, как правило, тут же идут навстречу покупателю, и все разрешается мирным путем. Тем не менее сложилась одна нехорошая тенденция: в магазинах бытовой техники и электроники перестали выдавать при покупке гарантийные талоны. Ограничиваются тем, что в чеке или в счете-фактуре указывают лишь гарантийный срок. Это прямое нарушение прав потребителей, которым я настоятельно рекомендую требовать талон с подписью и печатью продавца. Этот документ может здорово облегчить ситуацию с защитой потребительских прав.
Нелишней для потребителей будет и следующая информация. С жалобами на сферу образования следует обращаться в региональный  департамент Комитета по контролю в сфере образования Министерства образания и науки РК. При этом не имеет значения, частная или государственная организация образования. С жалобами на сферу здравоохранения, медуслуги, общепит, некачественные продукты питания нужно идти в департамент общественного здравоохранения. Недовольство городским транспортом следует высказывать в отделе транспорта и автомобильных дорог местного акимата, жаловаться на туркомпании - в управление предпринимательства, индустриально-инновационного развития и туризма. Жалобы на качество услуг телекоммуникаций нужно озвучивать в департаменте Комитета связи и информации РК.
Сферы ЖКХ, включая начисление тарифов, розничная торговля непродовольственными товарами, предоставление бытовых услуг -
в ведении отдела ЗПП. Впрочем, подчеркивает Е.Сулейменов, потребителя, обратившегося к ним с любой иной жалобой, никто не развернет у двери, отправляя в другую инстанцию. Заявление обязательно примут и перенаправят по адресу. Затем непременно предоставят ответ, в котором укажут, как дальше
действовать.
Между тем,  в области,  несмотря на все изменения в сфере потребителей, их права  на протяжении вот уже тринадцати лет защищает общественное объединение «Кызыл-
ординское областное общество защиты прав потребителей» (руководитель Серик Тенизбаев).  В сентябре  между департаментом по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей  и  объединением был заключен меморандум о сотрудничестве по вопросам защиты прав
потребителей.  
-В текущем году наше объединение в рамках социального проекта «Защита прав потребителей» по заказу областного управления внутренней политики провело мониторинг качества работы общественного транспорта, - рассказывает председатель общества защиты прав потребителей Серик Тенизбаев. - В частности, оценивалось соблюдение перечня предоставляемых услуг, норм и правил санитарного состояния, прав и обязанностей кассиров и водителей. Для получения более объективных результатов  мониторинг проводился в часы пик и во время наибольшего скопления пассажиров. По методу «Тайный покупатель» было проверено 62 автобуса и микро-автобуса.
Также сотрудниками общества  проведен опрос среди пассажиров автобусов. В анкетах порядка 20 вопросов относящихся к удобству пользования транспортом, времени ожидания автобуса, необходимости внедрения новых маршрутов и информационного обеспечения на остановках.
Пассажирам были розданы 500 брошюр на тему «Памятка для потребителей».
  По всем выявленным нарушениям были направлены соответствующие информационные письма в уполномоченные государственные органы для принятия соответствующих мер. Также  сотрудниками общества в рамках проекта была оказана 21 консультация  потребителей, в том числе и по  телефону доверия. По всем обращениям проведены разъяснительные
работы.
С начала 2017 года Общественное объединение провело мониторинг 71 магазина и 19 аптек,  в том числе по методу «Тайный покупатель» проверены 37 магазинов. По  выявленным нарушениям замечания и предложения направлены  в уполномоченные органы.
Надо отметить, что в обществе ни одно обращение не остается без внимания.  
-В сентябре к нам обратилась  жительница города  А.Асадуллаева, которая купила в ТД  «Жайна» сотовый телефон, который через несколько дней перестал работать, несмотря на это продавец отказался возвращать деньги, - рассказывает юрист общества Алимжан Токбулатов. - После того как наши юристы провели разъяснительную работу  покупательнице вернули деньги. Или такой случай,  И. Пралиева  купила в магазине «Шебер Принт» видеорегистратор, который не подошел по техническим параметрам. Предприниматель отказался обменивать, не говоря о возврате денег. После полученной претензии от юриста общества владелец магазина вернул деньги.
Горожанка А.Байшенова купила в магазине Kids Brand hauss для ребенка куртку  за 13000 тенге, но она не  подошла по размеру. Женщина хотела ее обменять на другой размер, но в магазине ей отказали. Собранные материалы по  этому заявлению были направлены в департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей. Проблема  решилась до суда, женщине вернули деньги. Еще одна жительница города С. Ахметова  купила в магазине «Sulpak» телевизор, но при его установке обнаружили  дефект. Обращение в магазин по поводу обмена или возврата денег ни к чему не привело, тогда покупательница обратилась в департамент. Дело решилось в досудебном порядке, женщине вернули
деньги.
 В жизни бывают разные ситуации, но как рекомендуют Еркасым Сулейменов и Серик Тениз-
баев, важно помнить, что  клиент имеет право сдать некачественный товар, даже если до окончания гарантийного срока остался всего день, причем деньги ему должны вернуть полностью.  Если новая бытовая техника сломалась, то сервисная служба обязана за свой счет осуществить ремонт и доставку. На это время клиенту предоставляют аналогичный товар. Если за 10 дней покупку не отремонтировали, тогда можно смело требовать новую вещь. Продавец не сможет уйти от ответственности, если товар причинил вред жизни, здоровью и имуществу потребителя. При продаже товара в рассрочку продавцу отныне запрещено прописывать в договоре, что он будет менять цену. В связи с участившимися жалобами потребителей услуг в сфере ЖКХ введен запрет на отключение электричества при задолженности за тепловую энергию.
Одним словом, законодательно интересы потребителей более-менее защищены.


Кызылординские вести / Предыдущие номера 13 октябрь 2017 г. 802 0