• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

НЕ ДАЙТЕ СЕБЯ ОБМАНУТЬ

Большинство кызылординцев, ежедневно совершая покупки, а также пользуясь услугами, совершенно не задумываются о том, что в момент приобретения тех или иных товаров  и услуг становятся одной из сторон сделок розничной купли-
продажи.
Заключая договора с организациями на выполнение работ и оказание услуг, всегда нужно помнить и о потребительских правах на случай непредвиденных споров с услугодателем. Потребитель имеет значительный арсенал возможностей для того, чтобы реализовать законные права и интересы. Взаимоотношения с продавцом в таких случаях регулируются Законом «О защите прав
потребителей».
Как рассказал руководитель отдела защиты прав потребителей  департамента  по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей  Еркасым Сулейменов,  к ним часто поступают обращения от жителей области  по поводу обвеса  в супермаркетах области.
– Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность, предусматривает административную ответственность по статье 190 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (КоАП), – говорит Еркасым Сулейменов. – Зачастую при возникновении существенного недовеса товара администрация магазинов отказывается объяснять, почему так произошло. Поэтому важно знать, что  в случае сомнения у потребителя в весе, количестве, длине и иных параметрах товара продавец обязан предоставить возможность потребителю самостоятельно проверить указанные характеристики при помощи средств измерений, допущенных к применению на территории РК.
– Как быть, если потребитель обнаружил недовес в фасованных товарах?
– Следует обратиться с заявлением в органы внутренних дел, в чью компетенцию входит рассмотрение подобных дел и привлечение к административной ответственности нарушителей. В соответствии с частью 1 статьи 685 КоАП органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 190 КоАП в отношении недобросовестных продавцов. В качестве доказательств могут быть использованы свидетельские показания, в том числе фото или видео. Согласно статье 190 «Обман потребителей»  Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» за обвес, обсчет потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность и оказание услуг, предусмотрен штраф на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства – в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей.
– Как поступить, если цена в чеке не соответствует ценнику на прилавке?
– Путаница с ценами  часто встречается в супермаркетах. Ценники часто расположены так, что покупателю сложно понять, какой из них к какому именно товару относится. И только подойдя к кассе, потребитель замечает, что товар стоит гораздо дороже, чем на ценнике.  Согласно подпункту 12 статьи 24 Закона «О защите прав потребителей»  продавец  обязан указывать стоимость товара оформленного ярлыком цен, выставленного во внутренних и внешних витринах торгового объекта. Изготовитель  обязан указывать стоимость работ и услуг в письменном виде.  Таким образом, у вас есть законное право купить товар по цене, указанной на ценнике. Настаивайте на своем. Вы также имеете право требовать возврата разницы  в стоимости товара, если цена на ярлыке ниже цены, указанной в чеке, и продавец при этом обязан продать вам товар по цене,  указанной на ярлыке.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса РК предложение купить товар по определенной цене – это публичная оферта со стороны магазина, и ценник не что иное, как публичная оферта, а продавец обязан продать товар по той цене, которая в этой оферте указана.
Кроме того, следует обратиться с заявлением в органы внутренних дел, в чью компетенцию входит рассмотрение подобных дел и привлечение к административной ответственности нарушителей. В соответствии с частью 1 статьи 685 КоАП органы внутренних дел рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные частью 1 статьи 190 КоАП в отношении недобросовестных продавцов.
– Новый год  совсем близко, пожалуй, найдется немало тех, кто решит провести отдых в турпоездках. На что надо обратить внимание потребителям при оформлении договоров в первую очередь?
– Прежде всего  гражданам, планирующим поездки  за пределы страны, рекомендуем  внимательно  отнестись к выбору тур-
агентств. Посмотрите  сведения о туроператоре и турагенте, осуществляющим  туристическую деятельность, в соответствующем  государственном реестре РК и свидетельство о  регистрации  фирмы. Представленные документы должны быть действующими на момент заключения договора и оформления вами тура. Название фирмы в этих документах и в договоре должно быть одинаковым. Во-вторых, внимательно изучите представленные документы, в частности, договор, предложенный турфирмой. Помните, от договора зависит не только ваш отдых, но и жизнь ваша и ваших близких.  Договор на туристическое обслуживание заключается в письменной форме и должен соответствовать  законодательству РК.  Каждая из сторон вправе требовать изменения или расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых исходили при заключении договора.
 В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора туроператором или турагентом  турист  вправе расторгнуть  договор  на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РК.  
В-третьих, требуйте обязательного документального оформления каждого платежа, и за каждый потраченный тенге, доллар, цент, рубль требуйте чек, квитанцию. Также внимательно читайте договор страхования, который предлагает туристическая компания.
Помните, что Закон РК «О защите прав потребителей» на вашей стороне, и если обнаружили, что ваши права нарушены, смело добивайтесь того, что положено по закону.
Кызылординские вести / Предыдущие номера 25 ноябрь 2017 г. 480 0