Лела САРАЛИДЗЕ, доктор исторических наук, старший научный сотрудник новой и новейшей истории Института истории и этнологии, Тбилисский государственный университет По просьбе научно-исследо-вательского центра «Мустафа Шокайтану» Кызылординского государственного университета имени Коркыта ата материал подготовлен автором специально для кызылординских читателей.Казахский общественный и политический деятель, публицист, идеолог борьбы за свободу и независимость Единого Туркестана Мустафа Шокай (1890-1941) находился в вынужденной эмиграции во Франции. У него были активные политические отношения с членами правительства Демократической Республики Грузии, также эмигрировавшими за границу. После оккупации Грузии Российской Красной Армией в Грузии была установлена Советская система правления. Правительство Демократической Республики Грузии было вынуждено уехать за границу и оттуда активно бороться против большевистского правительства.
В свою очередь, Мустафа Шокай рассматривал Советскую власть как врага казахского народа. Свергнув Временное правительство в Петрограде в результате вооружённого восстания 25 октября 1917 года, большевики вынуждены были пойти на проведение чрезвычайно популярных в народе выборов в Всероссийское учредительное собрание России. В январе 1918 года в ответ на предъявленный ультиматум М. Шокай отказался признать власть Советов. По приказу большевистской власти для уничтожения Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией. В состав отряда вошли красноармейцы Ташкентского гарнизона и армянские дашнаки. 6 февраля 1918 года большевики начали штурм Коканда и за три дня полностью разрушили и разграбили древний город. Ответом на разгром и массовый грабеж населения Туркестанской автономии стало мощное национально-освободительное партизанское движение, названное большевиками басмачеством и ликвидированное Советской властью лишь в 30-е годы. Мустафа Шокай чудом спасся во время разгрома и тайно бежал в Ташкент. Проживая здесь нелегально, он сошёлся со старой знакомой актрисой Марией Гориной, на которой женился в апреле 1918 г. Через казахские степи и Каспийское море Мустафе удалось благополучно прибыть в Баку, а затем в Тифлис, где он прожил с женой два года с весны 1919 года по февраль 1921 года. Таким образом, Мустафа Шокай хорошо был знаком с правительством Демократической Республики Грузии.
После вторжения в Грузию Российской Красной Армии Мустафа Шокай первоначально отправился в Османскую империю, как и члены правительства Грузии. В Константинополе он писал статьи для английской «Таймс» и газет «Yeni Dünya» («Новый мир») и «Шафак» («Şafak»). Он узнал, что его старый знакомый – Александр Фёдорович Керенский (российский политический и государственный деятель, министр-председатель Временного правительства России), тоже бежавший из России, находится в Париже. Он активно переписывался с ним и другими знакомыми эмигрантами и сумел получить французскую визу. Летом 1921 года М. Шокай прибыл с женой в Париж, ставший центром белой эмиграции. Он активно работал в газетах «Дни» Керенского и «Последние новости» Милюкова. Жизнь в Париже была трудной, средств к существованию не хватало, и в 1923 году М. Шокай с женой переехали жить в Ножан-Сюр-Марн (южный пригород Парижа). В том же году М. Шокай выступил перед европейской общественностью с лекцией «Политика России и Туркестанское национальное движение».
М. Шокай делал отчеты на разных языках по вопросу освобождения Туркестана от большевиков. Он хорошо знал английский, французский, русский, немецкий, турецкий и арабский языки. В своих публичных выступлениях в Константинополе (город был официально переименован в Стамбул 28 марта 1930 года в ходе реформ Ататюрка), Берлине, Лондоне, Варшаве он касался, главным образом, проблем Туркестана и Центральной Азии. Он также публиковал книги по исследованиям Центральной Азии, печатал исторические и политические обзоры. Мустафа Шокай в 1927 году в Константинополе основал газету «Новый Туркестан», которая выходила до 1931 года.
Во время пребывания в Европе Шокай продолжал активные действия против большевиков. В 1926-1939 годах он стал одним из активных членов антибольшевистского движения. За рубежом антибольшевистскую борьбу активно вели грузинский национал-демократ Георги Гвазава и украинский профессор Смол-Стоцкий. В 1925 году они основали клуб «Прометей» в Варшаве. В 1926 году в Париже был напечатан первый номер журнала «Прометей», редактором которого стал Гвазава. Первоначально журнал выпускался от имени украинских и кавказских эмигрантов. Начиная с 1927 года, по просьбе азербайджанцев состав редакции журнала был расширен и в нее вошли представители Центральной Азии. Журнал стал национальным органом кавказских, украинских и туркестанских эмигрантов, в качестве представителя которых к редакции присоединился Шокай. С 1929 года он стал главой «Национального союза Туркестана», основанного в Париже. О политике большевиков в Туркестане М. Шокай публиковал материалы на английском, французском, турецком и польском языках в известных журналах «The Journal of Royal Central Asian Society», «The Asiatic Review“ (Лондон), «Orient et Occident», «Revue du Promethée» (Париж), «Wschod» (Варшава) и других.
Материалы, хранящиеся в Центральном историческом архиве Грузии, содержат интересную информацию о сотрудничестве Мустафы Шокая с политической эмиграцией Грузии. Эмиграция Туркестана была очень слабой и достаточно малой, чтобы иметь заметное влияние на эмигрантов из других стран, которые находились в Европе. У него не было представительства за границей, не говоря уже о том, что на эмигрантов часто влияло советское правительство. Однако Мустафа Шокай считал, что в будущем эмигранты могут сыграть важную роль в жизни Туркестана.
Посол Демократической Республики Грузии в европейских странах А. Чхенкели призвал кавказских эмигрантов сотрудничать с другими эмигрантами Советского Союза и особенно активно с эмигрантами Украины и Туркестана. М. Шокай активно сотрудничал с грузинскими политиками в эмиграции, включая главу правительства Демократической Республики Грузии Ное Жордания. Он часто публиковал статьи в грузинской газете «Независимая Грузия», которая издавалась в Париже. В 1929 году М. Шокай в Берлине начал издание журнала «Юный Туркестан», редактором которого был он сам. Журнал выходил до начала второй мировой войны – до 1939 года и было выпущено 117 номеров.
Представитель Демократической Республики Грузии в Турции Симон Мдивани 19 февраля 1928 года обратился с официальным призывом к Исмету Паше – главе Турецкого правительства и попросил его поддержать идею консолидации Закавказских республик, народов Украины и Туркестана. С. Мдивани сожалел, что из-за давления со стороны властей СССР турецкое правительство было вынуждено в 1931 году закрыть эмигрантские газеты Азербайджана и Туркестана в Стамбуле. Грузинские эмигранты считали, что освобождение угнете
нных народов зависит от внутренней и внешней ситуации России и Европы.
Несмотря на преследование со стороны большевистского правительства, политики из разных стран, эмигрировавшие в Европу, активно продолжали свою борьбу. В Швейцарии существовал французский раздел «Французско-Восточного комитета», который официально назывался «Комитет дружбы эмигрантов Кавказа, Туркестана и Украины». В Комитете от Грузии работал
А. Чхенкели, руководителем был Шульгин, а секретарем – М. Шокай.
В то время, когда эмигрировавшие политики активно сражались с большевиками из-за границы, советские агенты делали все, чтобы вернуть их в свои страны, а те, кто сопротивлялся, приговаривались к смертной казни. Советское правительство пыталось сломать доброе имя эмигрантов, заставляя друзей и знакомых обвинять их в сотрудничестве с советской властью. В сотрудничестве с советским правительством обвинили и М. Шокая.
2 июня 1928 года М. Шокай отправил письмо представителю Демократической Республики Грузии в Турции С. Мдивани и попросил ему помочь найти человека, который распространил слух и обвинил его в сотрудничестве с русской эмиграционной прессой. М. Шокай писал: «Много-уважаемый господин Мдивани! К вам у меня большая просьба. Вы, конечно, не знаете, что одним из ближайших поводов, вынудивших меня подать заявление о своем выходе из Стамбульской Туркестанской организации, является совершенно ничем не обоснованное обвинение меня нашими товарищами по организации в моем будто бы сотрудничестве, вопреки постановлению организации, с русской эмигрантской прессой. На мой прямой вопрос указать номер газеты с моей статьей господин Ахмет-Закки Валиди (Ахмет-Закки Валиди Тоган – политический деятель, лидер башкирского национально-освободительного движения в 1917-1920 гг..) ответил: „Об этом нам передавал господин Мдивани, которому, по-видимому, писали из Парижа свои грузины». Вы, господин Мдивани, легко поймете, что подобный ответ удовлетворить меня не мог. Как видите, господин Закки Валиди верит больше словам, чем собственным своим глазам. Здесь, в Париже, я обращался к ряду грузинских деятелей с просьбой выяснить, кто бы мог написать подобную небылицу...».
Ранее, 27 апреля 1928 года, М. Шокай также связался с Ное Рамишвили – бывшим министром внутренних дел Демократической Республики Грузии. Грузинский политик успокоил его и сказал, что ни один грузин не мог написать такую ложь. В своем письме Шокай пытается пролить свет и доказать свою правоту, потому как считал, что работа в одной организации не имела бы никакого смысла без доверия друзей. Особенно он беспокоился о своем друге – Ахмет-Закки Валиди. М. Шокай убедил С. Мдивани, что он никак не нарушал устав организации. Кроме того, он напомнил ему о своей старой статье, напечатанной в марте 1921 года, в которой четко проявилось его личное отношение к вопросу о независимости Грузии. Он был готов напечатать ту же статью в журнале «Прометей» или в любой грузинской иммигрантской газете. Надо подчеркнуть, что Ахмет-Закки Валиди был старым другом Мустафы Шокая. Они вместе принимали участие в первом съезде народов Востока в Баку в сентябре 1920 года, где было принято заявление о чрезвычайной и срочной реализации пролетарской революции в Азиатских странах. Этот факт ясно подтверждает, что Российское Большевистское Правительство делало все для внесения раскола в ряды эмигрантов и натравливания их друг против друга, что частенько и получалось у него.
В сентябре 1934 года, после принятия СССР в Лигу Наций, Председателю XV Ассамблеи Лиги Наций Рикарду Сандерсу была отправлена совместная апелляция протеста. Ее подписали: А. Чхенкели – Грузия, М. Шокай –Туркестан, Мир Якуб – Азербайджан,
И. Чулик – Северный Кавказ, А. Шульгин – Украина. Следует отметить, что во время принятия в Лиге Наций Советского Союза представители Чехословакии, Португалии, Швейцарии и других стран протестовали против этого, громко заявляя, что принятие СССР противоречит основным принципам Лиги Наций.
Активная антисоветская деятельность Мустафы Шокая в Турции и Западной Европе не могла не привлечь внимания Иосифа Сталина. В 1926 году советские дипломаты пригласили его в Москву. Однако он благоразумно отказался, понимая, что это означает. Но за ним следили. В том же 1926 году ОГПУ завело агентурное дело № 145 «Казахский националист-контрреволюционер Шокай Мустафа». На его основе заместитель начальника управления КГБ Казахской ССР по Кустанайской области Серик Шакибаев в 1972 году опубликовал книгу «Падение Большого Туркестана», где Шокай представлен как предатель своего народа. Через четверть века другой бывший офицер КГБ СССР Амирхан Бакиров после многократных попыток смог опубликовать, основанную на тех же архивных документах, книгу о Мустафе Шокае «Операция «Франц», в которой опроверг принятую точку зрения. Книга сначала была издана в Турции, где Шокай необычайно популярен. В год развала Советского Союза вышла в свет книга С. Белана: «Правда о «Гостуркестане и Туркестанском легионе: История Казахстана: белые пятна», где вновь повторяется «советская легенда». Шокай также был упомянут в книге С. Чуева «Проклятые солдаты. Предатели на стороне III Рейха», вышедшей в Москве в 2004 году.
…Мустафа Шокай отреагировал на убийство в Париже Ное Рамишвили (1930 г.). Его специальное письмо «Похороны Рамишвили» было опубликовано в журнале «Прометей». Он писал: «У меня есть мучительная обязанность от имени Туркестанского национального союза произнести здесь несколько посмертных слов сочувствия и скорби в связи с убийством Ное Рамишвили. Мы, туркестанцы, особенно ценим его заслуги. Он пришел к нам не только как представитель Грузии, но и как представитель Кавказа в целом. Будь то в Париже или Константинополе, наши встречи носили искренне дружеский характер. Наши разговоры всегда были о проблемах нашей борьбы за независимость, и эти встречи оставляли в нас неизгладимые следы уверенности и искренности…. Рамишвили всегда напоминал нам о необходимости систематической, организационной работы, давал практические советы и особенно предупреждал о безвременности любого проявления «национал-фобизма». Борьба за национальную самобытность, повторял он, не может дать никакого результата, если она основано только на понимании нашего национального «Я» и национальных прав... Он был для нас примером человека, который борется против права силы для торжества прав и свобод народов. Пусть его память будет жить вечно среди нас!».
Нацистское германское правительство также интересовалось личностью Мустафы Шокая. В июне 1941 года, после того как немецкая армия напала на Советский Союз, М. Шокай стал официальным сотрудником восточного департамента III Рейха.
М. Шокай считал, что фашизм, как и большевизм, в равной степени был опасен и неприемлем для всего мира. В день нападения на Советский Союз, 22 июня 1941 года, нацисты в Париже арестовали всех заметных русских эмигрантов и заключили в замок Компьен. Среди них оказался и Шокай. Через три недели его вывезли в Берлин и полтора месяца вели обработку, предлагая возглавить Туркестанский легион, который планировалось набрать из пленных советских тюрков, заключенных в концлагеря. Немцы рассчитывали на авторитет Шокая. Легион должен был частично заменить немецкие части в боях на Восточном фронте против советских войск. Шокай потребовал ознакомить его с условиями содержания земляков в этих лагерях и был глубоко потрясен нечеловеческими условиями жизни азиатов за колючей проволокой. После посещения концлагерей Сувалки, Вустрау и Ченстохова осенью 1941 года Мустафа писал: «Сталин и Гитлер – оба злодеи». Чтобы как-то облегчить участь земляков и спасти их жизни, Шокай предложил немецким властям компромисс. Он поставил свои условия: 1. Подготовить кадры для будущего Туркестанского государства в учебных заведениях Германии; 2. Создать из числа пленных
соотечественников военные формирования, которые должны быть использованы только при подходе к границам Туркестана.