Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА Свою трудовую биографию преподаватель Кызылординского музыкального колледжа имени Казангапа Татьяна Шрамкова посвятила обучению учащихся игре на фортепиано. Совсем еще молодым специалистом она приехала в Кызылорду, чтобы остаться здесь навсегда.
Она родилась в городе Брянске Российской Федерации. Закончила в родном городе музыкальное училище, затем поступила в Донецкий государственный музыкально-педагогический институт. Ныне это Академия музыки, которая носит имя выдающегося советского композитора Сергея Прокофьева, уроженца Донецка. В те годы музыкально-педагогических институтов по Советскому Союзу было всего три: музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в Москве, а потом как филиалы такие вузы открылись в Донецке и Ростове. Основная идея этих учебных заведений – подготовка не музыкантов-исполнителей, а именно учителей музыки.
Как вспоминает Татьяна Нико¬лаевна, ее родители были талантливыми людьми. Папа работал машинистом поезда. Он был одаренным и талантливым человеком, имел абсолютный музыкальный слух, прекрасно играл на четырех музыкальных инструментах. Возможно, он стал бы хорошим музыкантом, но помешала во鬬на. Его детство пришлось на тяжелые военные годы. Враги сожгли их дом. Жили в землянке. Когда закончилась Великая Отечественная, ему было 17. Тяготы послевоенных лет не позволили ему заняться музыкой и реализовать незаурядные музыкальные данные. Мама тоже была творческим человеком – заслуженный работник культуры РСФСР, член ВЦСПС, закончила ВГИК. Она писала сценарии, устраивала встречи с выдающимися людьми: писателем Д.Граниным, известной телеведущей В.Леонтьевой, С.Моргуновой. Они и оказали влияние на выбор профессии Татьяны.
В 1981 году выпускниц Донецкого государственного музыкально-педагогического института Оксану Зай¬кову и Татьяну Шрамкову по всесоюзной программе «Кадры в помощь республикам Средней Азии» направили на работу в Казахстан. Им предложили работу в трех городах: Караганде, Рудном и Кызылорде. В пользу выбора Кызылорды сыграло то обстоятельство, что здесь требовались специалисты не только в музучилище, но и в филармонию, и это давало возможность быть не только педагогами, но и заниматься концертной деятельностью. Как рассказывает Татьяна Николаевна, для них, молоденьких выпускниц вуза, жизнь была полна романтики. О Казахстане они знали немного и ждали от знакомства с этой страной чего-то необыкновенного и чудесного – представлялись восточные сказки, верблюды, юрты...
Однако начало оказалось не очень веселым – ветхое здание училища, старая обшарпанная мебель, неустроенный быт. Но в дальнейшем все изменилось. Народ в общежитии, куда их поселили, подобрался молодой, веселый, в основном, выпускники консерватории имени Курмангазы. Шумные совместные вечера, чаепития, игра на инструментах, пение, возникали хорошие инструментальные дуэты. А еще их поразили душевная открытость, щедрость и радушие казахов.
– Нас пригласил «попить чаю» директор училища Есен Кушербаев. Он первым показал нам широту казахского гостеприимства. Мы не знали, что чаепитие – это только прелюдия большого обильного застолья и после чая собрались уходить. Но нам сказали, что будет еще горячее. Еще больше мы удивились, когда после бешбармака опять последовал чай и еще горячее. Наши коллеги и друзья, коренные кызыл¬ординцы, помогали нам в бытовых вопросах, знакомили с обычаями, традициями, кухней казахского народа. За такими приятными впечатлениями мы уже не обращали внимания на бытовые сложности, – рассказывает Татьяна Николаевна.
Преподавательскую деятельность Т.Шрамкова успешно совмещала с работой в филармонии. При содействии администратора Я.Пасхалиди областная филармония проводила лекции-концерты классической музыки для учащихся школ, трудовых коллективов города. Татьяна Николаевна выступала на этих концертах, составляла сценарии, читала лекции о классической фортепианной музыке. Проект успешно существовал около шести лет и получил много положительных отзывов.
В 1987-1998 годы Татьяна Нико¬лаевна заведовала отделением «Общее фортепиано и концертмейстерство». В учебном процессе музыкального колледжа отделение специального фортепиано является базовым. Образовательные предметы отделения – спецфортепиано, концертмейстерский класс, камерный ансамбль, фортепианный ансамбль, педагогическая практика, изучение педагогического репертуара, методика преподавания игры на фортепиано, история фортепианного искусства, концертмейстерская практика. В 2000-2005 годы Т.Шрамкова руководила методической работой колледжа, она является автором методических пособий и руководств.
Высшая оценка профессионального мастерства учителя – это достижения учеников. Ее воспитанники неоднократно становились лауреатами престижных республиканских и международных конкурсов. Татьяна Нико¬лаевна воспитала не одно поколение талантливых пианистов, которые сегодня трудятся в разных уголках нашей страны и за рубежом. Перечислять их имена можно долго. Вот только некоторые из них: Жанна Искакова, Маргарита Макашева, Балжан Бисембаева защитили научные диссертации на степень кандидата педагогических наук и ныне продолжают исследовательскую работу, С.Абильханова –
выпускница Казахской государственной консерватории имени Курмангазы, окончила ассистентуру-аспирантуру в Лейпцигской консерватории имени Ф.Мендельсона-Бартольди (Германия) по органу, лауреат нескольких международных конкурсов, сейчас преподает в Казахском национальном университете искусств, гастролирует с концертами по городам Европы, России. Татьяна Козлова внесена в Книгу почета Новосибирской области, награждена медалью «За вклад в образование», Ирина Кононенко – генеральный директор международного фестиваля «Берега надежды» в Екатеринбурге.
Труд учителя отмечен многими наградами. Она заслуженный деятель РК, получила благодарность Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева, награждена дипломами, грамотами республиканских и международных конкурсов, республиканского института усовершенствования учителей.
Деятельный, активный человек Татьяна Шрамкова занимается и общественной деятельностью. Она заместитель председателя Кызылординского филиала объединения «Русская община» при Ассамблее народа Казахстана, член кызылординского совета матерей.
Родному колледжу Татьяна Нико¬лаевна посвятила почти сорок лет.
А Кызылорда стала для нее второй родиной. Здесь она нашла свою вторую половину, создала семью, появились на свет ее дети, здесь обрела друзей. Как говорит педагог, образование дала ей Россия, но своей творческой судьбой она обязана Казахстану.