• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ВОЛШЕБНЫЕ ЗВУКИ ДОМБРЫ

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА
Домбра – это своеобразная и звонкая история кочевых племен, струны которой хранят мудрость столетий. В ее напевах можно уловить шелест трав, звон ручьёв, пение птиц и топот копыт иноходца. Посредством этого инструмента степные музыканты передавали настроение народа. Как бы ни была печальна мелодия, в ее звучании всегда присутствует тёплое, задушевное напутствие. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха.
Первоначально домбра имела четыре струны. В народе существует несколько легенд, повествующих о возникновении современной домбры с двумя струнами и отверстием посередине. Вот одна из них... Старший сын правителя Золотой Орды Чингисхана царевич Джучи был назначен отцом ханом Дешт-и-Кыпчака (территория современного Казахстана). Однажды во время охоты он, погнавшись за куланами, оставил далеко позади своих приближенных. Метко разил царевич острыми стрелами бегущих животных, и не было от него пощады. Вожаком  дикой стаи был Аксак кулан. Его прозвали так за хромоту – борясь с волками, он поранил копыто. Неожиданно разъяренный Аксак кулан бросился на охотника и сбросил его с коня. Бегущее стадо насмерть растоптало Джучи.
Никто из приближенных и слуг не решался сообщить о несчастье  Чингисхану   – человеку, принесшему кагану плохую весть, полагалась смерть. И тогда мудрый жырау и храбрый батыр Кетбуга выстругал из березы домбру, натянул на нее струны и, придя во дворец хана, заиграл печальную мелодию.
Прекрасная музыка великого кюйши донесла до хана суровую правду о жестокости и бесславной смерти царевича. Застонала домбра, в последний раз прозвенели ее струны. И две из четырех струн, не выдержав боли, лопнули. Долго молчал Чингисхан, а затем в горе приказал залить свинцом «горло» домбры. Говорят, с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие – след расплавленного свинца. Но от этого домбра не стала хуже, напротив, зазвучала еще мелодичнее.
«Аксак кулан» (Хромой кулан) – один  из прекрасных казахских кюев, воспевающих силу и бессмертие искусства. Ее создатель Кетбуга оказал значительное влияние на творчество многих казахских жырау. До наших дней дошло около 20-и его кюев, среди которых «Сынған бұғы», посвященный смерти его сына во время похода в Китай, «Жансауға», с которым найманы после долгой и кровопролитной вой¬ны пришли просить Чингисхана о пощаде. Живший в конце XV-XVI веков Доспамбет жырау воспевает его как покровителя простого народа и мудрого сказителя.
В 1993 году на территории Алматинской области был найден древний наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента, напоминающего современную домбру, и людей, показывающих различные танцевальные движения, которые можно назвать наивной древнейшей нотной записью музыки. По мнению ученых, рисунок датируется периодом неолита, т.е. этому изображению уже около четырех тысячелетий. Следовательно, домбра является прародительницей всех ныне существующих щипковых музыкальных инструментов. По историческим данным, домбра еще в средние века по своим музыкальным возможностям соответствовала своему сегодняшнему состоянию. Яркое доказательство тому – дошедшие до наших времен кюи XIII-XV веков. Нынешние казахские колыбельные песни, их мелодии и ритмы также уходят корнями в глубину веков.
Различается два вида домбры – западная и восточная. Разные ее формы обусловлены особенностями двух исполнительских традиций. Для исполнения быстрых, виртуозных токпе-кюев нужно было, чтобы левая рука могла свободно перемещаться и скользить по грифу. Поэтому гриф западных домбр тонкий и удлиненный. Эти технические приемы неприменимы при исполнении на восточных домбрах с широким укороченным грифом. Размеры инструментов и формы корпусов влияют на силу звучания — чем больше размеры, тем громче домбра.На характер звучания влияет и техника правой руки: в токпе-кюях звук извлекается из обеих струн сильными кистевыми взмахами, а в шертпе используются мягкие щипковые переборы струн отдельными пальцами.
 Издревле славится талантами земля Сыра. Здесь исторически сформировался и сложился особый самобытный пласт казахской эстетики, искусства, материальной культуры.  Огромный вклад в музыкальное наследие казахского народа внесли Шал Мырза, Казангап, Алшекей, Торемурат, Бекпенбет, Досжан. Домбра явилась своеобразным языком общения кочевников, который позволял им выражать свое душевное состояние, описывать картины бытовой и исторической действительности. Человек, достигший виртуозной исполнительской техники игры на домбре, становился гордостью рода.
Исполнительское искусство передавалось через века по наследству от отцов к сыновьям. Казахские кюи – это летопись истории народа. Искусство исполнения традиционного казахского домбрового кюя в 2014 году было внесено в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.  
Кызылординские вести / Предыдущие номера 09 декабрь 2017 г. 2 728 0