• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ТАИНСТВЕННЫЙ ДОМ

Майя АДЕНОВА
В Кармакшинском районе в шестнадцати километрах к северо-востоку от села Тагай находится уникальный памятник архитектуры VII-VIII веков — мавзолей Сырлытам. Его особенность – архитектурный стиль. В 1982 году мавзолей Сырлытам был включен в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства
Столетие назад специалисты подтвердили качество строительства и стройматериалов — блестящих красных кирпичей. Даже в наши дни секрет состава раствора остается загадкой. К тому же редкие узоры кладки заставляют памятник по праву называть оригинальной реликвией земли Сыра.  
Очевидцы утверждают, что осколки кирпичей в руках казались частичками цветного стекла. В начале нынешнего столетия памятник истории и культуры был реконструирован. Теперь Сырлытам (Таинственный дом) обрел новый вид.
О точной датировке мавзолея нет данных, однако ученые утверждают, что о ней красноречиво говорят его архитектурные особенности. Это типичный однокамерный портально-купольный мавзолей с шатровым покрытием. Внутренний купол сфероконический, внешний имеет форму восьмигранной пирамиды, установленной на невысоком восьмигранном барабане. Портал не слишком объемный, зрительно и конструктивно он скорее имеет характер развитой стены главного фасада со стрельчатой арочной входной нишей.
Сырлытам построен из обож¬жённого кирпича. Он имеет размеры 10×11 метров, сохранившаяся высота здания – девять метров. Переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи угловых арок. Затем при помощи диагонально выступающих кирпичей-консолей в углах восьмерика осуществлён переход сразу к кругу купола. Купол мавзолея был двойной с шестнадцатигранным барабаном, к сожалению, до нашего времени он не сохранился.
Мавзолей имеет два входа. Центральный был оформлен порталом со стрельчатой аркой . Окна барабана, выложенные методом ложного свода, имеют стрельчатую форму. На основании изучения строительных материалов и архитектурных приемов, применяемых при постройке, ученые относят мавзолей Сырлытам к памятникам золотоордынского периода.
Сырлытам уникален, так как мавзолеев золотоордынского времени с уцелевшими, необрушенными куполами и барабанами осталось совсем немного. Памятники, где остатки этих конструкций сохранились в достаточной степени для того, чтобы судить об их первоначальном облике, представляют особую ценность. На территории Казахстана есть ещё один мавзолей, относящийся к этому периоду, он находится в двадцати пяти километрах к югу от аула Инкардарья на берегу сухого русла протоки с тем же названием. По своим архитектурным особенностям эти мавзолеи очень похожи, оба представляют собой однокамерные портально-купольные сооружения и принципиальное отличие их друг от друга заключается только в конструкциях купольного перекрытия. Мавзолей, расположенный на Инкардарье, перекрыт одинарным сфероконическим куполом на невысоком круглом барабане.
Историческое и культурное значение двух уцелевших золотоордынских мавзолеев Восточного Приаралья усиливается тем, что благодаря высокой степени сохранности они дают достаточно полное представление о двух основных типах мавзолеев знати этого периода.
Примечательно, что расположенные на значительном удалении друг от друга, оба они имеют одинаковое название – Сырлытам. Казахский археолог Марат Сембин, анализируя значение некоторых наиболее часто встречающихся названий архитектурных памятников, писал: «С декоративной росписью в интерьере, резной терракотой в облицовке фасадов следует связывать, в частности, Сырлытам (сырлы – расписной, расписанный). Мавзолеев с таким названием в Казахстане несколько и расположены они в различных районах страны (Акмолинская, Костанайская, Кызылординская области)». Нарицательные наименования, как правило, появляются у мавзолеев, утративших собственное имя, в случаях, когда история не сохранила до наших дней имена тех, кто в них похоронен.
Время и деятельность человека не щадят древние памятники. К сожалению, это относится и к мавзолею Сырлытам. В середине 20-го века он был частично разрушен. По утверждению местных старожилов, кровлю мавзолея случайно снесли тросом промышлявшие здесь трактористы предприятия по заготовке саксаула «Узбекторг». Однако стены остались целыми и невредимыми. В начале 2000-х годов памятник истории и культуры был реконструирован. После реставрации Сырлытам вновь обрел свой первозданный вид.

Кызылординские вести / Предыдущие номера 09 декабрь 2017 г. 896 0