• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

И СЛАВА РАТНАЯ, И МИРНЫХ дНЕЙ УСПЕХИ

Жанибек ИСАЕВ
В ноябре  исполнилось 100 лет со дня рождения ветерана Великой Отечественной войны и труда, заслуженного деятеля сельского хозяйства Республики Казахстан, Почетного гражданина Кармакшинского района Каскыра Наметши.
Время появления на свет мальчика было смутное – шел 1917-й год. Буржуазно-демократическая революция в России, свержение царя, приход к власти большевиков – кризисная ситуация широко распространилась по всей стране, достигнув самых ее окраин. Не стал исключением и маленький аул Өндіріс Кармакшинского района, где родился малыш.  Имя Шахнама, которое ему дали  при рождении в честь
поэмы Фирдоуси, знали только самые близкие. Имя дал ему близкий родственник, великий поэт Турмагамбет Изтлеуов, переводивший эту поэму на казахский язык.  Хоть и родился  Шахнама  20 ноября, в семье день рождения стали праздновать 7 ноября,  как ровесника Октябрьской революции.
Для казахов национальные обычаи и традиции  святы. К примеру, невестки не называют имена родных мужа, а придумывают для них ласковые прозвища. Так  и  снохи  дали деверю имя Каскыр. Парень настолько привык к новому имени, что когда получал в сельсовете свидетельство о рождении  на вопрос как зовут ответил: «Каскыр». Так он  документально стал Каскыром. Время неподвластно семейным ценностям – впоследствии  его сын Сержан назовет своего сына в честь деда именем Шахнама и даст фамилию Каскыр.
Но это будет через десятилетия. А пока маленький Каскыр рос. Он и его сестра Куляйым рано остались без отца. Это было невосполнимой утратой, но чувствовать себя сиротами  не дали братья отца Тайгара и Байгара, которые окружили их заботой, любовью и вниманием. Каскыр учился в медресе у Турмагамбета Изтлеуова. Здесь проявились его способности к языкам, он свободно писал на латинице по-арабски, много читал. В характере мальчика проявились такие сильные качества, как трудолюбие, целеустремленность, справедливость, свободолюбие…
В тридцатые годы началась коллективизация, которая отняла у людей, практически, последнее. Поголовье скота у сельчан резко уменьшилось, всю живность забрали в колхоз. Наступили тяжелые времена – в край пришел голод.  Тогда  дяди Тайгара и Байгара, другие представители рода решили спасти семьи бегством. Через Ташкент они добрались до границы с Афганистаном и готовы были ее пересечь. Однако в этот момент Каскыр, которому не было и пятнадцати лет, сказал, что не покинет свою Родину. Что удивительно, дяди прислушались и вернулись обратно... Судьба других родственников сложилась по-разному: одни перешли границу, другие были пойманы пограничниками, некоторые пропали.  Став взрослым, после войны  К.Наметша приступил к поискам родственников. Нашел их в Афганистане,   Иране, Турции, некоторых смог вернуть в родные края.  Дети и внуки тех, кто поневоле бежал в чужие страны, после распада СССР вернулись на землю своих предков.  С некоторыми из них герой рассказа успел повидаться. Это были по-настоящему радостные и трогательные встречи...
После несостоявшегося побега из страны Каскыр вместе с дядями Таимбетом (впоследствии – Герой Советского Союза) и Шаимбетом Кумекбаевыми   занимался  торговлей — из Ташкента перевозил продукты первой необходимости. Когда подрос, стал ездить самостоятельно. Пропитания едва хватало, жили  очень бедно, впроголодь. Но семья выжила.
В 1937 году дядя Т.Изтлеуов был арестован как «враг народа», а через два года  умер.  Советские идеологи  считали, что творчество жырау негативно влияет на национальное самосознание казахского народа, на имя Турмагамбета был наложен запрет. Но родные  бережно хранили  его имя, его бесценное творчество, передавая из поколения в поколение.
Шел 1939-й год. Молодого Каскыра  призвали в ряды Красной Армии. Его мама Рыскуль сильно переживала: хоть  войны и нет, было понятно, что ее не избежать.  Однако сильная и волевая женщина на проводах сына слезы не обронила. «Я не стану  его заранее оплакивать!», — таков был ответ  матери тем, кто удивлялся, а порой откровенно упрекал ее в бессердечности. В этих словах и для сына, и для нее самой была заложена установка: выжить, несмотря ни на что, преодолеть все трудности и выйти победителем из всех испытаний судьбы.    
С этого периода у Каскыра началась долгая, тернистая дорога обратно домой, в родной аул. Шутка ли,  уйдя в 1939 году, он вернулся к родным лишь в 1948 году! Службу в армии молодой боец проходил в звании ефрейтора в батальоне технической разведки. А потом началась война…

ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ  
О самой кровопролитной войне в истории человечества – Великой Отечественной – написано, кажется, все. Чуть ли не поминутно зафиксированы ее причины, ход и окончание. Но, тем не менее, наверное,  мало кто из представителей младшего поколения не спрашивал у отцов и дедов о той страшной войне. Как и многие фронтовики,  К.Наметша  не  любил рассказывать о войне. На вопросы чаще отвечал: «Война – страшное дело! Лишь бы вы не видели того, чего довелось увидеть нам». Только за несколько лет до смерти он поведал об  отдельных эпизодах той кровопролитной войны.
Видимо, оттого, что Каскыр был очень смуглый, на войне товарищи его прозвали «Черный». Как-то рота остановилась на привал.
Командир приказал: «Черный, ты же кочевник, хорошо знаешь лошадей. Отведи их на водопой!». Когда наш земляк с лошадьми только отошел, в небе появились «Мессершмиты», началась массированная бомбежка. Парень  едва уцелел. А когда обратно вернулся на поляну, где остановилась рота, вокруг не было ни одной живой души...
Это был не единственный случай, когда он один оставался жив.  Однажды, в тыл врага отправилась группа  разведчиков. Среди них был и наш земляк. Бойцам необходимо было добыть информацию о противнике, его вооружении, расположении объектов, взять «языка». Как правило, понимая риск, командование направляло  на разведку несколько человек, чтобы хоть у одного оставался  шанс вернуться. И такой шанс выпал именно  К.Наметше.
Внук Асхат однажды спросил: «Ата, сендер немістерден каштыңдар ма?». «Да, конечно» —последовал ответ. Первые дни вой¬ны мы отступали.  Однажды часть солдат, где был и я, перешла мост. Вдруг за собой услышали  сильный  взрыв — мост взорвали. Оказалось, он  был специально заминирован, чтобы гитлеровцы  не прошли вглубь страны. На другом берегу остались наши бойцы, не успевшие перейти мост. Среди них и мой друг-родственник, который  бежал по берегу и кричал: «Каскыр, Каскыр!». Я ничем не мог ему помочь. Больше я его не видел, домой  пришло извещение, что он пропал без вести. Вероятнее всего, погиб».
Из воспоминаний фронтовика родным и близким врезался в память еще эпизод.  …Прибалтика. Батальон, где числился К.Наметша,  готовился к наступлению. Тишина перед боем. Но через несколько минут все полыхнет, взорвется пламенем, будет множество смертей.  Лежа в окопе в ожидании приказа, Каскыр подумал: «Если  вырвусь из этой мясорубки живым и здоровым, вернусь домой и женюсь. У меня родятся дети».
Это мечта была самая главная, она помогала солдату в других испытаниях, которые пришлось пережить. И еще он пообещал себе, что если вернется, то непременно для семьи построит высокий и красивый дом, разведет сад, огород. Эта светлая мечта давала
надежду.
Но ей  еще не скоро суждено было  сбыться. Судьба уготовила парню  еще много испытаний, которые предстояло выдержать и пережить. Ветеран прошел славный боевой путь на Украинском, Белорусском, Прибалтийском фронтах, война  близилась к концу. В 1945 году он вступил в ряды КПСС. Вскоре гитлеровская Германия капитулировала. Но для Каскыра война не закончилась – его  ждала Маньчжурия…
К.Наметша вернулся домой спустя почти девять  лет. За плечами  у фронтовика было  два тяжелых ранения. Все это время мать упорно ждала сына, ведь она дала клятву не оплакивать его заранее. И дождалась. Ее единственный сын вернулся через годы  тяжелых испытаний, прошагав в солдатских сапогах половину Европы, Китай.

ДОБРОЙ ПАМЯТЬЮ СЕРДЦЕ СОГРЕТО
Кто-то из видных казахских писателей позже напишет: «Я стесняюсь говорить, что я ветеран войны. Я был писарем. А вот другие…», и перечислив ряд фамилий,   отметил: «они прошли  ад!».  Каскыр Наметша  прошел этот ад, но при этом остался совершенно миролюбивым человеком. Он неустанно работал на благо общества. Никогда не сквернословил, не пил, не курил, был трудолюбивым, глубоко образованным, тактичным и тонким человеком. Ложь, лесть, лицемерие были абсолютно ему чужды.
Поистине романтичной и достойной для сюжета лирического кинофильма была история знакомства и встречи К.Наметши  с будущей женой. Храбрый парень, прошедший огонь, воду и медные трубы, не устоял перед чувством любви. Виной тому была фельдшер Флора — красивая  девушка, которая каждый вечер после работы направлялась  на сельский почтамт. Молодой специалист, закончившая медучилище, отработав в Кармакшинском районе два года, ждала распоряжения уехать на родину в Актобе, где ее ждала многочисленная татарская родня. Парень сильно переживал: придет открепление, Флорида уедет, и он навсегда потеряет ее. И решился на смелый  поступок. Узнав первым о поступлении  документа, ночью  он  незаметно проник на почту – бумага бесследно исчезла. Флора, ничего не подозревая, каждый день продолжала ходить на почту, писала письма в  соответствующий орган с просьбой прислать документ. Время было выиграно. Каскыр  начал ухаживать за девушкой и в результате сумел завоевать ее сердце. Вскоре молодые люди поженились, на свет появились дети: Руслан, Сержан, Роза и Талгат. Так исполнилась главная мечта  фронтовика: вернуться с вой¬ны,  создать семью, растить детей.
К.Наметша  не дожил до «золотой свадьбы» всего полгода. Его супруга Флорида  была  мудрым человеком. Ее темперамент, умение быстро и верно принимать решения, гармонично выстраивать родственные отношения, бесконечная доброта, соблюдение национальных традиций, абсолютное бескорыстие снискали уважение всех родных и близких мужа,  земляков, соседей.  В профессиональном плане она была  очень способным специалистом, нет сомнения в том, что если бы, например, поступила в вуз и продолжила делать карьеру, то смогла достичь многого. Однако мудрая женщина, в первую очередь думала о будущем главы семейства, делала все, чтобы он учился и получил высшее образование.
Каскыр с отличием окончив Шымкентскую сельскохозяйственную школу по подготовке председателей колхозов, в 1957 году поступил в сельскохозяйственный институт. Пока он учился, Флора содержала всю большую семью.  Помимо прочего, на единственном фельдшере была профилактика и лечение не только односельчан, но и жителей  близлежащих аулов. Для нее не существовало времени суток, на  помощь к больным добиралась пешком, иногда верхом на лошадях, верблюдах, редко – на грузовике.  В критических ситуациях, где требовалась  хирургическая помощь или была беременность с тяжелой патологией, вызывала из  райцентра санитарную авиацию. Прилетавшие на «кукурузнике» врачи удивлялись точности диагнозов молодого фельдшера.  
Чтобы прокормить семью ей приходилось работать на две ставки. После работы пекла хлеб, носила на коромыслах воду для стирки и питья. В доме было многолюдно, жили очень скромно. Из лоскутков шила платья дочери,  продавала рис и отправляла деньги Каскыру.  Но хрупкая женщина однажды не сдержалась: расплакавшись,  призналась,  что дальше  не  сможет  одна тянуть семью. Мужу приш¬лось бросить  учебу в институте. С возвращением Каскыра жить стало легче,  материальное положение семьи стало выравниваться. Старшее поколение кызылординцев хорошо его знает и помнит как глубоко интеллигентного и порядочного человека, умелого организатора и крепкого хозяйственника.  Начав трудовой путь простым сельскохозяйственным рабочим, затем он работал заместителем бригадира по полеводству, зоотехником, гидротехником, агрономом, парторгом… Где бы ни работал, благодаря трудолюбию, умению общаться с людьми, К.Наметша  в коллективах пользовался большим уважением, его мнение было авторитетно. Кроме названных выше должностей, на протяжении многих лет был директором хлебоприемного пункта, руководил маслозаводом. Все  свои  силы и умение он  направил на восстановление народного хозяйства, занимался многогранной работой по освоению земель, благоустройством родного края.
О его высоких организаторских качествах можно говорить долго. Например, Кармакшинский хлебоприемный пункт до его прихода был одним из самых отсталых предприятий региона по многим показателям. Принять вовремя  урожай зерна из колхозов, совхозов, не дать ему отсыреть, сохранить от насекомых, вовремя отгрузить в Кызыл¬орду на рисообрабатывающий завод – задача была не из легких. Но с ней К.Наметша справился с честью, вскоре предприятие заняло лидирующее положение в  области. Как-то в ходе визита в область  первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамед Кунаев посетил хлебоприемный пункт. Работа энергичного директора была оценена им высоко. Узнав его имя, он сказал: «Қаскыр болсаң қаскыр екенсіз, өте жақсы».
За пятнадцать лет, что он возглавлял хлебоприемное  предприятие Кармакшинского района, в поселке Жосалы  произошли значительные  положительные  перемены.  За счет средств предприятия были проложены водопровод-ные сети, построены детский сад, медицинский пункт, детская молочная кухня,  баня, магазины, на улицах проведено уличное освещение, решались социальные вопросы жителей. Было построено немало складов и зернохранилищ, проложен асфальт, возведены более сорока квартир. Это было началом реализации мечты, рожденной в окопе в далекой Прибалтике.  Ветеран активно привлекал жителей к озеленению, посадке деревьев, старательно им объяснял важность этой работы. По его инициативе был проложен канал из Сырдарьи, через специальные шлюзы в арыки пришла поливная вода. Для конца шестидесятых годов такие условия были  новшеством не только в разрезе района, но и области. Этот район поселка народ назвал «Каскыр ауылы».
К.Наметша верил в светлое будущее Казахстана и до последних дней своих жил интересами и заботами страны. Он собрал трудолюбивый коллектив, с которым жил и работал, знал в лицо практически каждого рабочего, водителя, лаборанта или техника. Для него они были, в первую очередь, людьми со своими заботами и тревогами, надеждами и переживаниями, а только потом подчиненными. При встрече здоровался с каждым, всегда интересовался проблемами, по мере возможности старался их решать.  При этом дело никогда не доходило до панибратства, никто не осмеливался прогуливать работу, уклоняться от выполнения своих функциональных обязанностей. Как руководитель он  был требователен, строг и  принципиален, поэтому каждый подчиненный четко знал, что за срыв работы  поблажки не будет, каким бы он хорошим ни был.
Только через 23 года после войны ветеран смог построить дом, о котором мечтал. В поселке он был одним из красивейших, и главным отличием было то, что утопал в зелени.  Была такая традиция. Ежегодно  накануне 1 сентября у ворот дома выстраивалась очередь из младшеклассников. Им всем Каскыр ага давал цветы для их учителей. Каждый ребенок получал свой букет из прекрасных астр, герберов, «золотого огонька». Совершенно бескорыстно. И в этом его натура: быть счастливым от возможности дарить людям  добро.  
К.Наметша вместе с супругой Флоридой прожили тяжелую, но  счастливую жизнь. Он был прекрасным мужем, заботливым отцом, любимым дедушкой. После выхода на пенсию не сидел без дела, принимал активное участие в общественной жизни региона. На протяжении многих лет  возглавлял совет ветеранов войны. На склоне лет ветеран войны и труда  пережил еще один сложный для страны период – девяностые годы. К тому времени возраст и старые раны давали о себе знать, он стал часто болеть. Почувствовав скорый уход, ветеран  сам выбрал место на кладбище, а родным и близким завещал не ставить на могиле помпезный памятник. Аксакал  ушел из жизни в 1998 году, ему было восемьдесят с половиной  лет.
Боевые заслуги фронтовика отмечены орденом Оте­чественной войны 1-й степени, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими. Родина по достоинству оценила его труд и в мирное время. Он кавалер ордена «Знак Почета», многих медалей. Всего за годы войны и мирное время Каскыр Наметша награжден более 30 орденами и медалями.  Удостоен  Почетной грамоты Верховного Совета КазССР, звания  «Заслуженный работник сельского хозяйства Казахской ССР». Его имя внесено в Золотую книгу Казахской ССР.
Кызылординские вести / Предыдущие номера 09 декабрь 2017 г. 675 0