Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века.
Из статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Шелковый путь из Китая на Ближний Восток и в Европу существовал века. За это время по нему прошли тысячи, сотни тысяч караванов с товарами. Древний торговый путь не был туристическим маршрутом, он был создан для «путешествий» товаров. Шелк из Китая и арабские скакуны, перегонявшиеся в обратном направлении, за время путешествия по этому маршруту десятки раз меняли хозяев, так что Шелковый путь в его классическом варианте из Сианя в Китае до Рима никто из купцов или караванщиков не проходил. И сегодня, когда Шелковый путь возрождается для технологической перевозки и обработки миллионов тонн грузов, о его истории, настоящем и будущем, написаны тысячи статей, сотни книг, нет таких исследователей этого маршрута, кто мог сказать про себя, что он прошел этот маршрут от Сианя до Рима со всеми его ответвлениями, кроме нашего соотечественника журналиста, режиссера-документалиста, писателя-публициста, исследователя, фотографа Анвара Мамраимова.
Он не только преодолел этот тысячекилометровый путь, но и в разных странах собрал уникальные сведения об этом торговом маршруте. Результатом этих путешествий, исследований стали две книги. Одна, вышедшая в Алматы в 2009 году, «Священные места на Великом Шелковом пути» – это великолепно иллюстрированный рассказ о той части пути, что проходит по нашей стране. Вторая книга уже охватывает весь Шелковый путь от Сианя до Рима. В 2014-м на книжном конкурсе СНГ в Москве она в номинации «Диалог культур» была признана лучшей книгой года.
Интересна судьба книги А. Мамраимова о казахстанском участке Шелкового пути. Почти весь ее тираж, а это три тысячи экземпляров, приобрел МИД Казахстана. Через наши посольства и консульства книга «Священные места на Великом Шелковом пути» нашла своих читателей (а как потом выяснилось – и почитателей) более чем в ста странах мира.
Святыни на Шелковом пути в нашей области Анвар Мамраимов исходил вдоль и поперек, ночевал в древних городищах, чтобы фотографировать здания, развалины, раскопы, реконструированные объекты, окрашенные первым лучиком солнца.
Сегодня писатель, исследователь, журналист руководит пресс-службой Института археологии имени А. Маргулана. В нашей беседе по телефону он рассказал, что был приятно удивлен теми многочисленными и весьма лестными откликами читателей из разных стран на книгу «Священные места на Великом Шелковом пути».
– Для многих из них, – говорит он, – стало открытием, что наш Казахстан – не только молодое независимое государство, но и активный участник мировой истории на протяжении многих веков и даже тысячелетий.
Если честно признаться, интерес, проявленный к моей книге, а значит и к истории моей страны за ее рубежами, меня даже немного огорчил, потому что он значительно отличался от реакции на книгу внутри Казахстана. Могло сложиться мнение, что мы интересны миру больше, чем самим себе. Мои переживания такого рода я увидел в статье Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в которой Глава государства призывает нас к тому, «… чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям».
Сегодня мы предлагаем читателям «КВ» отрывок из книги Анвара Мамраимова «Священные места на Великом Шелковом пути», где он рассказал о Степном ответвлении Шелкового пути, которое проходило по территории нашей области.
Анвар Перманович Мамраимов – лауреат премии Союза журналистов.
Победитель телевизионного конкурса «Золотой бриллиант» – «Лучшие программы стран Содружества».
Обладатель Гран-при международных фестивалей документального кино.
Обладатель высшей общенациональной журналистской премии «Алтын жұлдыз».
Награжден Почетной грамотой ЮНЕСКО.
САУРАНМы продолжаем свое путешествие по священным местам Казахстана. Из Туркестана наша дорога лежит по одному из ответвлений Великого Шелкового пути, названного когда-то Степным. Сегодня здесь проходят автомобильная и железнодорожная трассы. И автолюбители, и путешествующие поездом наверняка обращают внимание на загадочные остатки крепостных стен, что на границе Южно-Казахстанской и Кызылординской областей. Впрочем, о каких границах можно было говорить во времена Шелкового пути? Все сопутствовало торговому обмену, люди пытались помочь продвижению караванов с заморскими товарами.
Так что же таится за древними стенами? И как они сохранились? Это единственное городище, где можно наблюдать отчетливо защитное сооружение, охранявшее селение от набегов неприятеля. Есть еще Жанкент, но там стены не столь высоки и колоритны.
Совсем недавно нам казалось, что о древнем Сауране мы знаем многое. Многочисленные письменные источники сообщали: городищу не одно тысячелетие. А первоначальные раскопки археологов доказывали обратное – поселение наполовину моложе! Но средневековые авторы упоминали Сауран еще первой половины 10 в. В те времена его ставили в один ряд с Сыгнаком, Харчуком и Яссы. Так, где же истина? И как могли так хорошо сохраниться крепостные стены и сторожевые башни, окружающие огромный город?
Объяснение можно найти, как это не покажется странным, совсем в другом месте: в летописи строительства прекрасного мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи. Именно из глины Саурана в местных печах изготавливали кирпичи, которые шли на строительство грандиозной ханаки. По легенде Тамерлан построил своих воинов и рабов в живую цепочку на расстояние в 40 км. Люди передавали строительный материал из рук в руки, процесс был непрерывным, что и способствовало быстрому возведению величественного сооружения в честь святого суфия.
Строительство стен, остатки которых мы можем наблюдать сегодня, относят к 17 в. По всей видимости, земля в окрестностях Саурана – особенная. Потому и сегодня она востребована. Казахстанские реставраторы при восстановлении средневековых культовых сооружений по всей
республике до сих пор пользуются местной глиной для изготовления кирпичей, которые обжигают в специальных печах в Туркестане. А еще, по признанию наших реставраторов, сауранская глина идеально сочетается с российским гипсом. Этот состав наиболее прочен при реставрации шедевров зодчества. Еще одно символичное свидетельство того, что на Великом Шелковом пути идеи творческого содружества и добрососедства играют важную роль и в наше время.
...Средневековый арабский географ Аль-Макдиси писал: «Савран – большой город, окруженный семью стенами одна за другой, а в нем есть рабат, соборная мечеть находится во внутреннем городе». О мечети чуть позже, а пока о стенах. Как восточный ученый насчитал их целых семь, до последнего времени оставалось загадкой. Первые археологические раскопки показали, что крепостная стена, окружающая город, одна-единственная. Не совпадала и датировка различных исторических событий, связанных с летописью Саурана. «Однослойное» городище было намного «моложе» тех событий, которые описывали древние летописцы. Разгадка появилась чуть позже, когда археологи пришли на городище Кара-Тобе, что в 3 км. южнее. Здесь начинает свою летопись так называемый домонгольский
Сауран, о котором писали многочисленные путешественники, купцы и послы разных стран. Именно это городище окружено несколькими рядами крепостных стен. Сегодня ведутся археологические раскопки, которые уже дают удивительные результаты. Теперь ясно, что свою биографию древний Сауран начинает с первых веков нового летоисчисления. Кара-Тобе существовал вплоть до 12 в. Почему столетие спустя целый город переселяется на новое место – тайна, которую предстоит разгадать нашим историкам и археологам. Стихийное бедствие, набеги неприятеля, дурное предзнаменование или еще что-то стало причиной переезда – неясно.
Первые обследования на древнем Сауране проводились еще в 1867 г. П.Лерхом. Затем в середине двадцатого столетия здесь побывала экспедиция А.Бернштама, а в 1967 г. группа археологов под руководством К.Акишева проводила свои изыскания. Топография городища характеризуется наличием признаков, присущих крупным поселениям той эпохи: цитадель, шахристан, рабат.
Первоначальные упоминания о городе относят к 10 в. Их автором был средневековый историк Истахри. Сведения есть и в анонимном географическом сочинении «Худуд-аль-Алам». О Сауране писал и географ Якут в «Словаре стран». Киликийско-армянский посол Гетум сообщает о средневековом поселении как о крупном торговом центре на Великом Шелковом пути.
Сауран находится в 40 км. от Туркестана, потому и связан с ним очень крепко. В средние века Яссы был одним из центров распространения ислама во всем присырдарьинском регионе. Сказалось это и на городе-спутнике. Здесь было возведено одно из «чудес света» – медресе с качающимися минаретами. Об этом сообщал в своих мемуарах средневековый поэт Васифи, живший здесь в начале 16 в.
«На плечах его айвана поставлены два высоких минарета необычайной высоты и крайнего благородства, – пишет автор. – У гульдаста тех минаретов прикреплены цепи, а под куполами каждого минарета пристроено бревно так, что если кто-либо с силой приводит бревно в движение, цепь колеблется, и тому, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет, а это одно из чудес света».
Сегодня казахстанские археологи раскрыли остатки и медресе, и мечети, что находится по соседству. Остатки стен и многочисленных колонн говорят о величии зданий. Мечеть состоит из нескольких помещений, предназначение которых еще предстоит установить. Медресе и мечеть соединяет аккуратная неширокая дорожка, выложенная булыжником. Между этими культовыми сооружениями в средние века была массивная арка с воротами, которые сегодня представляют собой лишь руины. А еще можно продефилировать по средневековой, вымощенной огромными плитами, мостовой, которая ведет от главных ворот к центру города. В Сауран можно было попасть через двое ворот. У главных из них, по предположениям археологов, был поднимающийся надо рвом мост. Элемент, больше присущий средневековым европейским городам. При отсутствии достоверных исторических сведений и подробных письменных источников изыскания археологов в наши дни обретают еще большее значение.
Многочисленные обломки средневековой посуды говорят о том, что Сауран был крупнейшим центром керамического производства, расцвет которого приходится на 13-14 вв. Причем сауранскую керамику невозможно спутать с другой. Местные мастера при помощи сурьмы придавали посуде очень красивые желтые оттенки. Как гончары Саурана пришли к этой технологии – неизвестно.
На этот период приходится наивысший расцвет города. Площадь поселения составляла более 40 гектаров. Здесь проживало одиннадцать тысяч граждан. По тем временам – огромный мегаполис!
Богатейшие базары Саурана привлекали сюда торговцев и с Востока, и с Запада. По Степному пути шли караваны из Китая в Крым и обратно. Дорога была неблизкой – 10 месяцев! Товар был разнообразным: от фарфора и фаянса до парчи, шафрана и риса. Сауран был крупнейшим перевалочным пунктом. Впрочем, купцов и путешественников привлекала не только оживленная торговля. Вот что в 16 в. писал Рузбихан: «... Необыкновенно приятный город. Построен в открытой степи. Чрезвычайно веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придает разуму радость и силу. По всей округе растут и виднеются разного рода красивые деревья».
Сегодня трудно понять, как Сауран выживал, когда вокруг нет ни одной речушки. А ведь надо было не только поливать деревья, но и горожан обеспечивать огромным количеством воды. А еще наполнять огромный ров, глубиной до трех и шириной до пятнадцати метров! Так откуда же брали живительную влагу сауранцы? На этот вопрос ответ уже найден. Здесь была создана великолепная система кяризного водоснабжения. Протяженность подземных водоводов, с помощью которых вода подавалась на поверхность, составляла несколько километров.
«Подобных им, – писал Васифи, – не видели люди, объехавшие весь мир на суше и на море». Строили ирригационные сооружения несколько сотен рабов-индусов. Меценатом же выступил местный магнат и духовный лидер Мир-Араб. Исток кяризов находился на расстоянии одного фарсаха от города. Здесь был вырыт огромный колодец, откуда воду поднимали с помощью чигиря – водоподъемного устройства, которое приводил в движение здоровый бык. Тут было устроено большое водохранилище. Вокруг Саурана находились многочисленные усадьбы, поместья, цветущие сады, виноградники, огороды, большие наделы бахчевых и зерновых культур.
С тех давних пор «немало воды утекло»... Сегодня здесь выжженная степь, где практически ничего не напоминает о «райских кущах». Но восстановить былой облик городища помогают сохранившиеся письменные источники современников. Одно из них принадлежит Хафизу Танышу, который поведал о том, что «благодаря оборонительным сооружениям, обеспеченности водой и продовольствием, оружием город мог выдержать осаду в течение нескольких месяцев».
«Крепость Сауран является сильно укрепленной твердыней», – писал один из средневековых авторов.
При осаде города войсками Аддалла-Хана в самом конце 16 в. «из Бухары были доставлены осадные камнеметные машины. С их помощью разрушались крепостные стены. А под город были сделаны подкопы, изо рва выпущена вода, но крепость оборонялась еще долго», – сообщал один из летописцев.
Сауран неоднократно подвергался нападениям, но несмотря ни на что выстоял. Жизнь здесь продолжалась до середины 18 в., пока поселение не превратилось в «мелкое местечко около Туркестана».
Так что же стало причиной окончательного опустошения прекрасного и очень влиятельного города? Ведь в первой половине 14 в. при джучидах Сауран был даже столицей Белой Орды! Именно здесь был похоронен известный правитель Сасы-Бука, умерший в 1320 г. Сын Эрзен продолжил дело отца. Отпрыск знаменитого предка строил мечети, медресе, ханаки.
Веком раньше город был крупнейшим форпостом, защищавшим от племен «неверных», коими называли кипчаков и огузов, не принимавших ислам.
В 15 в. Шейбани-хан делает поселение своей военной базой для походов на Мавераннахр. После достижения цели – завоевания Мавераннахра Шейбани переводит свою резиденцию в Самарканд и увозит из Саурана лучших мастеров. Но роль столицы Сауран не теряет. В конце 15 в. здесь правит Иренчи-султан, сын хана Жанибека. В 16 в. городище по-прежнему под влиянием Казахского ханства. В следующем столетии с обретением Туркестаном невиданного влияния многие сауранцы перебираются в новую столицу. Сто лет спустя Сауран представлял собой жалкое зрелище: сотня домов и не более 600 самых стойких и преданных горожан...
Биографии городов часто схожи с людскими судьбами. Какие-то отличаются бурной жизнью и оставляют глубокий след в истории. Другие же скромно проводят свой век и бесследно исчезают.
Что касается Саурана, многие страницы его летописи надежно спрятаны под огромной толщей земли. Но уже есть многочисленные находки археологов, которые позволяют взглянуть на городище совершенно новым взглядом.
Сегодня точно известно, что это был город, граничащий с номадами, в котором «торговля приобретала характер ярмарки, где товары и предметы кочевников, дающие прибыль, являлись причиной увеличения благоденствия, довольства и пользы для оседлых людей». Ибн Хаукаль писал о том, что «в Сауран кочевники приезжали для торговли в мирное время». Но, несмотря на постоянные междоусобицы, борьбу правителей за власть, торговые связи между присырдарьинскими и мавераннахрскими городами не прекращались. Из письменных источников известно о многочисленных сделках и «прибытии бухарских купцов в Сауран». Но какая торговля без денег? В Сауране на местном монетном дворе чеканятся медные динары.
Примечательно, что монетный чекан Саурана, датируемый концом 16 в., обнаружен при раскопках Отрара, который находится от Саурана в сотне километров. Причем сауранская валюта пользовалась в отрарском оазисе большим спросом, о чем свидетельствуют как единичные находки, так и целые клады. Это говорит о теснейших торгово-экономических связях всех городов региона. И является ярким подтверждением того, что Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и другие поселения были не только крупными центрами ремесленного производства и развитого земледелия, но и интенсивного денежного обращения, которое способствовало бурному развитию торговли на Великом Шелковом пути. А ведь до последнего времени считалось, что позднесредневековая торговля в здешних местах производилась лишь на основе натурального обмена!
Эмир Тимур же использовал город-крепость Сауран для борьбы с ханами Золотой Орды. Как сообщал Низам ад-дин Шами. Тамерлан снабдил сына Той-кожа оглана войском, «пожаловал ему область Отрара и Саурана и послал его в те места». Тимур посадил Тохтамыша на трон, «пожаловав ему царство всего Дашт-и-Кипчака и Джучиева улуса»...
А еще есть многочисленные сказания, которые передаются из поколения в поколение. Местные аксакалы рассказывают о «семерых сауранских святых». Они захоронены в окрестностях города. Это Каракан ата, Садуакас ата, Жалаулы ата, Шала баксы, Момын ата и еще двое святых, чьи имена не сохранились. «В Сайраме святых не счесть, в Туркестане их тьма, в Отраре есть тридцать святых, самый главный – Арыстан-Баб».
Недалеко от юго-восточной сторожевой башни крепостной стены Саурана еще видны остатки древнего некрополя, надмогильные холмики, остатки небольших средневековых мавзолеев. Это кладбище почитаемо у местного населения. Самый большой мазар приписывают аулие Каракану ата. Предание гласит: в стародавние времена тучные отары погибали от непонятного недуга, сауранцам грозила голодная смерть. Один пастух с помощью своего чудодейственного посоха спас отары от падежа. Легенда это или быль, одному Аллаху ведомо. Но в том, что Сауран является священным местом, никто не сомневается.
Археология – наука удивительная. Ни один самый крутой детектив не сравнится с ощущениями, которые испытывает человек, раскрывающий тайны древности. Историк соприкасается с вещью, оставленной предками. Артефакты лежат под землей и ждут своих исследователей. Но не только для науки делаются открытия. Сегодня у нас появилась огромная жажда познания своих истоков. Мы все хотим знать: кто мы и откуда? Как жили? Как защищали родную землю? Вопросов великое множество. Потому и работает в суверенном Казахстане государственная программа, которая знакомит с богатейшим историческим и культурным наследием.
СЫГНАК, ЖАНКЕНТ«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего», – очень точно подметил Сервантес. Летопись древнего Сыгнака – яркое подтверждение этих слов.
Это городище даже чисто внешне отличается от своих соседей. Отрар, Сауран, Сидак или Карнак представляют собой оплывшие бугры без особой растительности. Сыг- нак же – своеобразный лес на возвышенности. Деревья, кустарники, саксаул, высокая трава делают этот город еще более загадочным. А если учесть тот факт, что здесь не велось широкомасштабных раскопок... Впрочем, все по-порядку.
В средневековой истории этого региона огромную роль играли племенные союзы тюргешей, карлуков, канглы, кипчаков, печенегов, огузов. Они оказ
али влияние на этногенез казахского народа, его политический, социальный, экономический и культурный образ жизни.
В частности, огузы оставили заметный след в истории народов, населявших сырдарьинско-аральский регион в 7-11 вв. Родиной этих племен специалисты считают Монголию и Китай, откуда в раннем средневековье огузы переселяются в Приаралье и низовье Сырдарьи.
Историк Востока Аль-Идриси сообщал: «Города гузов многочисленны, они тянутся друг за другом на север и восток вдоль Сырдарьи. У них там укрепленные крепости, в которых укрываются князья и в которых они хранят свои запасы продовольствия».
К этим городам относились Сюткент, Сыгнак, а столицей одно время был Жанкент (Янгикент). О столице чуть позже, а сейчас о Сыгнаке.
Первое упоминание находим в письменных источниках 10 в. Город назван Сунах в труде неизвестного персидского автора «Худуд-ал-Алем». Спустя столетие Махмуд Кашгарский в сочинении «Дивани лугат ат-турки» рассказывает о нем, как о городе огузов. Далее Кашгари сообщает о том, что «в состав огузского союза входит 24 племени». В 12 в. Сыгнак уже назван центром кипчакской государственности.
Хозяйственная жизнь у тюрко-огузских племен была разнообразной, но основой было пастбищное скотоводство: овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот. Но за крепостными стенами занимались и зерновыми культурами, выращивали овощи. В самом же городе развивались торговля и ремесло. О том, что керамическое производство в Сыгнаке процветало, говорят многочисленные обломки посуды, которыми буквально усыпана поверхность городища столетия спустя! Помимо гончаров в Сыгнаке жили кузнецы, ювелиры, оружейники. К последним было особое уважение, потому что здесь жили свободолюбивые и независимые граждане. И если Сауран во время нашествия сдается монголам без боя, Сыгнак оказывает неприятелю отчаянное сопротивление. Средневековый летописец Джувейни сообщает, что воины Джучи-хана брали все города на Сырдарье без боя. Город огузов же отчаянно сражался неделю, после чего пал. Месть была кровавой – все население было вырезано.
На разведочном археологическом шурфе отчетливо видны следы пожарищ: культурный слой из почерневших бревен сгоревших домов. Нетрудно представить, какая трагедия разыгралась в Сыгнаке после взятия города полчищами монголов. Штурму предшествовали «дипломатические» переговоры, когда местный купец Хасан Ходжа уговаривал горожан сдаться на милость Джучи. Гордые сыгнакцы убили предателя и приняли неравный бой...
По обычаям тюрков погребение у огузов было особым – подкурганное захоронение с конем, оружием и личными вещами. Трупы же противников сжигали, а пепел развеивали по ветру. Верный спутник кочевника при жизни – конь, сопровождал номада и после смерти в последней обители. Этот обычай описывали европейские послы и путешественники Плано Карпини и Вильгельм де Рубрук. Последний сообщал, что возле захоронения номада «повесили на жердях 16 лошадиных шкур, по 4 с каждой стороны...».
Племена тюрков, к которым относились и огузы, были язычниками, хотя в присырдарьинских городах в 8-11 вв. уже принимают ислам. Поклонение культу неба – Тенгри, солнцу, земле и воде существовало вместе с почитанием священных тотемов-животных –
волка, оленя, архара, сокола. В этом плане Сыгнак можно назвать городом-побратимом Сидака, что находится рядом с Туркестаном. Почему именно эти места облюбовали непокорные и очень свободолюбивые люди, еще предстоит выяснить специалистам. Дух огузов был непоколебим. Потому и ислам не принимали в противовес всем среднеазиатским государствам. А города Сыгнак и Жанкент называли «владениями неверных». О военных столкновениях огузов и кипчаков с предводителями Хорезма до сих пор ходят легенды. В конце концов был заключен мирный договор, устроивший обе стороны.
Эпоха языч
ества в окружении племен, принявших ислам, не могла продолжаться долго. К 12 в. огузы в массе своей принимают мусульманство. Мужчины получили особые привилегии, потому что этому способствовали каноны ислама. Женщины же потеряли заметную долю независимости, которой пользовались ранее.
Сыгнак после монгольского нашествия вновь возрождается в 13 в., превращаясь в крупное экономическое и политическое ядро. В 14 в. город на время становится столицей Ак-Орды. Строятся духовные центры: мечети, медресе. Одно из подобных культовых сооружений сегодня раскрыли археологи. Оно находится в сотне метров от стен городища. По архитектурным признакам строение очень древнее. Причем его неоднократно восстанавливали после разрушений. По всей видимости, предки заново отстраивали мечеть именно здесь потому, что считали это место священным. Сегодня реставраторы не только восстанавливают памятник истории, но и занимаются его консервацией. А это значит, объект будет включен в туристические маршруты, после чего с ним смогут познакомиться туристы и паломники.
Здесь же рядом находится мавзолей Сунак ата. В наши дни – это святое место, которое посещают люди.
Борьба за Сыгнак продолжалась и в позднее средневековье, пока в 16 в. город окончательно не перешел во владение казахских ханов. Здесь строятся шедевры зодчества, одним из наиболее значимых становится мавзолей Кок-Кесене. По мнению некоторых историков, это культовое сооружение было усыпальницей Абулхаира.
Все течет, все меняется... В древности, как отмечают летописцы, Сыгнак «был цветущим, и его окружали богатые поля. Купцы Туркестана и Мавераннахра привозили сюда товары и совершали с людьми Дешта торговые сделки и обмен».
К началу 16 в. город переживает упадок, его постепенно покидают люди. Окончательное запустение приходит в Сыгнак к середине 19 в.
Спешьтесь, друзья, возле этих развалин с поклоном, Если уместно почтенье к домам разоренным.
Пусто вокруг, а ведь люди когда-то здесь жили, Ветер засыпал руины песком раскаленным...
Начало исследований Сыгнака, как и Саурана, положил ученый П.Лерх, когда в 1867 г. по поручению Русской археологической комиссии совершил поездку в Туркестан. Цель экспедиции: осмотреть развалины средневековых городов региона. В те годы город огузов называли остатками «бывшей крепости «Сунак-курган». Рузбихан несколько столетий ранее давал городу другое определение: «Гавань Дешт-и-Кипчак». Объяснение простое – в стародавние времена номады ежедневно пригоняли в Сыгнак тучные стада овец на продажу.
Один раз встречается название Сыгнах. Так город называет в своем сочинении армянский историк 13 в. Киракос.
Изучение загадочного городища интенсивно продолжалось. После Лерха в конце 19 столетия поселение исследуют краеведы Е.Смирнов и В.Каллаур. В начале следующего века историк И.Кастанье обнаружил на местном древнем кладбище надгробные камни с арабской вязью. В середине столетия город изучают советские археологи.
Сегодня интерес к Сыгнаку все более возрастает. Несмотря на многочисленные экспедиции селение надежно хранит свои тайны, которые не раскрыты и на сотую долю!
Когда-то этот город величали Новой Гузией. Здесь была столица огузов с резиденцией правителей. Тесные связи с Хорезмом сделали Янгикент крупнейшим торговым ядром. Из далекого Мавераннахра хорезмийские строители возводили в Жанкенте многие сооружения. Крепостные стены, остатки которых еще можно наблюдать, по всей видимости, также выложены руками приезжих мастеров.
Чрезвычайно выгодное географическое положение предопределило бурный рост поселения в средние века. Жанкент соединял степные племена со Средней Азией и Ближним Востоком, а также Хорезм со Средиземноморьем. Развивалась как наземная, так и речная торговля. Ведь ставка огузских вождей располагалась на берегах Сырдарьи. По свидетельству Ибн Хау-каля, суда, груженные мукой и хлебом, приходили в Жанкент по водной трассе.
И еще один интереснейший исторический факт. В середине 10 в. царь огузов и киевский князь Святослав заключили военный пакт против хазар. В этом договоре была и политическая выгода, и экономический резон. Киевская Русь жаждала разгрома хазар, которые были союзниками Византии. Это обеспечивало древнерусскому государству доступ к богатейшим рынкам Востока. В те времена именно хазары контролировали торговые пути, мешая Святославу развивать купечество.
Огузам же нужно было прорваться в Поволжье через Мангышлак и Устюрт. Стратегический план огузов и русичей удался: в 965 г. Святослав разгромил Хазарию. Это стало возможным после того, как огузы измотали своими набегами хазар.
Развалины Янгикента, которые сегодня называют Жанкент, находятся на правом берегу Сырдарьи, недалеко от современного города Казалинска.
В 1986 г. археологической экспедицией обнаружен могильник Мынтобе. Здесь сотни курганных насыпей. Местные племена хоронили своих сородичей с первого века нашей эры вплоть до 18 в. Огромнейший пантеон! Особый интерес вызывают средневековые мазары 13-14 вв. Эти архитектурные строения красиво облицованы небольшими кирпичами и плиткой, которую покрывает разноцветная майолика.
«Отчего старому городу возле Жанкента не стать нашей Помпеей», – писал русский ученый В. Стасов. Думается, так оно в скором времени и будет. Произвести раскопки, законсервировать, включить городище в орбиту международного туризма – дело будущего, которым нужно заняться уже сегодня.
«Ожидание радости – тоже радость»,– гласит восточная мудрость. Памятников истории и культуры в Казахстане – великое множество. Сегодня мы пытаемся сохранить их и передать потомкам.