«У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа».(Из статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»)
Коркыт – легендарная историческая личность, оставившая богатое литературно-музыкальное наследие. Великий мыслитель, кобызшы, жырау-сказитель, его мелодии, кюи до сих пор звучат в народе.
О Коркыте существует множество преданий и легенд, которые встречаются у тюркских народов кипчакской (казахи, каракалпаки) и особенно южно-огузской ветви: туркмен, азербайджанцев и турок. Наш великий предок родился и вырос на берегу Сырдарьи, предположительно, в VIII-IX веках. Он из рода кай (Кайыс¬пас) огузского племени. Отца звали Каракожа. Мать из рода кипчак.
— Коркыт прожил долгую жизнь, – говорит научный сотрудник музея мемориального комплекса «Коркыт ата» Олжас Бегалиев, – его рождение также связано с чудесами и мифами. Есть предание, что перед появлением на свет младенца произошло затмение солнца, вокруг стало совсем темно, началась буря с дождем, загремел гром и засверкали молнии. Люди были сильно напуганы. А когда родился Коркыт, все эти природные явления закончились, вокруг все успокоилось, засветило яркое солнце. «Он пришел в этот мир в тот момент, когда все были напуганы, он напугал всех нас, поэтому назовем его Коркыт», — решили люди.
Жизнь старца не просто красивая легенда, исторические документы подтверждают существование Коркыта. Первое письменное доказательство о Коркыте — героический эпос огузов «Китаби деде Коркуд». Эпос известен в основном по двум рукописям: дрезденской, состоящей из 12 сказаний, и ватиканской — из 6 сказаний. У тюркских народов существует также общий народный эпос «Огуз-наме» («Сказание об Огузе»). В книге много наставлений, пословиц, метких и мудрых слов. Что интересно, в эпосе Коркыт выступает и сказителем, и героем. В этом его особенность. Во введении написано: «В племени Баят жил знающий предсказатель по имени Коркыт, все его пророчества сбывались. Ему удавалось решить самые сложные вопросы племени Огыз». Люди не принимались за какую-либо трудную работу, не получив на то благословения Коркыта, они беспрекословно выполняли его наказы. Сказания показывают распад огыз-кипчакского улуса. Все события происходят на берегу Сырдарьи, на территории Средней Азии и Кавказа. В них повествуется о том, как создавались, распадались племена тех краев. Жыр «Бамсы-Байрак» напоминает легенду об Алпамысе, «Усун кожа» повествует о предке казахского племени уйсун.
— Легенды о Коркыте ата сохранились среди казахов, киргизов и других тюркских народов, – продолжает О.Бегалиев. — В книге часто встречаются географические названия, встречающиеся в современном казахском языке. Это доказывает тесную связь книги с нашей землей, которую населяли многие тюркские племена, влившиеся со временем в единый казахский этнос.
Полный перевод наследия на русский язык, сделанный В. В. Бартольдом в 1922 году, вышел в свет в 1962 году, а в 1986 году выдающие¬ся казахские ученые А.Маргулан, Н.Келимбетов, А.Конратбаев перевели его на казахский язык.
Коркыт был визирем трех ханов, занимался вопросами государства, заложил основы общественных законов. О великом мыслителе сохранились документальные источники в архивах Ватикана. В памяти народа Коркыт ата прежде всего создатель кюев, основатель традиции игры на кобызе.
Жива легенда, что Коркыт, осознав скоротечность человеческой жизни и то, что ни богатство, ни знатность не сохранят ее, решает покинуть дом и отправиться на поиски бессмертия. Мысль о том, что всему придет конец, мучила его, и в поисках бесконечной жизни мудрец уходит от людей. Всюду он видит увядание и смерть: в лесу — сгнившее и свалившееся дерево говорит о скорой смерти, в степи — ковыль, выгорая под солнцем, даже горы говорят об ожидающем их разрушении, и о том, что такой же конец ждет Коркыта. Видя и слыша это, в одиноких терзаниях выдолбил он из дерева ширгай — первый кобыз.
— Если верить легенде, Коркыт много времени уделял созданию нового музыкального инструмента, — отметил научный сотрудник. — Однажды во сне ангелы велели ему обернуть деревянный инструмент в верблюжью кожу, а из конского волоса сделать струны. Выполнив все это, Коркыт извлек из своего инструмента чудесную мелодию. С тех пор повелось — Кобыз Коркыта.
Свои мысли и чувства старец изливал в музыке. Он вложил душу в эти мелодии, а чудесные и пронзительные звуки струн кобыза затронули сердца людей и пленили их. Все живое внимательно слушало кюи Коркыта. Птицы в небе прекращали полет, замолкал ветер. Смерть тоже внимала музыке, но не приближалась к нему. Вот так играя на кобызе, Коркыт избегал смерти. Так, ему открылась истина, и он нашел путь к бессмертию, оставив после себя большое культурное наследие – кобыз. Откровение пришло к старцу на берегу родной реки Сырдарьи, после чего Коркыт ата назвал это место «центром земли». За долгие бессонные ночи он, наконец, уснул крепким сном. Подкравшаяся змея ужалила старца, но даже после смерти его мелодии продолжают звучать. Согласно легендам, по просьбе Коркыта на его могилу положили кобыз.
Наследие Коркыта сохранилось в казахском музыкальном искусстве. Известно около двадцати произведений, одиннадцать из которых записаны на магнитофонную ленту. До наших дней дошли такие замечательные кюи, как «Тәңір күйі» («Кюи небу»), «Аққу» («Белый лебедь»), «Елім-ай, халқым-ай», «Арыстан-баб», «Қорқыт кюй», «Қорқыт сарыны», «Қорқыт толғау» и другие. У каждого произведения своя история. Например, кюй «Желмая» — посвящён верблюжонку, которого подарили Коркыту. Коркыт растил его как ребенка. Верблюжонок подрастал и везде следовал за старцем. Создавая же кюй «Елім-ай, халқым-ай» Коркыт желал спокойствия и благополучия своему народу. И когда пришло видение, что на степь обрушатся войны и бедствия, он впал в отчаяние. В легенде о кюе «Қорқыт» есть эпизод, как ему удалось избежать смерти с помощью бессмертного искусства. Так мудрец не подпускает смерть, играя день и ночь на кобызе, плывя на расстеленном ковре по водам Сырдарьи. Совершить подобное удавалось по преданиям только Коркыту. Это отражение в искусстве его философских мечтаний.
Наследники искусства Коркыта — Искак Дукенулы, Жаппас Калам¬баев, Даулет Мыктыбаев, Нышан Шаменулы, Манат Кошаев, Таттикыз Бузаубакова внесли большой вклад в широкую пропаганду музыкального искусства нашего великого предка.
— О великом сказителе и мудреце в настоящее время сделано около 700 научных исследований, — продолжает О.Бегалиев, — авторы основных научных трудов — В. Бартольд, В. Жирмунский., Ч. Валиханов, А. Маргулан, А. Конратбаев и другие. О возрасте Коркыта нет точных данных. Одни утверждают, что он прожил 95 лет, другие – больше 190, есть и те, кто дает ему и до 400 лет.
Четыреста заветов и афоризмов Коркыта были напечатаны в Берлине немецким ученым Х.Ф. Дицем. Его стихи хранятся в библиотеках Дрездена, Ватикана. «Книга Коркыта ата» была переведена на языки народов Западной Европы, Востока.
Легенды и рассказы о Коркыте широко распространены среди тюркских народов, в особенности среди казахов. По воззрениям мудреца, люди должны сохранять человеческие качества. Самое опасное для человека – потерять нравственность. «Пусть лучше дом развалится, если там не бывают гости, пусть лучше не взрастет трава, если ее не щиплет лошадь; вода, не пригодная к питью, пусть лучше не бежит по ложбинам; пусть лучше не родится сын, который запятнает имя отца». «Как бы ни хотел человек, он не съест больше, чем может». Путешествуя по миру, Коркыт пришел к мысли, что каждому человеку лучше всего на родной земле.
Коркыт – знаменитый поэт, непревзойденный музыкант, герой легенд с глубоким философским смыслом, стал золотым фундаментом нашей духовности. Создатель кюев, основатель игры на кобызе, он оставил богатое литературно-музыкальное наследие, получившее широкое распространение на благодатной земле Сыра. Издревле говорят «Сыр елі — жыр елі», означающее «Земля Сыра –
это край песен и сказаний, былин и преданий». Здесь зародились традиции присырдарьинских певцов-сказителей – жырау, здесь жили и творили многие великие творческие личности — яркие представители литературы, поэзии, музыки и других видов многогранного искусства. Эти традиции передаются из поколения в поколение, поэтому нашу область и называют хранительницей культуры и духовного наследия казахского народа.
Наш великий предок захоронен в низовьях Сыра. Его мавзолей, простояв 1300 лет, разрушился. В 1866 году востоковед Абубакир Диваев, держа путь из Ташкента в Казалинск, посетил могилу Коркыта. Её он нашел в плачевном состоянии.
— Ученый попросил сопровождавшего его помощника губернатора подполковника Арзамасцева сделать две фотографии, одна из которых была сделана с берега, вторая – со льда реки, — продолжил О.Бегалиев. — Одну из фотографий можно увидеть в нашем музее при мемориальном комплексе.
По мнению же ученого А.Маргулана первые фотографии места захоронения Коркыта были сделаны в 1862 году, и сегодня копия этой фотографии, находящейся в альбоме «Туркестан» (1862 г), хранится в фонде Кызылординского областного историко-краеведческого музея. Ученый пишет, что могила Коркыта и его современников вначале располагалась ближе к могиле его жены, а затем севернее. В своей работе «Деятельность Коркыта и места, которые он посетил» он пишет: «Мазар Коркыта был построен по образцу архитектурных памятников VII-VIII веков. Ее основание было построено в форме четырёхугольника, а стены воздвигнуты из керамического кирпича. Согласно преданиям казахского народа, рядом с могилой Коркыта ближе к реке находится могила его младший сестры. В конце XIX века сооружение начало размываться из-за разлива реки, но благодаря прочности простояло ещё полвека. Его стены начали разрушаться с 1925 года и в 1952 году во время наводнения полностью были размыты. Сегодня осколки и фрагменты задней части стены до сих пор лежат на берегу Сырдарьи.
На месте прежнего захоронения Коркыта ата в 18 километрах к северо-западу от поселка Жосалы Кармакшинского района в 1980 году был воздвигнут памятник по проекту архитектора Б.А.Ибраева и физика-акустика С.И.Исатаева. Сооружение высотой 8 метров состоит из 4-х прямых стел, устремленных ввысь. В центре стел расположен кобыз, который при порыве ветра издает звуки. Авторы памятника сделали его, как в народном предании, описанном в работах А.Маргулана: «Кобыз Коркыта был похоронен с ним, и по воле Всевышнего кобыз играл кюи, как будто это играл сам Коркыт». По словам исполняющего обязанности директора мемориального комплекса Айдоса Ниязова, в 1997 году во время реставрационных работ здесь были построены также амфитеатр, пирамида желаний, музей, гостиница.
— Архитектурный ансамбль стал мемориальным комплексом, — отметил А.Ниязов. — С 2000 года он работает как филиал областного музея. В 2014 году по поручению Главы государства комплекс был полностью реконструирован. Было построено новое здание музея, администрации и другие объекты.
Теперь памятник представляет собой четыре вертикальные стелы из курдайского гранита высотой 12 метров, с раструбами в верхней части. Каждая стела ориентирована по сторонам света. Расширяющиеся раструбы ассоциируются с кобызами. В центральной части —
орган из сорока металлических труб, которые при ветре издают звуки, похожие на звуки кобыза. Если смотреть с высоты птичьего полета, то видно, что комплекс имеет очертания кобыза. Два здания – музей и администрация — это два ушка – регуляторы струны. Лестница – струны, памятник «Қошқар» служит специальной косточкой, которая приподнимает струны, а арка символизирует смычок кобыза.
Мемориал посещают люди со всего мира, считая его святым местом. Комплекс «Коркыт ата» внесен в государственный список памятников истории и культуры местного значения. В этом году в рамках международной выставки ЭКСПО-2017 рядом с комплексом был развернут этноаул. Его посетило около десяти тысяч туристов из разных стран. Этноаул представляет собой единый комплекс из семи юрт. Каждая юрта имеет свое название. Рядом концертный зал, спортивные и детские площадки. Мемориальный комплекс «Коркыт ата» и этноаул стали туристическими объектами международной выставки. Здесь стали традиционными встречи гостей и выступления музыкантов в рамках международного фольклорного музыкального фестиваля «Коркыт и мелодии Великой степи».
Комплекс включен в макросакральный список историко-культурных объектов проекта «Сакральная география Казахстана».
Коркыт ата – великий мыслитель и сказитель. Он духовно сплотил древние тюркские народы. Берущие свою историю в глубине веков, богатые легендами и преданиями низовья Сырдарьи стали сердцем тюркского мира. Этот благодатный край хранит вечную неизгладимую память наследия предков. Коркыт ата – яркое свидетельство безграничного уважения и внимания к памяти великих личностей, оставивших след в истории не только казахского народа, но и всей тюркской цивилизации.