• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЦЕЛЬ — ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Согласно Плану Нации «100 конкретных шагов – современное государство для всех» в судах республики проводятся мероприятия по реформированию уголовного процесса и совершенствованию иных аспектов правоохранительной деятельности.
Во исполнение поручения Главы государства создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли первые руководители Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Министерства юстиции, правоохранительных и специальных органов республики.
Реформа нацелена на реализацию задач по укреплению защиты прав человека в уголовном процессе, повышению состязательности сторон, расширению судебного контроля, исключению дублирования и четкому распределению полномочий между органами расследования, прокуратурой и судом.
По результатам работы подготовлен проект Закона по вопросам модернизации уголовного процесса и иных аспектов правоохранительной деятельности. В целом поправки нацелены на семь основных ключевых направлений.
Первое – это сокращение сроков процессуального задержания лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения.
Основываясь на опыте европейских стран, Проектом срок задержания лица за совершение преступления без санкции суда сокращен с 72 до 48 часов, а в отношении несовершеннолетних до 24 часов.
Однако в исключительных шести случаях, четко оговариваемых Законом, допускается задержание без санкции суда до 72 часов. Это:
1) при задержании по подозрению в совершении особо тяжкого преступления;
2) при задержании по подозрению в совершении террористического или экстремистского преступления;
3) при задержании по подозрению в совершении преступлений в ходе массовых беспорядков;
4) при задержании по подозрению в совершении преступления в составе преступной группы;
5) при задержании по подозрению в совершении тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также умышленных преступлений, повлекших смерть человека;
6) при невозможности обеспечить своевременное доставление лица к следственному судье вследствие отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения, а также в условиях чрезвычайного положения или чрезвычайной ситуации.
Второе – введение электронного уголовного дела. Предусматриваются поправки в УПК, позволяющие вести уголовное судопроизводство в электронном формате. Электронное уголовное дело – это информационная система, предназначенная для хранения цифровой информации – материалов уголовного дела, полностью заменяющая собой бумажный вариант, с высоким уровнем безопасности. Порядок ведения уголовного судопроизводства в электронном формате будет определяться нормативным правовым актом Генерального прокурора Республики Казахстан.
Следует заметить, что действующий УПК позволяет вести уголовное производство только на бумажном носителе. На это затрачиваются значительные ресурсы – трудовые, финансовые и временные.
Третье – дальнейшее расширение судебного контроля. Это будет сделано, прежде всего, в форме санкционирования процессуальных действий, включая негласные следственные действия, такие как негласный аудио-, видеоконтроль лица или места, перехват и снятие информации и т.д. Будут переданы от прокуратуры судам санкционирование проведения негласных следственных действий, продления сроков проведения негласных следственных действий, уведомления лица о проведенных в отношении него негласных следственных действиях. В том числе от прокуратуры суду предлагается передать функции по санкционированию применения залога, принудительного освидетельствования, получения образцов. При принятии законодателем поправок напрямую в суд сможет обратиться орган, ведущий уголовное расследование, с ходатайством о санкционировании эксгумации и запрета на приближение. Срок рассмотрения судами таких ходатайств проектом сокращен с трех суток до 24 часов.
Четвертое – повышение уровня защиты прав граждан.
Расширен перечень оснований, по которым мера пресечения в виде содержания под стражей не применяется, в первую очередь по преступлениям в сфере предпринимательской деятельности.
Пятое – исключается практика сбора правоохранительными органами доказательств, выходящих за пределы расследуемого события. Доказывание сможет производиться только по уголовным правонарушениям, по которым начато досудебное расследование в порядке, предусмотренном главой 23 УПК.
Шестое – повышение состязательности процесса. Адвокаты будут наделены полномочиями по обращению к следственному судье с ходатайством, помимо назначения экспертизы и о производстве иных следственных действий. Проект предусматривает сокращение до двух суток сроков предоставления защитнику государственными органами и общественными объединениями справок, характеристик и иных документов при рассмотрении вопроса о санкционировании меры пресечения в виде содержания под стражей подзащитного. По окончании ознакомления подозреваемого и защитника с материалами уголовного дела они могут предоставить дополнительные доказательства и иную информацию, которые в обязательном порядке приобщаются к уголовному делу.
Эти поправки предоставляют адвокатам равные права со стороной обвинения в получении информации, доступе к материалам уголовного дела, обмене информацией о доказательствах.
Седьмое – упрощается производство по уголовным проступкам, преступлениям небольшой тяжести путем введения приказного производства.
Приказное производство предполагается применять при наличии  4 оснований, когда:
1) собранными доказательствами установлен факт уголовного проступка и (или) преступления небольшой тяжести и совершившее его лицо;
2) подозреваемый не оспаривает имеющиеся доказательства совершенного им уголовного правонарушения, доказанность вины, согласен с квалификацией его действий, размером (суммой) причиненного ущерба (вреда);
3) санкция совершенного уголовного правонарушения одним из видов основного наказания предусматривает штраф;
4) подозреваемый, гражданский ответчик заявили ходатайство, а потерпевший и гражданский истец выразили согласие о рассмотрении дела в порядке приказного производства без исследования доказательств, их вызова и участия в судебном рассмотрении.
Дело подлежит завершению с направлением в суд в течение 5 суток, рассмотрению в суде в течение 3 суток без проведения судебного заседания, то есть без вызова участников процесса. Уголовное производство по таким делам при поддержке этих норм законодателем займет не более восьми суток.
Все эти мероприятия направлены на упрощение уголовного производства и повышение их качества.
Реформирование уголовно-процес-суального законодательства требованиям современного общества – веление времени, потому что закон должен защищать права и свободы граждан.
Бакытжан КАЛЫМБЕТ,
председатель коллегии по уголовным делам Кызылординского
областного суда
Кызылординские вести / Предыдущие номера 12 декабрь 2017 г. 450 0