• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ОТ ЧЕЛОВЕКА ЗНАЮЩЕГО — К ЧЕЛОВЕКУ МЫСЛЯЩЕМУ

Ботагоз АЖАРБАЕВА
Каждый казахстанец должен понимать, что образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стать первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех.
(Из статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»)

Сегодня наше общество сталкивается с глобальными вызовами. Для подготовки школьника в современном мире недостаточно академических знаний. Образование должно переходить от человека знающего к человеку, способному творчески мыслить, действовать и саморазвиваться.
На такое обновленное содержание школьного образования страны организации экономического сотрудничества и развития начали переходить в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. В нашей стране работа в этом направлении началась еще пятнадцать лет назад по поручению Президента РК. Адаптирована вся школьная программа, обновленное содержание апробировано и внедрено в Назарбаев Интеллектуальных школах и тридцати пилотных школах.
НИШ – ведущие учебные заведения в Казахстане, где готовят будущую интеллектуальную элиту. Из года в год растет число претендентов на поступление. Действующая учебная программа – новая образовательная модель, основанная на лучшем отечественном и зарубежном опыте. Она создана специально для одаренных детей.
Кызылординская Назарбаев Интеллектуальная школа химико-биологического направления работает с 2013 года. Здесь внедрены новейшие технологии и оборудование. Разработаны современные методики и программы. НИШ и Назар-
баев Университет на сегодня самая эффективная образовательная форма в республике. Основной партнер школы – Кембриджский университет – ведущий образовательный хаб, который оказывает образовательные услуги всему миру. Его специалисты разработали образовательные программы для учебных заведений 172 стран.
 В ноябре Кызылординская НИШ получила международную аккредитацию Совета международных школ – CIS. Это организация в системе международного образования, занимающаяся аккредитацией школ и разработкой стандартов и передовых методов обучения. Она охватывает 697 школ и 490 университетов из 110 стран. Совет международных школ сотрудничает с 50 ведущими университетами мира. Большинство сотрудников и консультантов этой организации – корифеи образования с большим опытом руководства международными учебными организациями.
– В соответствии со стратегией развития Назарбаев Интеллектуальных школ до 2020 года все НИШ до намеченного в программе срока должны пройти международную аккредитацию, – отметил директор региональной НИШ Бахыт Жуматай. – В этом направлении мы начали работу еще в 2014 году. Это долгий и сложный процесс. Комиссия дала положительную оценку нашей работе, мы получили официальное заключение о прохождении аккредитации. На этом работа не заканчивается, каждые пять лет мы должны проходить переаккредитацию, подтверждать свой статус.
CIS – это мастерская, кузница для одаренных детей. Вступление в сообщество открывает широкие перспективы развития и постоянного самосовершенствования школы, достижения высокого качества образования. У выпускников возрастет вероятность поступления в ведущие пятьдесят вузов мира. С помощью соответствующего Интернет-портала у школы появится прекрасная возможность наладить сотрудничество с международными школами. Это обмен опытом между педагогами, общение между учениками из разных стран, ну, и важные и необходимые для нас международные олимпиады и конкурсы. Сейчас, к примеру, планируется установить связи с международными школами Франции, Англии.
Школа воспитала немало талантливых ребят. За два выпуска ее закончили 250 ребят. Все они учатся в отечественных и зарубежных вузах. НИШовцы обучаются в России, Китае, Южной Корее, Турции, Венгрии и других странах. Более двадцати ребят стали обладателями гранта Назарбаев Университета. В этом году из стен НИШ выйдут 138 выпускников. Около 50 ребят планируют поступать в Назарбаев Университет. Расширяется и карта международных вузов, куда будут включены ведущие университеты Америки, Германии, Франции.
Назарбаев Интеллектуальные школы поддерживают политику трехъязычия. Развитие английского языка – одна из ключевых целей. В 11-12 классах на английском языке преподают шесть школьных предметов – физику, химию, биологию, информатику, экономику и ГППР. В школе работают десять зарубежных специалистов. С их участием в стенах школы были организованы специальные курсы обучения. На смену зарубежным специалистам приходят местные. С прошлого года кызылординские педагоги начали преподавать на английском языке предметы естественно-научного направления. В целом 60 педагогов имеют сертификат IELTS.
Опыт школы успешно распространяется в области. Благодаря инициативе руководителя региона Кызылординская область в 2015 году первая в республике подписала меморандум о сотрудничестве с АОО «НИШ». Были определены 2 пилотные и 22 инновационные школы для внедрения опыта НИШ. В прошлом году подключено еще 22. Им оказывается учебно-методическая помощь.
Обновленное содержание образования, успешно апробированное в НИШ, было внедрено в Казахстане с 1 сентября 2016 года. Нынешний учебный год стал продолжением поэтапного перехода отечественного образования на пяти-дневную систему обучения. Если в прошлом году на пятидневку перешли первые классы, то в этом – 2, 5 и 7 классы. В 2018-2019-м учебном году на обновленное содержание перейдут 3, 6, 8, 10 классы. В 2019-2020-м – 4, 9, 11 классы.
Три года назад в тридцатку пилотных школ страны по апробации нового стандарта образования вошла школа «Мұрагер» со специализированными классами для одаренных детей с обучением на трех языках. По этой программе здесь обучаются первопроходцы отечественной образовательной реформы – пятнадцать экспериментальных третьих классов.
– Программа хорошая, можно многому научить ребят, подготовить критически мыслящих детей, – говорит педагог Акмарал Жунускалиева. – Как первопроходцам нам было тяжелее. Сейчас, конечно, ситуация изменилась коренным образом.
Для организации учебной деятельности учащихся и осуществления контроля ее результатов используются различные методы и средства, выбор которых осуществляется педагогом. Важно отметить, что в рамках обновления содержания образования учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учеников. В данном случае учитель выступает организатором познавательной деятельности обучающихся.
Новые стандарты основаны на компетентностном подходе, соответственно, изменено построение учебных программ от ожидаемых результатов, а не от определенного объема материала, подлежащего обязательному усвоению. Это означает изменение восприятия ученика, переход от авторитарности в преподавании к сотрудничеству.
В прошлом году в первый класс пошли шестилетки. Программа разработана с учетом их возрастных особенностей, стала более интересной, с акцентом на развитие мышления детей. В детском возрасте необходим отдых, это очень важно. За субботу и воскресенье ребята набираются сил. Это сказывается на их общем самочувствии, развитии в целом – физическом и умственном. Если раньше в школах давали академические знания, то сейчас только конкретные знания и умения. Уже с первого класса детей обучают основам групповой работы – умению работать в парах, прислушиваться к мнению других, объективно оценивать свою деятельность. Именно такие навыки понадобятся человеку в современном мире.
В рамках обновленной программы действует критериальная система оценки учащихся, которая подразделяется на формативное и суммативное
оценивание. Это привычные контрольные, но с новой сис-темой оценок. Суммативное – это контрольная работа в виде теста, проводится после изучения каждого раздела и по итогам четверти. Формативное – самостоятельная работа, но ее ученики выполняют почти на каждом уроке после изучения определенной темы. Это, по словам педагога, одно из отличий от старой школьной программы.
Знания учеников теперь оцениваются не по пятибалльной шкале, а по 100-балльной. «5» – от 81 до 100 баллов;
«4» – от 51 до 80; «3» – от 21 до 50 баллов и «2» – ниже 20 баллов. Каждый вопрос в тестах оценивается по баллам. Все данные вносятся в электронный журнал, компьютер сам выводит итоговую оценку. Формативная система предполагает обратную связь с родителями, которые знакомятся с результатами тестов детей.
Педагоги заметили, что при новой системе обучения дети стали меньше пропускать уроки. Причина – у них нет боязни перед оценками. Ученики начальных классов стали меньше времени проводить за партой. Сейчас учеба предполагает больше активных действий, совместной работы. На уроках дети занимаются тем, что им по-настоящему интересно, поэтому и утомляются меньше. Основная нагрузка приходится на первые четыре дня недели, в пятницу самые простые предметы. В субботу бывают дополнительные занятия, чтобы подтянуть детей. Благодаря дополнительному выходному дню ребята приходят отдохнувшими, активно включаются в учебу.
Ребята стали раскрепощеннее, свободно отвечают на вопросы, излагают свои мысли. Сейчас на уроках преобладает рабочий шум, и это, по мнению учителей, нормально. Сейчас превалирует поощрение ученика, это побуждает его на освоение новых знаний, подтягивает в учебе.
На современном этапе основная задача в повышении качества образования заключена в обеспечении равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям. Удовлетворение потребности учащихся в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Казахстана.
Сегодня школьное образование Казахстана находится на этапе нового старта. Образование вступило в стадию фундаментальных реформ, основу которых составляет принципиально новое мышление.
Кызылординские вести / Предыдущие номера 12 декабрь 2017 г. 645 0