• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

МУЛКАМАН КАЛАУОВ И ЕГО «СЫР СҰЛУЫ»

  О Мулкамане Калауове, всю жизнь посвятившем искусству, пропаганде казахского музыкального наследия и воспитанию музыкантов, всегда тепло отзываются те, кто работал с ним или просто знал его.
Казахстанский общественный деятель культуролог Мурат Ауэзов, с которым в молодости он ездил по селам в составе концертно-лекторской группы, вспоминал, что Мулкаман Сулейменович был «органичным носителем обаятельной, глубоко человечной, тактичной «казахскости». Для нас, вставших в то время на тропу осознанной казахизации самих себя, встреча с Мулкаманом явилась жизненно важным обретением. Казалось, он от природы был оснащен для исполнения благородного предназначения человека – быть просветителем и Учителем».
Впервые этого человека я увидел на сцене Дома культуры в 1968 году, когда со своим ансамблем «Сыр сұлуы» он выступал на концерте, посвященном 50-летию комсомола. К тому времени этот ансамбль был на пике своей популярности, всего за год своего существования успев получить звание «народного». Мулкаман Сулейменович стоял за дирижерским пультом, и я в первый раз вживую, а не по телевизору увидел музыканта при полном параде – в сюртуке с бабочкой на шее.
Вторая встреча с ним произошла в 1972 году в Ленинграде, когда семья моего старшего брата через него передала мне, студенту, посылку с продуктами питания. Он приезжал тогда на курсы в институт культуры имени Крупской и настоятельно рекомендовал мне максимально использовать выпавший мне уникальный шанс приобщения к сокровищницам мировой цивилизации, сосредоточенных в этом прекрасном городе.
Позже в Кызылорде мы не раз встречались с ним и по служебным делам, и за семейными дастарханами, поэтому мне есть что вспомнить об этой неординарной личности.
Мулкаман родился в ауле № 14 Сырдарьинского района в 1938 году в семье народного целителя и уста-ремесленника Сулеймена, основным занятием которого  было лечение людей из близлежащих сел и изготовление из древесины различных изделий –
посуды, казахских музыкальных инструментов, прикладов для ружей и других.Скорее всего, тогда маленький Мулкаман и получил первые азы игры на домбре и кобызе, изготовленных руками его отца, который затем попал под жернова репрессий тех лет. В 1942 году колхозника Сулеймена Алимбаева осудили за антисоветскую пропаганду на 10 лет с конфискацией имущества и  выслали в Сибирь. Не выдержав всех этих тяжелых испытаний, он вскоре умер в Иркутской тюрьме, не зная о том, что только  в 1990 году будет полностью реабилитирован  Верховным судом Казахской ССР по ходатайству Генеральной прокуратуры республики.
Вся тяжесть в военные и послевоенные годы выпала на маму Мулкамана – Турсынкуль, которая осталась с пятерыми детьми на руках. У семьи «врага народа» отняли юрту, имеющуюся живность, и дети, чтобы прокормиться, помогали маме, родственникам, трудились на колхозных полях, пасли скот.
Мулкаман с малолетства пас верблюдов своего родственника за крышу над головой и хлеб насущный. В десятилетнем возрасте, желая учиться, сбегает из аула и пешком по железной дороге доходит до областного центра, сам устраивается в Детский дом, идет учиться в казахскую среднюю школу № 1 (ныне имени К.Мухамеджанова).
Вот как вспоминает те годы жительница Кызылорды Раушан Сапакызы Зермухамедова:
«В 1954 году нас, школьников, обучавшихся на казахском языке в разных школах, объединили, положив конец раздельному обучению. В сентябре ученики старших классов поехали на уборку риса в колхоз. Там мы ближе познакомились со своими одноклассниками, и оказалось, что Мулкаман и я – из одного рода (бошай кыпшак), и он стал ко мне обращаться как к сестре.
Мулкаман был заводилой в школе благодаря своему творческому началу и таланту.  Хорошо играл на домбре и гармони. Ни один вечер, ни один день предмета (химии, физики, литературы) не обходился без его участия. Накануне Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве сочинил музыку к стихам про этот молодежный форум. Впервые «Фестиваль вальсы» исполнила наша одноклассница Куляш Жангирова под музыкальное сопровождение автора произведения.
Одновременно Мулкаман учился в музыкальной школе, расположенной в те годы рядом с центральной площадью в здании Дома пионеров и станции юных техников (сейчас на этом месте находится главный корпус университета Коркыта ата).
До окончания школы он жил в пришкольном интернате, воспитанников которого наши родители часто приглашали в гости.
Мы были детьми войны, и каждый из нас стремился к знаниям, обретению необходимой профессии, надеясь только на самого себя. У Мулкамана тогда было лишь одно заветное желание – стать профессиональным музыкантом, поступить в Алматинскую
консерваторию...
Вступительные экзамены у вчерашнего школьника принимала экзаменационная комиссия во главе с композитором Латифом Хамиди. Мулкаман виртуозно сыграл кюй Дины Нурпеисовой «Бұлбұл», получив  высокую оценку маэстро и всех членов комиссии. Так он стал студентом оркестрового отделения. И годы, проведенные в консерватории, были интересными и насыщенными и в плане учебы, и в плане творчества.
Разве не волшебный миг для студента третьего курса сыграть перед Евгением Брусиловским его произведение для квартета?
Дорогого стоит и то, что Ахмет Жубанов сам пригласил одаренного Мулкамана перейти на дирижерское отделение после третьего курса. Занимался под руководством Фуата Мансурова, известнейшего дирижера страны, работавшего главным дирижером ряда симфонических оркестров (Большой театр Союза ССР, Театр оперы и балета имени Абая, Татарский театр оперы и балета), профессора ряда консерваторий (Алматинской,  Московской, Казанской).
Большим уроком для студентов консерватории были выступления на больших сценах Алматы совместно с корифеями казахской музыки Гарифоллой Курмангалиевым, Ермеком Серкебаевым и другими.
На последнем курсе Мулкаман проходил годичную стажировку в Кызылординском педагогическом институте на музыкальном
отделении.
Как вспоминал Мулкаман Калауович, работу на отделении, созданном лишь год назад, ему, назначенному и.о. зав. кафедрой, пришлось начать самому, заготавливая дрова для печей нескольких выделенных помещений, в которых ранее размещалась бухгалтерия, и с помощью персонала вуза проведя их ремонт. Также провел ревизию музыкальных инструментов, имевшихся на складе, часть которых пришлось доводить до рабочего состояния.
Неоценимую помощь в становлении молодого педагога оказали выпускница Кишиневской консерватории Лариса Павловна Вишневая, руководство вуза (Базарбек Усербаев, ректор пединститута, Нурлыбек Ерназарович Жунусов, декан филологического факультета, Мади Курманович Киреев, секретарь партбюро). Были приобретены музыкальные инструменты в достаточном количестве, сшиты костюмы для выступлений, выделены дополнительные аудитории и штаты. И уже через год в институте были созданы оркестр народных инструментов под управлением М.Калауова, хор  под руководством Аксулу Алмахановны Манасбаевой и танцевальная группа  под руководством Веры Федоровны Мирошниковой.
В январе 1967 года вышло постановление ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции», предусматривающее и пропаганду достижений национальных культур.
Это и стало отправной точкой создания ансамбля «Сыр сұлуы». Застрельщиком здесь выступил секретарь обкома партии Каржаубек Жаркынбеков, который практически не пропускал ни одной репетиции ансамбля перед его выходом на широкую публику. Загорелись этой идеей и Аблай Хангереевич Айдосов, первый секретарь обкома комсомола, Бибисара  Досмаханова, начальник управления культуры, Садыкбек Хангельдин, секретарь обкома комсомола, упомянутые уже руководители пед-
института, директор педагогического училища Улмекен Рысбекова, которые всячески помогали зарождению и становлению этого самобытного коллектива. Бессменным руководителем ансамбля на протяжении почти двух десятилетий был Мулкаман Калауов, который из самодеятельных танцевальной группы, оркестра, хора, солистов создал практически  единый профессиональный коллектив.  
Название ансамбля «Сыр сұлуы» («Красавица Сыра») было позаимствовано из одноименной песни, рожденной в 1965 году в творческом содружестве Шамши Калдаякова и Зейнуллы Шукурова.  
Были написаны либретто и сценарий проведения концерта драматургом Оразбеком Бодыковым и поэтом Аскаром Токмагамбетовым. Приглашены балетмейстер Даурен Абиров из Алматы, руководитель армейского коллектива песни и пляски Вячеслав Арсентьевич Карасев, поэт Дорохов из Байконура, ряд победителей областного смотра художественной самодеятельности из районов.
Мулкаман Сулейменович в эти дни не знал ни покоя, ни отдыха, все было посвящено подготовке выступлению ансамбля, днем рождения которого смело можно считать 5 июля 1967 года, когда он в полном составе выехал из Кызылорды в Алматы на республиканский смотр художественной самодеятельности.
Вспоминает одна из первых участниц ансамбля Жанымкуль Есиркепова: «Наш ансамбль выступал на фестивале в парке 28-ми панфиловцев и получил высокие оценки. На концерте присутствовал первый секретарь обкома партии Мустахим Билялович Иксанов, который пришел к нам за кулисы и поздравил с ярким дебютом, сообщив, что наш коллектив заслужил право участвовать в Днях культуры и искусства Казахстана в Москве.
По дороге туда прямо из Алматы в Кызылорде на вокзале нам устроили грандиозную и незабываемую встречу. Казалось, тысячи кызылординцев вышли на перрон, чтобы поприветствовать нас, преподнести цветы.
В Москве нас разместили в общежитиях, мы выступили в цехах знаменитой «Трехгорки», на ВДНХ,  в «зеленом театре» парка культуры и отдыха имени Горького. Приняли участие в заключительном концерте мастеров искусств Казахстана, который прошел на сцене Большого театра Союза ССР, что для каждого из нас было большой честью и признанием. Были исполнены танцевальная композиция «Баллада о рыбаках» в сопровождении хора, танец «Мереке биі» из оперы «Біржан-Сара», а также терме в исполнении Набат Айдаулетовой. Из того звездного состава ансамбля я поддерживаю связь, дружеские и творческие отношения с ныне здравствующими Закирой Садыковой, братьями Абуталипом и Раушанбеком Салмановыми и другими. Позже ансамбль был с концертами в других зарубежных странах – Болгарии, Молдавии, Йемене и др., а в 2015 году вокальная группа ансамбля «Сыр сұлуы» побывала в Южной Корее.
По итогам Дней культуры и искусства Казахстана ансамбль песни и танца «Сыр сұлуы» был награжден золотой медалью ВДНХ и дипломом, которые вручила М. Калауову  тогдашний министр культуры СССР Е.Фурцева.
А в феврале 1968 года Министерство культуры Казахской ССР присвоило коллективу ансамбля песни и танца «Сыр сұлуы» звание
«народный».
В сентябре 1967 года был снят документальный фильм об ансамбле, который регулярно транслировался по телевидению. Появление такого самобытного ансамбля в Казахстане и популяризация его успехов способствовали, как многие считают, возрождению национального самосознания, зарождению творческих коллективов новой формации. Как писал Мурат Ауэзов: «В 60-е годы нужно было встряхнуть оцепеневшую ментальность подавленного репрессиями народа. В том числе, меняя температуру публичных выступлений. В частности, на концертной сцене. Появились нового типа эстрадные ансамбли – «Гүлдер» и «Айгүл».
В июне 1972 года состоялась премьера популярной оперы композитора Евгения Брусиловского «Қыз Жібек», главные партии в которой исполняли  студенты музыкального отделения нашего пединститута Раш Отызбаева, Бексултан Байкенжеев, Тулепбай Сисенбаев (заметка об этом была даже в главной газете того времени – «Правде»).
 С момента образования ансамбля «Сыр сұлуы» прошло более полувека, за это время через него прошли сотни человек. Мулкаман Калауов из-за болезни дочери вынужден был пере-ехать с семьей в Алматы в 1982 году (в Алматинской  консерватории имени Курмангазы он был доцентом, деканом, профессором). Но все, кто прошел через «школу Калауова», всегда с особой теплотой вспоминают о нем. Как педагогом им выпущено свыше пятисот студентов, из них – свыше 400 учителей музыки и более 120 профессиональных музыкантов – выпускников консерватории.
Заслуженная артистка Республики Казахстан Каракоз Акдаулетова связывает свой приход в искусство именно с Мулкаманом Калауовым: «Я тогда училась в средней школе № 144 совхоза «Комсомольский» Сырдарьинского района. Однажды к нам в школу на мотороллере приехал преподаватель пединститута, который вел поиск талантливых музыкальных детей. Спела две казахские песни, ему понравилось мое пение. Порекомендовал мне после окончания школы поступать на музыкальное отделение пединститута, дал ряд полезных советов. Помнится, сказал мне, что песня всегда была верной спутницей казахского народа в его многотрудной жизни, в песне люди изливали свои радости и печали, думы и чаяния. Поэтому надо развивать свои певческие данные на профессиональном уровне.
Знакомство с Мулкаманом Сулейменовичем послужило для меня стартовой площадкой в мир музыки. Поступила в пединститут, где училась под его началом. Прекрасный музыкант, педагог от Бога, он дал мне очень многое, что пригодилось в моей дальнейшей жизни. Выступала в составе «Сыр сұлуы». После института по его рекомендации меня оставили на преподавательской работе в вузе, на кафедре музыки. Через три года он рекомендовал меня на учебу в Алматинскую государственную консерваторию, своеобразный Храм музыки, который был и альма-матер моего Учителя.
Мое общественное признание в певческой деятельности и успехи моих воспитанников, лауреатов и призеров многочисленных международных и республиканских певческих конкурсов – не только моя заслуга, но и моего наставника Мулкамана Сулейменовича, дух которого поддерживает нас всегда».
Руководитель Костанайского ансамбля танца «Карнавал», кавалер ордена «Құрмет», заслуженный деятель Казахстана, почетный работник образования Республики Казахстан Шамиль
Фахрутдинов: «Я был студентом пединститута и в 1969 году стал солистом танцевальной группы ансамбля «Сыр сұлуы». Этот коллектив, созданный непосредственно Мулкаманом Сулейменовичем, существовал благодаря его незаурядному таланту, энтузиазму, увлеченности, большим организаторским способностям, энергии, напряженному труду, самоотдаче и беззаветной преданности любимому делу. Это был светлый человек с беспредельной добротой. Для всех нас он был не только руководителем ансамбля, но и близким другом, товарищем. Любил пошутить, в перерывах между репетициями рассказывал анекдоты, всякие забавные случаи, чтобы поднять наше настроение.
Участникам ансамбля приходилось одновременно репетировать в маленькой комнате в общежитии, чуть позже ансамблю был выделен для этих целей специально пристроенный к главному зданию института актовый зал. Несмотря на бытовые неудобства в первые годы существования ансамбля, Мулкаман Сулейменович не опускал рук, активно вел поиск выхода из сложившегося положения, напряженно трудился. Расписывал хоровые произведения музыкантам, дирижировал оркестром, совместно с солистами и хором вел распевки произведений, успевая делать десятки хозяйственных дел.
Концерты ансамбля проходили на полевых станах, отгонных участках животноводства, строительных объектах и производственных цехах. Наш ансамбль выступал с концертами во всех районах области, а также перед жителями Южно-Казахстанской, Жамбылской, Алматинской областей, города Алматы, Каракалпакии и Молдавии.   Первые сольные номера Мадины Ералиевой прозвучали именно в составе нашего ансамбля.
Для постановки танцевальных номеров был приглашен известный балетмейстер из Алматы – Даурен Абиров, который поставил ряд номеров. Начиная с третьего курса, Мулкаман Сулейменович доверил мне возглавить  танцевальную группу ансамбля. Это окрылило меня и позволило мне еще больше раскрыться в творчестве.
Романтика и энтузиазм Мулкамана Сулейменовича перешли в сердца и души его учеников. После Кызылорды я был руководителем танцевальных коллективов в Байконуре и  Костанае, которые успешны и по сей день. Все эти мои достижения – результат того фундамента творческого начала, который был заложен, как я считаю, самым человечным человеком в лице моего Учителя».
Кавалер ордена «Парасат», заслуженный деятель Казахстана, профессор Казахского национального университета искусств Алмас Алматов: «Впервые, с глазу на глаз, встретился с Мулкаманом Сулейменовичем на вступительных экзаменах при поступлении на музыкальный факультет педагогического института в 1978 году. С первых шагов в вузе я почувствовал особое отношение к себе. Сам кюйши, композитор, он с каким-то пиететом и трепетом относился к самобытному народному искусству – жырау, которое было характено только для низовьев Сырдарьи и являлось своеобразной визитной карточкой Приаралья в культурном наследии номадов. Годы, проведенные в пединституте, позитивно повлияли на всю мою дальнейшую профессиональную деятельность.
Главная роль в этом принадлежит композитору Мулкаману Сулейменовичу, который несмотря на свою занятость, находил время, чтобы позаниматься со мной в профессиональном плане, а также известному фольклористу Ауельбеку Конратбаеву, делившемуся со мной казахскими сказаниями и эпосами.
Мулкаман Сулейменович был очень порядочным и светлым человеком. Всегда защищал и отстаивал талантливых студентов.
Большой импульс развитию культуры региона дали подготовка и проведение Дней культуры Кызылординской области в Каракалпакии в 1979 годы. Практически весь музыкальный факультет пединститута под руководством Мулкамана Сулейменовича был задействован в этом мероприятии: и ансамбль «Сыр сұлуы», и солисты, и жырау, и айтыскеры. Фактически он был главным дирижером праздника искусств у наших соседей.
Те уроки, которые я получил  от него, не прошли даром. Мне посчастливилось представлять казахское искусство на многих подмостках мира, в том числе во Франции, Монголии, России, Турции и других странах.
До последних дней его жизни я советовался с ним по тем или иным вопросам культуры и искусства, прошел годичную научную стажировку в консерватории, работал зав. кафедрой. И в консерватории он продолжал шефствовать надо мной, поддержав мое предложение и способствовав открытию кафедры «Народное пение». Позже, в 1990 году аналогичная кафедра была открыта и в Кызылординском государственном университете имени Коркыта ата.
Все это способствовало пропаганде таких видов исконно казахского искусства, как айтыс, жырау, терме. Молодые талантливые юноши и девушки стали на профессиональном уровне заниматься этим в учебных заведениях, что, на мой взгляд,  подняло эти виды народного творчества на новую ступень».
Не будет преувеличением сказать, что Мулкаман Сулейменович Калауов в 60-80-х годах прошлого столетия стал реформатором музыкальной жизни низовьев Сырдарьи. Опубликовал ряд научных статей, посвященных музыке, он автор многих музыкальных произведений для симфонического оркестра, оркестра национальных инструментов, кюев и других. Созданный им самобытный народный ансамбль песни и танца вошел в сокровищницу культуры низовьев Сырдарьи. Ему посвящены фильмы и книги, педагога помнят его воспитанники.  Доцент университета имени Коркыта ата Зинаида Сексенбаева, одна из первых участниц ансамбля «Сыр сұлуы», всю сознательную жизнь посвятила пропаганде достижений этого ансамбля, его первого руководителя Мулкамана Калауова.
При этом Мулкаман Сулейменович – из категории людей, которых называют «қарапайым», «қожанасыр». У него всегда на первом месте были искусство, его воспитанники, а потом все остальное.
Было бы справедливым в русле программы «Рухани жаңғыру» увековечить имя Педагога и Художника, прославившего землю Сыра, воспитавшего сотни и сотни творческих личностей.
Музыкальная школа (сейчас  Школа искусств – Өнер мектебі) в областном центре, где Мулкаман Сулейменович начинал изучать музыкальную грамоту, получила бы новый импульс, если бы стала носить его имя, имя Педагога и Просветителя, очень много сделавшего для развития музыкальной культуры земли Сыра.
Кенес МАХАМБЕТОВ


Кызылординские вести / Предыдущие номера 12 декабрь 2017 г. 1 235 0