Таша БЕРЕЖНАЯ В мае текущего года в Национальном музее Республики Казахстан при Министерстве культуры и спорта РК создан научно-исследовательский центр «Сакральный Казахстан». Центр открыт для реализации программной статьи Президента страны Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Центром отобраны 100 макросакральных мест в карту сакральных мест Казахстана, в которую по Кызылординской области были внесены 12 объектов. Среди них - городище Жент. Надо отметить, что этот археологический памятник включен и в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Со средневековым городом Жентом связано много исторических событий. Среди них такие, как миграция в X в. части огузов и туркмен под предводительством сельджуков на территорию Жента. Борьба сельджуков с правителем Жанкента Али и его сыном Шах-Меликом, наместником Жента. Захват Жента в 1220 году монголами Джучихана, который сделал город своей ставкой. Жент упоминается в борьбе эмира Ходженда Тимур-Мелика с
монголами.
«Дженд был одним из огузских и кыпчакских городов и дошел до наших дней как городище Джан-кала (также Джанд, по казахски Жент), который располагался на правом берегу Жанадарьи в 115-и километрах к западу от Кызылорды. Городище обнесено крепостной стеной и имеет площадь около 40 га. Площадь четко спланированного города около 40 га. Хорошо видна главная улица, от которой под прямым углом отходят переулки. В северо-западном углу - квадратный бугор цитадели, застроенной большими домами. Крепостная стена со следами башен сохранилась высотой до 8 м. Посредине восточной стены - вход. Он был защищен двумя башнями, благодаря чему враги попадали под двусторонний обстрел.
Вокруг Дженда были найдены остатки небольших укреплений, следы средневековой ирригации. Рядом с городищем располагался садово-парковый комплекс с трапециевидной оградой. Здесь находился загородный дворец правителя. Несомненно, Дженд был центром обширного густо заселенного района в Приаралье, и не случайно Аральское море иногда называли «Джендским»…». Такое описание Жента со ссылкой на известных казахстанских археологов Акишева, Байпакова и Ерзаковича можно найти в Интернете.
Наиболее ранними из достоверно известных насельников Жента были тюрки огузы. Здесь кочевали туркмены, но после ссоры с правителем города вынуждены были уйти на юг. В 1034 году владетель Жента напал на туркмен и перебил восемь тысяч человек. Вскоре уже сам Жент становится объектом агрессии. В 1065 году правитель сельджуков Али Арслан совершил поход на Мангышлак против кыпчаков. Добившись от кыпчаков покорности, сельджукский султан совершил поход на Жент и Сау-
ран. Город постоянно переходил из рук в руки. В конце XI – начале XII веков Жент, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находились в руках кыпчакских вождей. Однако в первой половине XII века они стали ареной упорной борьбы между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями Средней Азии. Под флагом распространения ислама хорезмшах Атсыз завоевал Жент, а затем продвинулся на север, присоединив к своим владениям Мангышлак. В 1133 году кыпчаки потерпели поражение от Атсыза, предпринявшего поход из Жента в глубь Дешт и Кыпчака.
Война Хорезма с монголами стала для городов региона сильным потрясением. В то время как одна армия Чингисхана осаждала Отрар, другая под командованием Джучи отправилась на север. Население и правители разных городов по-разному реагировали на их приход. Одни открывали ворота, другие пытались обороняться.
В течение 1219 года войска монголов подчинили Сыгнак, Барчинлыгкент (Барчкент), Ашнас, Янгикент. Сыгнак оказал монголам сопротивление и был предан мечу. Янгикент не сопротивлялся и отделался сравнительно легко. Очередь Жента подошла в апреле 1220 года.
Вот как описывает связанные с ним события знаменитый историк Рашид ад-Дин: «Слух об этом (падении Сыгнака – прим. автора) дошел до Дженда. Кутлугхан, верховный эмир, которого султан назначил охранять от врагов те пределы, ночью переправился через Сейхун и направился в Хорезм через пустыню. Когда до Джучихана дошло известие о том, что тот покинул Дженд, он послал с посольством в город Чин-Тимура, склоняя жителей к себе и предлагая воздержаться от враждебных действий против монголов. Так как в Дженде не было полновластного главы и правителя, то каждый человек поступал по своему усмотрению, сам рассуждал и сам придумывал наилучший выход. Простонародье подняло шум и напало на Чин-Тимура. Он унял их вежливо и сдержанно, осведомив их о событиях в Сыгнаке и об убийстве Хусейна-хаджи, и обязался с ними договором: «Я не допущу, чтобы иноземное войско имело здесь какое-либо касательство!». Они обрадовались этому обещанию и не причинили ему никакого вреда. Монголы вернулись к Дженду и 4 апреля 1220 года расположились лагерем в виду города. Войско занялось рытьем рва и его подготовкой. Жители города заперли ворота и начали сражение на крепостной стене. Так как они никогда не видывали войны, то дивились на монголов, что каким-де образом те смогут взобраться на стену крепости. Монголы подняли на стену лестницы и со всех сторон взобрались на крепостную стену и открыли ворота города. Они вывели всех жителей за городскую стену. С обеих сторон ни одному живому существу не было нанесено вреда ударами меча. В течение девяти суток они держали горожан в степи, город же предали потоку и
разграблению…».
В послемонгольское время город смог возродиться и стать крупным центром в Приаралье, хотя его лучшие дни были уже позади.
Доктор исторических наук Карл Байпаков пишет: «В конце XIII–XIV веков источники сообщают о том, что Дженд – «небольшой город с оживленным базаром». В частности, Джамал ал-Карши (начало XIV века) пишет, что «город Дженд был значительным городом, а с недавнего времени разрушен, и все же это действующее торговое место, где купцы соперничают в важности и прибыльности сделок, и чаши весов на его рынке постоянно колеблются». Есть сведения о том, что в это время в городе чеканилась монета, по крайней мере, серебряный кружок, где просматриваются слова «Дженд». Она была представлена в составе одного из
кладов…».
Постепенно, как и многие другие города региона, Жент запустел. Последними строениями на его руинах были небольшие укрепленные усадьбы каракалпакских правителей.
После XIII века Жент в источниках не упоминался.