Мира ЖАКИБАЕВА Системную цепочку от науки до производства восстанавливают ученые ТОО «НИИ рисоводства имени Ибрая Жахаева. Они создают новые сорта сельхозкультур и работают на благо области.
Один из них – известный в Казахстане ученый-селекционер, доктор сельскохозяйственных наук, заведующий отделом селекции Казахского ТОО «НИИ рисоводства имени Ибрая Жахаева» Александр Подольских.
– Доля казахстанских товаров сельскохозяйственного производства в стране может и должна быть несоизмерима больше импорта, – говорит ученый. – Чай, кофе, тропические фрукты – вот что мы обречены завозить, все остальное можно выращивать и перерабатывать самим. Большие резервы в этом плане и у нашей области. Ученые нашего института работают над созданием сортов сельскохозяйственных культур. «Арал-5»,
«Арал-6», «Арал-7», «КазНИИР-4», «КазНИИР-6» , «Ай-Сауле», «Айгерим», «Сыр сұлуы» – все эти сорта риса подходят к нашему климату. Конечная цель – запустить их для промышленного производства.
Они созданы в рамках специальной международной программы «Суперрис», обладают более высоким генетическим потенциалом, чем пре-дыдущее поколение, могут повысить урожайность в несколько раз. Например, российские ученые, ведущие селекционную работу по этой программе, задались целью получить по 160 центнеров с гектара. Китайские – начали кампанию популяризации двадцати «суперсортов». Их культивируют, выделили под них около трети всех площадей риса, а это более восьми миллионов гектаров. У нас тоже есть готовые семена, способные в разы увеличить урожайность, но они пока на сортоиспытаниях.
Убедиться в том, что «Арал-5» – высокопродуктивный сорт, можно наглядно. В лаборатории института под стендовым стеклом рядом выставлены «Акмаржан», российский «Новатор» и «Арала-5». Самая жиденькая метелка у «Акмаржана», хотя, как считает ученый, сорт этот вопреки утверждениям не изжил себя. Если вести по нему селекционную работу, то реально получать высокие урожаи.
У «Новатора» метелка крупнее «акмаржановской», и на ней зерен больше. Наш «Арал-5» по количеству зерен на метелке превосходит и тот, и другой, и как утверждает ученый, при соблюдении всех агротехнологий способен дать 100-120 центнеров с гектара. К тому же выведен он в местных условиях, и поэтому приспособлен к жизни лучше российского сорта.
Александр родился и вырос в Казалинске. Многие его ровесники в то время шли в сельхозинституты. И Александр тоже поехал учиться на агронома в Оренбург. После окончания Оренбургского сельхоз-института продолжил учебу в аспирантуре Всесоюзного научно-исследовательского института риса в Краснодаре, где его наставниками были видные ученые-селекционеры и генетики по рису Дзюба, Сметанин, Зеленский и другие. В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию.
У него немало учеников. Его труды – это 150 научных работ и четыре патента. С 1995 года возглавляет отдел селекции института.
Александр рассказывает, что научные эксперименты продолжаются много лет и результаты не сразу видны. Многих производителей это не устраивает, но иначе нельзя. Вся работа ученых – на перспективу. И приводит такой пример. В 1940-х годах американские ученые-селекционеры решили вывести новый гибрид кукурузы. Государство создало им все условия для научной работы, в первую очередь, подпитывало материально, и даже во время второй мировой войны работа не прекращалась. Создавали гибрид более тридцати лет, и готов он был только в начале 1970-х годов. Внедрив новинку в производство, получили потрясающий эффект – за короткий срок гибрид окупил не только тридцатилетние затраты, связанные с научной работой, но и все затраты на сельхознауку США за время ее существования. Таких фактов в мире предостаточно. Поэтому в большинстве стран на содержание сельхознауки выделяются серьезные деньги. Понятно, что плоды ее пожинают не сразу, а через годы, но это и есть работа на перспективу. Ведь новые высокопродуктивные сорта культур и породы животных нужны не только сейчас и сегодня, они необходимы всегда.
Для повышения эффективности селекции ученый разработал оригинальный метод создания исходного материала, где были использованы современные методы генетики и селекции, позволяющие в десятки раз увеличить объемы скрещиваний, повысить результативность селекционного процесса, и самое главное – избавиться от нудной и очень трудной работы искусственной, принудительной гибридизации, используемой при создании новых сортов риса.
Результат этого многолетнего труда – первая в СНГ монография по гибридному рису «Цитоплазматическая мужская стерильность у риса». В 2003 году А. Подольских защитил докторскую диссертацию, признанную одной из лучших диссертаций, защищенных на ученом совете КазНИИ земледелия. Под руководством А. Подольских успешно продолжается начатая Г.А.Верещагиным работа по созданию в Казахстане национальной коллекции растительных ресурсов риса, адаптированных к природно-климатическим условиям рисосеяния республики, включающая более 1400 образцов из 50 стран мира. К настоящему времени в селекции риса используется более 100 сортов из 28 рисосеющих стран Европы и Азии.