Неделю назад не стало Тимура Сегизбаева, человека, которого уже при жизни называли легендой казахстанского футбола. Капитан и главный тренер алматинского «Кайрата», руководитель республиканской федерации – вот главные вехи его спортивного и жизненного пути.
В 1960-е, когда у нас еще не было телевидения, мы слушали репортажи по радио, как и остальные казахстанские болельщики, наизусть зная имена и фамилии игроков главной команды Казахстана. А когда «Кайрат» вы¬играл в Москве у «Спартака» и оба мяча забил Сегизбаев, он стал известен и в футбольных кругах Союза, а «Кайрат» стали называть не иначе, как «Тимур и его команда».
Футбольная карьера капитана алматинцев из-за травмы оборвалась рано. Зато кызылординские поклонники футбола старшего поколения до сих пор с гордостью вспоминают, что тренерский путь Тимура Санжаровича начался в Кызылорде. В 1970-м новоиспеченный наставник (в 29 лет!) нашего «Автомобилиста» поднял команду с семнадцатого на шестое место, что дало возможность кызылординцам впервые в своей истории играть в классе «А». Именно в тот сезон на товарищеские игры в Кызылорду начали приезжать ветераны сборной СССР и боевой состав алматинского «Кайрата», и с точки зрения популяризации футбола этот факт нельзя переоценить до сих пор.
Первое интервью для газеты у Санжарыча я взял в 1980-м, когда он во второй раз возглавил нашу команду. Потом было еще несколько. Последнее из них, для республиканского издания – десять лет назад, когда Тимур Санжарович и Клара апай были в добром здравии и мы сидели у них дома.
Вспоминая те два гола «Спартаку», мэтр ответил, что «не стал бы преувеличивать значение этого факта. Победила вся команда, а кто забил – не столь важно. Больше всего радовались наши болельщики. Один из них – Шакен Айманов – присутствовал на той игре и подтрунивал над спартаковскими поклонниками: скажите спасибо, что в «Кайрате» один казах, а не одиннадцать – тогда вообще вас разгромили бы».
Не идеализируя прошлое, скажу, что друзьями «Кайрата» тогда были и Шакен Айманов, и Асବнали Ашимов, и братья Абдуллины, и многие другие мастера культуры, что футболисты часто ходили в оперный и Лермонтовский театры. Играли они, конечно, не бесплатно, но как вспоминал Санжарыч, за ту победу в Москве каждый кайратовец получил по 2 рубля 58 копеек (речь о 1964-ом).
В наше время за победу над «Спартаком» в некоторых командах игрокам платят по десять тысяч даже не рублей, а долларов, но зависти по этому поводу к нынешнему поколению у Сегизбаева никогда не было: «Другие времена сейчас, другие представления о том, что необходимо человеку в жизни».
Эпоха Тимура Санжаровича – это не только советские времена. Новейшая футбольная история Казахстана тоже напрямую связана с его именем. Когда нашу страну официально принимали в международную футбольную семью, на конгрессе ФИФА в Чикаго в 1994 году Флаг Казахстана президенту этой организации вручал Сегизбаев...
Много можно говорить об этом легендарном человеке, о котором с большим уважением отзываются все, кто играл и работал с ним, знал его и даже просто видел со стороны. Это был великий спорт¬смен и очень порядочный человек.
«Я — человек, посвятивший свою жизнь футболу, — писал он о себе. – Футбол был и остается в моей судьбе на первом месте. Футбол – это все, это мое второе я. Если бы так было можно, всю жизнь ходил бы в футболке цвета золотистого колоса с голубой отделкой и цифрой «10» на спине».
Прощайте, Тимур Санжарович!