Внедрение системы обязательного медицинского страхования будет продолжено в Казахстане с рядом законодательных нововведений, которые сегодня находятся на рассмотрении у депутатов Парламента. Какие основные изменения ожидаются в дальнейшей реализации реформы, будут ли продолжены сбор страховых взносов в случае отсрочки ОСМС и получат ли привилегии в плане медицинской помощи застрахованные граждане? Об этом — в материале.
— Что на самом деле происходит? Будет ли отложена реформа, если будет продолжена, то на каких условиях? Ведь, несмотря на разные предположения, сбор страховых взносов продолжается, и люди хотят получить ответы на свои вопросы.— Очень важно понимать, что реформа по внедрению медицинского страхования в стране продолжается, она не при¬останавливается и тем более не отменяется. Несмотря на то, что сроки начала предоставления самой медицинской помощи населению в рамках страховой медицины переносятся на январь 2020 года.
Глава государства в своем выступлении на открытии нынешней сессии Парламента выразил уверенность в необходимости внедрения медицинского страхования как доказанной прогрессивной системы финансирования здравоохранения во многих развитых странах. Но при этом он поручил разобраться с рядом проблемных вопросов, связанных с условиями участия в ОСМС всех категорий населения, и в особенности большого числа самозанятых. Если в цифрах, то по официальным данным Минтруда РК в стране сегодня насчитывается порядка 2,7 млн. неформально занятых граждан, из них 1 миллион человек называют себя наёмными работниками, но при этом от них не поступают пенсионные и никакие другие отчисления. В общей сложности не идентифицированных граждан, находящихся за пределами информационных систем, легального экономического и социального поля, по предварительным оценкам у нас гораздо больше. Поэтому, как справедливо указал Президент, первостепенная задача – предотвратить риски «выпадения» миллионов самозанятых из страховой медицины, для этого логично сначала навести порядок в сфере учета и категоризации этих людей, продумать гибкие жизнеспособные механизмы их участия в системе ОСМС.
— Значит ли это, что за два предстоящих года будут решены проблемы покрытия медстраховкой всех самозанятых?— Это не значит, что за два года нам удастся все 2-3 миллиона человек вытащить из «тени» и заставить работать официально. Возможно, будут созданы какие-то альтернативные социально-экономические стимулы для легализации доходов теневого сектора, когда люди убедятся в преимуществах в виде юридической, финансовой защищенности, доступа к социальным благам. Потом ведь всегда останется определенная маргинальная часть населения, давно пополнившая ряды безработных, не имеющая трудовых навыков и самого главного — желания их приобретать самостоятельно или с помощью государства. Для них остается механизм уплаты минимальных ежемесячных взносов в Фонд медстрахования в размере 5% от одной минимальной заработной платы, что составляет порядка 1414 тенге. Во всяком случае в начале пути предстоит сделать большую работу по «оцифровке» и созданию единой актуальной базы данных всех категорий населения, включая самозанятых. Этот процесс должен идти совместными усилиями с участием всех госорганов при поддержке неправительственных организаций, представителей бизнеса и самих работодателей, которые иногда предпочитают уходить от формализации трудовых отношений, лишая тем самым своего работника доступа к медицинской помощи.
— Каких законодательных изменений ожидать в системе ОСМС?— Что касается дальнейшей реализации ОСМС, в эти дни в Сенате Парламента рассмотрены поправки в законодательство, которые при их принятии повлекут ряд изменений в части переноса сроков оказания медпомощи, уплаты взносов всеми категориями плательщиков, кроме работодателей, чьи отчисления в Фонд медстрахования предлагается сохранить в течение переходного периода в 2018-2019 годах. Вместе с тем изменения коснутся размеров взносов физических лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.
Министерством здравоохранения разработаны поправки в ряд законодательных актов, которые предусматривают следующее. Первое – перенос сроков начала оплаты взносов физических лиц, а это наемные работники, самозанятые и взносов государства за льготные категории населения с 1 января 2018 года на 1 января 2020 года. Соответственно, срок начала предоставления медицинской помощи участникам ОСМС также сдвигается на 1 января 2020 года. Значительно уменьшается размер взносов физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, их ставки снижаются с 5% до 1% от объекта исчисления взносов, то есть получаемых доходов.
Важно отметить, что до полноценного запуска ОСМС предлагается сохранить сбор отчислений работодателей, которые до конца 2017 года составят 1% от размера заработной платы каждого работника из средств фонда оплаты труда самого предприятия, в 2018 и 2019 годах – 1,5% от объекта исчисления.
(Продолжение следует.)