Казыбек БОТАЕВ Жителям нашей области особенно дорого имя Кудайбергена Султанбаева – одного из основоположников знаменитого театра сатиры и юмора «Тамаша». Он остался в памяти поклонников как человек, обладающий тонким чувством юмора, причем, как писали современники, с глубоким подтекстом, меткими изречениями и шутками. Помимо этого, он оставил яркий след в искусстве казахского театра и кино. А будучи депутатом Мажилиса Парламента РК, не раз поднимал вопрос об оказании помощи умирающему Аралу. Возрождение исчезающего моря было его главной мечтой.
Кудайберген Султанбаев родился 1 мая 1947 года в Аральске. Отец Тауекел был железнодорожником, мама – домохозяйкой. Со школы любимым его предметом было черчение, которое он остался преподавать в своей школе после ее окончания. А детской мечтой было стать архитектором. Мальчишкой он часто рисовал различные красивые здания – так на бумаге он воплощал свои мечты. Учителя видели в нем архитектора, который в недалеком будущем сможет сказать свое слово в этой профессии. И сегодня в Аральском районе проживает немало его учеников, которым он успел привить любовь к прекрасному. Среди них известный в области и республике мастер прикладного искусства, его тезка Кудайберген Кульмамбетов, о котором писали «КВ».
Однако мечтам не суждено было сбыться – жизнь сложилась иначе. В 1970 году юноша уехал в Алматы, где попал в популярный ансамбль «Гүлдер». На первых порах работал осветителем. Однако очень скоро в нем проявился талант актера, который заметили старшие товарищи. В результате в 1974 году молодой человек поступил в театральный институт.
После окончания молодой актер был принят в труппу Казахского государственного академического театра драмы имени Мухтара Ауэзова, где служил до конца своей жизни. Зрители и сегодня помнят Жантыка в спектакле «Қозы Көрпеш-Баян сұлу» по пьесе Габита Мусрепова, Жараса в «Айман – Шолпан» Мухтара Ауэзова, Майсалбека в «Материнском поле» Чингиза Айтматова, Бобчинского в «Ревизоре» Николая Гоголя и десятки других ролей в исполнении Кудайбергена Султанбаева. Также он сыграл несколько ролей в кино, однако они не стали знаковыми в его творчестве. Специалисты отмечают лишь роль директора сельской школы в фильме режиссера Жанарбека Жетируова «Записки путевого обходчика».
В 1978 году на Казахском телевидении впервые появилась юмористическая программа «Тамаша», у истоков которой стояли режиссер Лукпан Есенов, актеры Тунгышбай Жаманкулов и Кудайберген Султанбаев. Она сразу же завоевала популярность у телезрителя острым, порой обличительным юмором, высмеивающим такие пороки общества, как жадность, лень, коррумпированность чиновников, чинопочитание и невежество. Не осталась в стороне и вечная тема столкновений интересов отцов и детей. Некоторые темы, которые поднимали артисты «Тамаши», были настолько злободневными, что отсылали зрителя к искусству Гоголя, Чехова и других классиков мировой драматургии. Программа «Тамаша» шла в эфире Казахского телевидения не одно десятилетие и пользовалась огромной популярностью. Один лишь факт может подтвердить эти слова: по словам современников, когда по телевизору начиналась эта программа, во многих населенных пунктах буквально замирала жизнь.
В первых выпусках программы, которые тут же завоевали популярность, Кудайберген Султанбаев и Тунгышбай Жаманкулов играли нагаши и жиена – дядю и племянника. Это было время, когда людям не хватало именно такой программы – в ней посредством юмора изображалась вся правда жизни. Однако через год Т. Жаманкулов ушел в кино, и тогда было решено воплотить на сцене образы жезде и балдыз – зятя и свояченицы. На роль последней требовалась игривая, смешная девчонка. Кудайберген пригласил свою партнершу по театру, юную выпускницу актерского факультета театрального института Бакыт Аитову. Он решил, что она как никто другой подходит на эту роль. Как водится в таких случаях, вначале игру актеров просмотрел худсовет, лишь после этого началась запись программы. Как сегодня вспоминает актриса Актюбинского областного театра драмы Б. Аитова, первые выпуски программы снимались в студии, лишь потом артисты стали выходить на сцену и сразу же собирали полные залы.
Это был очень веселый человек. Как вспоминали друзья и современники, он никогда не показывал на людях своих переживаний, любую ситуацию старался обрисовать с юмором. На гастролях, если с артистами был Кудайдерген, всегда было весело и шумно. Он замечательно рассказывал анекдоты. Из каждой поездки приезжал с большим багажом различных анекдотов, историй и баек.
По словам коллег по цеху, это был по-настоящему талантливый актер и большой
шутник – он мог пародировать любого. Например, в театре любил подражать Сабире Майкановой, которую обожал, умело пародировал Фариду Шарипову, Бикен Римову, Хадишу Букее-ву, Сабита Оразбаева, Азербайджана Мамбетова и других. Причем изображал их до мельчайших подробностей характера, мимику, жесты, вплоть до того, как люди ходили, говорили и смеялись.
Артист, которого любили все казахстанцы, легко победил на выборах и в 1996 году стал депутатом Мажилиса Парламента РК. На этом посту как патриот родной земли он много сделал для того, чтобы помочь умирающему Аралу, не раз поднимал эту проблему, обращал внимание народных избранников и членов Правительства на нужды и заботы родного края.
Как вспоминает Б. Аитова, в «Тамаше» с Кудайбергеном они играли на протяжении десяти лет. Это было еще советское время, когда в полную силу работала цензура. Однако, несмотря на это, к авторскому тексту артисты добавляли что-то свое, импровизировали, а после записи что-то вырезали. В те годы, как и 100 лет назад, артистам требовался эзопов язык – при строжайшей системе запретов и контроля им многое удавалось сказать иносказаниями, намеками, даже жестами и мимикой.
А в девяностые годы, как вспоминает актриса, стало совсем трудно, было не до шоу. Из «Тамаши» ушли Шолпан Байгабылова, Уайс Султангазин, Меирман Нурекеев, Кудайберген Султанбаев и Тунгышбай Жаманкулов. Однако между ними до конца сохранились теплые отношения. Последняя встреча Бакыт Аитовой с Кубайбергеном Султанбаевым состоялась в 2005 году, когда он приезжал в Актобе на юбилей областного театра драмы.
Интересно, что режиссеры воспринимали этого человека как комедийного актера, тогда как сам он считал, что в душе он актер драматического плана. Доказательство тому – роль коварного Жантыка в драме «Қозы Көрпеш-Баян сұлу».
Кудайберген Султанбаев, по словам руководителя труппы Казахского академического театра драмы имени М. Ауэзова Алмы Какишевой, никогда не был склонен играть исключительно сатирические роли. Разумеется, была определенная комплекция, природный артистизм и мимика, которые позволяли ему превосходно справляться с ролью юмориста. Однако в глубине души он больше тяготел к драматическим ролям. И он их сыграл, и сыграл блестяще. Своим достижением К. Султанбаев считал роль Гамлета на казахском языке, с которой ему удалось справиться не без труда. Последние месяцы жизни играл в спектаклях режиссера Аубакира Рахимова. Одна из последних постановок, где он сыграл главную роль, – спектакль "Свидетельство кровопролития".
Последние годы были омрачены смертью многих участников легендарной группы «Тамаша». Среди них режиссер Лукпан Есенов, артисты Токсын Кулыбеков, Уайс Султангазин, Меирман Нурекеев… Все они ушли из жизни из-за проблем с сердцем. Такая же участь постигла и Кудайбергена Султанбаева, который умер в 63 года.
– Актер никогда не жаловался на здоровье, – пишет А. Какишева. – Хотя известно, что проблемы со здоровьем у него были. К примеру, у него был сахарный диабет. Однако, несмотря ни на что, он жил активно, как будто боялся не успеть сделать что-то: был преподавателем в Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, играл в театре. Его заветной мечтой было создать сатирический театр с молодыми актерами. К сожалению, это ему не удалось.
– С Султанбаевым работалось очень легко, – рассказывал гример театра имени М. Ауэзова Виктор Щербаков. – Я гримировал его в «Тамаше», в спектакле «Құдалар», где он играл свата, «Бане», где он играл банщика. Это был очень доброжелательный человек.
До конца жизни непревзойденный мастер сцены работал в Казахском академическом театре драмы имени М. Ауэзова. Сыгранные им роли вошли в золотой фонд театрального искусства.
Великий артист умер 20 декабря 2010 года в возрасте 63 лет, но его дело продолжают многочисленные ученики. Он продолжается в бессмертных ролях, созданных им в кино, на сцене театра и программе «Тамаша», которая выходит на телеэкраны по сей день.