Мира ЖАКИБАЕВА Каждый день прохожу мимо памятника Бухарбаю батыру, который установлен в Кызылординском микрорайоне «Шұғыла» в 2012 году в честь 200-летия славного батыра земли Сыра. Двенадцатиметровый бронзовый монумент напоминает потомкам о герое, защитнике народа.
Батыр — храбрый, смелый, доблестный воин. Это слово распространено в казахском фольклоре и быту. Батырами называли воинов, которые, не боясь смерти, брались за оружие и отстаивали свой народ, землю. О героях тех времен сложено немало эпосов и сказаний, которые передавались из поколения в поколение.
В 2017 году исполнилось 205 лет со дня рождения Бухарбая батыра – полководца, защитника земли Сыра от иноземцев. В ауле его имени Жалагашского района есть музей великому предку.
– Известно, что Бухарбай Естекбайулы из рода табын родился в 1812 году, а ушел из жизни в возрасте 86 лет, — говорит исполняющая обязанности директора музея имени Бухарбая батыра Мереке Абильдаева. – Это был человек высокого роста и недюжинной силы. С детских лет его отличали храбрость, решительность и обостренное чувство справедливости.
Полководческий талант батыра проявился в период национально-освободительного движения казахов под предводительством Кенесары хана в 1836-1847 годах. В 20-х годах XIX века часть старшего жуза и южные области среднего и младшего жузов находились под владычеством кокандских и хивинских беков. Стремясь упрочить свое господство, кокандские правители притесняли местное население, взимая непомерные налоги с казахов, чем вызывали недовольство людей.
В 20-30-х годах XIX века Хивинское ханство, оказывая давление на казахские племена шекты, табын, торткара и племенное объединение байулы, возвело в низовьях Сырдарьи ряд крепостей. Хивинские походы нарушали мирную жизнь казахских аулов, а грабеж караванов отрицательно сказывался на экономике, вызывая протест населения. Казахские батыры, недовольные порядками хивинских и кокандских завоевателей, не раз совершали походы на них. Среди казахов младшего жуза большим авторитетом пользовались храбрые батыры Жанкожа и Бухарбай. Врагов у казахов было много — они хотели присвоить себе тучные стада и благодатные земли. Тогда и вставали батыры на защиту своей земли. Биографии и хроники подвигов батыров передавались от поколения к поколению, находя свое место в памяти и сердцах людей.
– О храбрости Бухарбая батыра в своих заметках писали русские путешественники, писатели и ученые Александр Грин, отец и сын Рычковы, польский революционер Адольф Янушкевич, академик Сергей Толстов, сын Кенесары хана Ахметсултан, — продолжает моя собеседница. – Документы, рассказывающие об известном батыре, хранятся в музеях и государственных архивах Санкт-Петербурга, Оренбурга, Омска, Москвы, Ташкента и Алматы.
В 20-х годах XIX века объединение владений ханов Букея и Вали и образования Каркаралинского округа позволило царской власти ускорить колонизацию остальной территории среднего жуза и продвинуться в глубь территории, принадлежащей старшему жузу. После смерти хана Вали его вдова, образованная и энергичная ханша Айганым, вела переписку с чиновниками Азиатского департамента и Сибирского комитета с целью сохранения ханской власти в среднем жузе. Однако такое положение дел противоречило планам царского правительства. Безусловно, ханша Айганым не могла возглавить вооруженное сопротивление народа против царской власти. Эта сложная и трудная задача легла на плечи султана Касыма — самого младшего из тридцати сыновей хана Абылая. Он и его дети — Саржан, Есенгельды, Агатай, Бопай, Кушак, Кенесары и Нау¬¬рызбай — остались в истории как активные участники и организаторы самой продолжительной двадцатилетней борьбы казахского народа против царских колонизаторов.
— Бухарбай батыр принимал активное участие в движении Кенесары Касымова, — говорит специалист районного акимата Сеилбек Оспанкулов. – В одном из боев батыр получил тяжелое ранение. Вернувшись в родные места, Бухарбай батыр стал заниматься земледелием. Под его началом был прорыт канал, который и поныне носит имя батыра. Местные старожилы говорят, что благодаря этому каналу у людей заметно улучшились условия жизни, они стали выращивать пшеницу, разводить скот.
В музее, кроме прочих вещей, хранится личная печать Бухарбая Естекбайулы, сделанная в форме колечка, на которой выгравированы слова «Нет Аллаха кроме Аллаха».
В ауле Бухарбая батыра люди живут хорошо. С давних пор этот аул считается одним из успешных в районе. Есть здесь школа, детский сад, библиотека, Дом культуры, сельская врачебная амбулатория, центр обслуживания населения, почта, полицейский участок, детский сад на 90 мест.
Аул многонациональный, здесь живут чеченские, корейские, татарские, украинские, русские семьи. Аким аула — Нуртай Жонтаев. Сейчас в ауле более 15 тысяч гектаров сельхозземель, на 3133 гектарах в этом году был размещен рис, на остальных —
люцерна, овощи, картофель, бахчевые культуры.
Всего здесь 24 крестьянских хозяйства.
ТОО «Байтабын» – самое крупное, возделывает 1400 гектаров риса. Оно – постоянный спонсор детского сада и школы, участвует в культурной жизни аула, обеспечило 150 аулчан работой. Трое молодых специалистов в рамках программы «С дипломом – в село» уже получили жилье. По «Дорожной карте занятости-2020» четыре жителя получили кредиты для развития животноводства, а трое сельчан выиграли гранты и открыли свое дело.
В год юбилея батыра в ауле построили новую мечеть, аллею, которую по праву можно назвать парком, эстрадную, спортивную площадки, площадь государственных символов. Установили скамейки, ночное освещение. Эта зона отдыха стала одной из достопримечательностей аула и любимым местом местных жителей. Здесь проводятся различные мероприятия. Сельчане гордятся, что их аул носит имя Бухарбая батыра, который приложил немало усилий, чтобы улучшить жизнь людей.