... События 1968 года в Чехословакии, когда жестоко была подавлена попытка построить «социализм с человеческим лицом», во многом предопределили дальнейший ход событий на европейском континенте. Волею судьбы участником этих событий стал наш земляк Жамалхан Баетов, незадолго до этого окончивший АЗВИ (Алматинский зооветинститут). В нынешнем году исполняется 50 лет тем историческим событиям.
Ж. Баетов был призван в ряды Советской Армии из Кызылорды в мае 1968 года. Служить ему предстояло в танковых войсках в Белорусском военном округе. Последние слова прощания на вокзале, и эшелон с призывниками отправился в сторону Москвы, а оттуда в город-герой Брест. Уже в июле того года танковый полк, в котором служил наш земляк, вошел на территорию Польши и направился в сторону Чехословакии.
Как вспоминает Ж. Баетов, 22 августа была объявлена военная тревога. Командир танковой дивизии генерал-майор А. Зайцев сообщил военнослужащим о том, что в дружественной Чехословакии предпринята попытка контрреволюционного мятежа, и перед ними поставлена задача оказать чехословацкому народу интернациональную помощь. В два часа ночи всем выдали по сто боевых патронов к автомату Калашникова и по десять гранат. При этом было строго приказано не стрелять по гражданскому населению. Но, добавил генерал, «если будут выстрелы в нашу сторону, то на каждую пулю отвечать десятью».
Последними словами генерала, по воспоминаниям в ту пору 25-летнего Жамалхана, были: «Берегите себя – вы еще молоды. Граница открыта, полный вперед!».
Надо отметить, что за день до этого в Прагу и Братиславу с воздуха были сброшены десантники, и до танкистов дошли слухи, что между ними и местной молодежью произошли локальные конфликты.
Танковый полк, где служил наш земляк, был расквартирован в городе Миловицы в пригороде Праги.
Представители старшего поколения из числа местных жителей встретили советских солдат радушно, с пониманием. Молодежь же с явной враждебностью отнеслась к вводу войск. Юноши и девушки разбрасывали листовки, в которых было написано: «Оккупанты, убирайтесь вон!», «Позор Советской Армии» и т.д.
Кроме советских войск, в Чехословакию тогда вошли и солдаты ГДР, Польши, Болгарии и Венгрии. В Праге возникли народные волнения, на улицы вышла молодежь.
К счастью, Жамалхану и его товарищам ни разу не пришлось применить оружие. Обычно они стояли в оцеплении, но, в целом, чехословацкие события не обошлись без кровопролития и жертв.
Надо отметить, что Ж. Баетов был не единственным кызылординцем, участвовавшим в чехословацких событиях. Как он вспоминает, в те тревожные дни он встретился в Праге со своими земляками Бахытжаном Кодамановым (он работал в свое время акимом Аральского района), кад-ровым офицером Григорием Сидневым, поэтом Ибрагимом Исаевым. Ж. Баетов рассказывает мне, что у многих наших земляков, в том числе и у него, было именно такое ощущение, что они выполняли интернациональный долг.
Ж. Баетов вернулся на Родину в июле 1969 года в звании лейтенанта. В последующие годы он успешно работал на ответственных должностях в Шиелийском и Жанакорганском районах. Был директором совхоза «Енбекши», возглавлял Шиелийское районное управление охраны окружающей среды. Вместе с супругой Биялай апай вырастили и воспитали трех сыновей и четырех дочерей, у него двадцать внуков. Он – Почетный гражданин Шиелийского района, активно участвует в общественной жизни региона.
Завершая наш разговор, Жамалхан ага сказал, что мы, как зеницу ока, должны беречь независимость нашей Родины.
Максут ИБРАШЕВ