Восемьсот лет назад началась шестимесячная оборона колыбели казахской цивилизации — древнего Отрара (для сравнения — самый большой город XIII века Пекин продержался всего лишь месяц).
О подвиге защитников Отрара во главе с Кайырханом узнал мир. В 1991 году режиссеры Ардак Амиркулов и Алексей Герман сняли эпический фильм «Гибель Отрара», вошедший в мировую сокровищницу кинематографии, об этой истории были написаны книги.
Олжас Сулейменов в своем знаменитом произведении «АЗиЯ» писал:
«... Белый город Отрар.
Где высокие стены твои?
Эти стены полгода горели от масляных молний,
Двести дней и ночей здесь осадные длились бои.
Перекрыли каналы – ни хлеба, ни мяса, ни сна.
Счет осадных ночей
утром прервала измена...
... Книги, книги горели,
Большие лохматые
книги,
По которым потом затоскует опаленный Восток...»
И там же: «Отрар был уничтожен дотла
(1218 г.), с этой зловещей победы и началось нашествие Чингисхана на мир. Отрар более не поднялся.
Сейчас это – обширный глиняный холм, испаханный траншеями археологов. Судьба Отрара мне напоминает историю кипчакского народа. В современной историографии и художественной литературе кипчакам повезло еще меньше. Раненых мечами добивают перьями».
С гибелью города-крепости исчезла Отрарская библиотека, которая считалась второй после Александрийской. Большой вклад в развитие этой библиотеки внес Абу Наср аль Фараби ( 870-950 гг..), кипчак из города Отрара, основатель арабской философии. Второй Учитель мира, как называли его при жизни.
Судьбу библио-теки может повторить и судьба Кайырхана. Спустя 26 лет независимости, кто теперь мешает нам увековечить в камне и бронзе подвиг защитников Отрара, воздвигнуть памятник руководителю обороны крепости? Почему он забыт? Может, оттого, что мы точно не знаем, из какого он рода-племени – кара кипчак, канлы, жалаир или найман?
В ноябре прошлого года в г. Жезказгане был открыт памятник монгольскому полководцу Кет-Буга.
На первый взгляд, защитников забыли, а тех, кто прошелся огнем и мечом по нашей земле, возвеличиваем. Мы ведь это проходили в свое время. В Павлодарской области был город, где в центре на площади стоял памятник казачьему атаману. Там октябрят принимали в пионеры. Но решение о названии города и установке памятника принимал ЦК Компартии. Пришло время, история исправила ошибку, теперь это город энергетиков Аксу.
А может, не все так просто? Кто он и почему заслужил такие почести? Думаю, однозначного ответа нет. Тем не менее, пытаться найти ответ надо.
Мудрый Чингисхан, направляя в походы своих внуков, к каждому приставлял талантливых полководцев (причем все они вышли из завоеванных монголами земель).
У Баты – Субудэй и Джебе, у Хубилая – Мухали, а у Хулагу – Кет-Буга, выходец из покоренного Чингисханом государства Найманов.
В 1253 году на курултае в Монголии был решен вопрос о походе против исмаилитов Ирана и халифата Аббасидов. Командующим армией великий хан Мунке назначил своего брата Хулагу.
Пройдя наши степи, переправившись через Амударью, Хулагу с боями дошел до территории сегодняшней Сирии. А в 1260 году Кет-Буга погиб в бою с мамлюками в долине близ источника Айн-Джалути. Вот что пишет об этой битве Морис Семашко в повести «Емшан»: «... монголы не знали других путей, кроме прямого, и это был самый правильный путь. И удивились монголы, потому что в первый раз увидели идущих к ним прямым путем. И когда столкнулись мамлюки и монголы возле Айн-Джалуты, то монголы рассыпались, потому что не знали они пути кроме прямого. Никогда больше не шли монголы в страну Миср. Так стал он Абуль-Футух – Отец Победы...». Так прозвал арабский мир победителя монголов султана Бейбарса.
До наших дней дошел миф, что Бейбарс, узнав откуда родом Кет-Буга, был потрясен и велел похоронить его со всеми воинскими почестями. Почему так поступил великий мамлюк? Может, он увидел безграничную храбрость монгольского полководца, а может, перед смертью Кет-Буга успел сказать сокровенное для тюрков слово «Куке». К сожалению, истины мы никогда не узнаем.
Известный режиссер, журналист Ермек Турсунов, побывав в долине близ Айн-Джалуты, написал: «Во-первых, в составе монгольского войска было около 85% тюрков. В составе мамлюков тюрков было примерно процентов 90. Получается, что наши предки воевали друг с другом на берегах Иордана под чужими знаменами за гроб Господень».
И сегодня, восемь столетий спустя, казахская земля примирила великих тюрков. Может, с этой точки зрения правы те, кто принял решение увековечить память полководца, пусть и монгольского – как увековечили Бейбарса султана мамлюкского в Атырау.
Сейчас, когда перед нами стоит колоссальная по своему значению задача модернизации общественного сознания, всегда надо помнить, что любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека. А основополагающая черта истинного патриотизма – знание истории и традиций своего народа.
Мухатдам СЕРИКБАЕВ