• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ГЛАВНАЯ ФИГУРА — УЧЕНИК

В Казахстане идет апробация подушевого финансирования частных школ. Опыт по строительству и открытию частных детских садов МОН РК  планирует распространить и на среднее образование.
Города Астана, Шымкент и Актобе первыми в республике планируют размещение государственного заказа в частных школах. К примеру, в Шымкенте уже с сентября этого года за счет средств местного бюджета планируется размещение госзаказа в частных школах на 3310 мест. В Астане также с сентября 2018 года за счет средств республиканского бюджета планируется размещение госзаказа на 3721 место. В Актобе с января 2018 года школе-интернату для одаренных детей «Сымбат» уже предусмотрены средства на размещение госзаказа на 600 мест. Таким образом, к 2022 году за счет поддержки сети частных школ и развития государственно-частного партнерства в этих трех регионах планируется открытие 89 школ на 56 300 новых ученических мест.
О необходимости обеспечения поэтапного перехода среднего образования на подушевое финансирование Глава государства Нурсултан Назарбаев говорил еще в сентябре 2012 года, выступая перед студентами Назарбаев Университета. Президент отметил, что  таким образом мы повысим конкуренцию среди школ.
Переход на подушевое финансирование среднего образования предусмотрен государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы.  В чем заключается эта система? В настоящее время система финансирования среднего образования устроена так, что финансируется школа, а не отдельный ученик. Ежегодно расходы индексируются, т.е. чем больше школа тратит в текущем году, тем больше она получает в следующем. Расходы на одного учащегося по регионам неоднородны, различаются в объемах до 2,5 раза. При подушевом финансировании меняется принцип финансирования школ – бюджетные средства будут выделяться из расчета на одного ученика. Объем выделяемых средств будет зависеть от численности учащихся в школе.  Внедрение подушевого финансирования позволит выровнять расходы на образование в региональном сравнении, повысит прозрачность и эффективность затрат, в конечном итоге будет способствовать повышению и выравниванию качества обучения во всех регионах. Нормативы расходов на одного ученика будут различаться только по уровням образования (начальное, основное среднее, общее среднее образование), месторасположению организации образования (город, село). У школьников и их родителей появится возможность выбирать лучшую школу, а деньги в школу придут вместе с учеником. Угроза оттока учеников будет служить стимулом для администрации школы и местных органов власти улучшать состав учителей, материальную базу и условия учебы в школе.   Финансирование, ориентированное на результат, станет составной частью реформ в сфере управления государственными расходами в среднем образовании.  Методика  позволяет вести учет потребности каждого учащегося и помогает минимизировать коррупционные риски, в том числе поборы в школах.
В стране функционируют 125 частных школ.  Их наполняемость – порядка 60 процентов, т.е. профицит больше 16 тысяч мест. Есть  резервы для размещения государственного образовательного заказа, это даст реальную нагрузку на снижение наполняемости в  этих школах.   Полученный новый опыт управления школами на примере городов Астана, Шымкент и Актобе при полномасштабном внедрении подушевого финансирования будет проецирован на остальные регионы, в частности, в областные центры с высоким демографическим ростом. До 2020 года в каждой полнокомплектной школе будут созданы попечительские советы по модели пилотных школ, апробируемых в рамках внедрения подушевого финансирования.  
 В нашей  области сегодня действуют две частные школы – «Парасат» и «ОRDA SCHOOL». Если первая имеет двадцатилетний опыт работы по обучению детей дошкольного возраста и начальных классов, то вторая открылась в начале прошлого года.  В этих школах  обучается порядка 180 детей. Однозначно, что для густонаселенной Кызылорды две частные школы – недостаточно, здесь немало перегруженных школ. Открытие сети частных школ смогло бы внести свою лепту в решение этой проблемы. Прецедент с частными детскими садами в рамках ГЧП у нас, как известно, уже есть. Руководители частных школ выразили надежду, что проект подушевого финансирования  будет реализован в нашем регионе уже в этом году.   Это облегчит финансовую участь как школ, так и родителей учащихся. Все эти меры, в конечном итоге, должны способствовать улучшению качества образования наших детей.
Ботагоз АЖАРБАЕВА
Кызылординские вести / Предыдущие номера 15 февраль 2018 г. 550 0