Земля Сыра является родиной выдающихся личностей, внесших заметный вклад в развитие национального искусства. В 20-е годы прошлого столетия в Казахстане стало зарождаться профессиональное театральное искусство, у истоков которого стояла Латифа Ходжикова, первая женщина-казашка – профессиональный театральный художник, непревзойденный мастер прикладного искусства, знаток национального костюма и орнаментального искусства казахов, мастерица и
рукодельница. Созданными ее руками изделиями прикладного искусства – нарядными юртами и коврами ручной работы – восхищались ценители искусства на выставках Лондона, Парижа, Лос-Анджелеса и Москвы.
Латифа родилась в семье волостного бия Перовского уезда Мунайтбаса Лапина, образованного человека, пользующегося уважением среди местного населения. Он много занимался просветительством, открывал школы, хорошо знал русский язык. Надо сказать, что и по тем временам у Лапиных была огромная семья – 19 детей! Латифа была одной из старших дочерей и с детства отличалась твердым характером, стремлением идти до конца к выбранной цели. Надо отметить, что своим детям Мунайтпас Лапин дал прекрасное по тем временам образование.
Старший брат Латифы Сералы, выпускник юридического факультета императорского Петербургского университета, был образованным и эрудированным человеком с разносторонними интересами. Сералы Лапин, наряду с русским, владел восточными языками и сотрудничал с приехавшими в Среднюю Азию с научной целью петербургскими востоковедами Василием Бартольдом, Николаем Веселовским, учил их тюркским языкам. Талантливый переводчик и ученый, он занимался изучением архитектурных памятников Самарканда – мавзолеев Гур-Эмир, Шир-Дор, Тилля-кари, Шахи-зинда, мечети и медресе Бибиханым, Улугбека, усыпальницы Шейбани хана. Сералы Лапин является автором книги «Перевод надписей на исторических памятниках г.Самарканда», где профессиональные переводы с арабского и фарси сопровождаются научными комментариями и дополнениями из фольклорных источников, русско-узбекского словаря с краткой грамматикой узбекского языка. Он перевел на казах-
ский язык поэму Фирдоу-
си «Шахнаме». В Петербурге Сералы занимался юридической практикой –
был присяжным поверенным, открыл частную адвокатскую контору. Занимался и активной полититической деятельностью – работал в бюро мусульманской фракции III Государственной Думы. При его содействии в Петербурге была построена мусульманская мечеть.
Известный своими передовыми взглядами отец Латифы открыл в уезде школу европейского типа, в которую устраивается учителем по рекомендации Сералы Коныркожа Ходжиков, окончивший Ташкентскую учительскую семинарию. В школе учатся и дочери волостного Мунайтпаса Гуляндам и Латифа.
Коныркожа и Латифа полюбили друг друга, но так как были просватаны с детства за других, были вынуждены бежать из родного аула. В Перовске их приютил брат Латифы Сералы. Молодой семье пришлось нелегко, но выручали умелые руки Латифы. Она искусно ткала ковры, шила, делала узоры из вышивки.
Один за другим родились четверо сыновей. После революции Коныркожа Ходжиков принимает активное участие в деятельности партии «Алаш Орда» по созданию Туркестанской автономии, занимается ликвидацией безграмотности, участвует в экспедиции по исследованию и раскопкам древних памятников-курганов Жетысу, пишет научные статьи об Орхонской письменности, мазарах Козы Корпеша и Баян Сулу, Актаса.
В 1921 году Ходжиковы живут в Ташкенте, где и начался путь Латифы в профессио-нальное театральное искусство. Для спектакля «Биржан и Сара» Латифа не только оформила сцену и сшила костюмы, но и исполнила партию матери Сары. Обладательница прекрасного голоса, она знала множество казахских песен, которые позже композитор Евгений Брусиловский использовал при написании опер «Кыз Жибек», «Ер Таргын», в которых Латифа Ходжикова участвовала в качестве художника по костюмам. В 1924 году она работала в первом казахском театре в Кызылорде, создавала декорации и сценические костюмы к спектаклям «Каракоз», «Енлик-Кебек» и другим популярным произведениям того времени, была гримером и парикмахером. Обширные знания народного быта позволили Ходжиковой разработать костюмы и театральный антураж в величайшем разнообразии вариантов.
Казалось, что жизнь складывалась удачно. В доме Ходжиковых часто собиралась творческая интеллигенция – близкие по духу люди делились новыми идеями, звучали народные песни... Счастливая семейная жизнь Ходжиковых закончилась в одночасье. Семью не миновали жернова сталинских репрессий. В 1938 году Коныркожа был арестован и расстрелян как враг народа.
Латифа беззаветно любила своего мужа, но когда пришли его арестовывать, она сказала, что уже давно с ним не живет. На этот отчаянный шаг она решилась, чтобы спасти своих детей. Трудно сказать, как сложилась бы судьба детей, если бы не этот ее обман. Тем не менее эта боль всегда жила в сердце Латифы, хотя трудно обвинить ее в малодушии. По воспоминаниям внучки Сауле, ее бабушка Латифа была мужественная и смелая женщина, которая не побоялась навестить своих близких – сестру Гуляндам и племянницу Рабигу, отбывающих срок в «Алжире», помогала их детям. В те годы от репрессированных и членов их семей отворачивались даже самые близкие люди. Решиться на такой шаг мог далеко не каждый.
После смерти мужа свою жизнь Латифа посвятила сыновьям, которым передала свой талант и любовь к искусству. Братья Ходжиковы внесли весомый вклад в развитие культуры и искусства Казахстана.
Старший Кожахмет – первый графический художник Казахстана, создатель нового направления в искусстве – карикатуры и плакатного жанра, художник-оформитель первых казахских спектаклей. Талант Кожахмета проявился очень рано. Он с детства рисовал на чем придется людей, животных. Заметив творческие способности сына, родители в шесть лет отдали его в ученики к мастеру-орнаменталисту, расписавшему мечеть в Фергане.
После окончания десятилетки подающего надежды юношу Народный комиссариат просвещения направил в Москву на курсы при Всесоюзных художественных мастерских. Кожахмет всецело погружается в пропитанную духом творчества культурную жизнь столицы. Ему необычайно повезло: работая в «Окнах РОСТа» ( Российское телеграфное агентство), Кожахмет оформляет плакаты В. Маяковского, дружит с русскими художниками Петровым-Водкиным, Борисом Ефимовым, художниками-кари-катуристами Кукрыниксами и другими. График и живописец, он сотрудничает с издательствами, газетами и журналами –
создает карикатуры на актуальные темы, иллюстрации к детским книгам, оформляет декорации к театральным постановкам. В
1935 – 1937 годах он создал серию акварелей, посвященную людям труда. Казалось бы, тема типичная и устоявшаяся для той эпохи, но художник решил ее в необычной, свойственной только ему художественной манере. Экспрессивные и динамичные оттенки цветовой гаммы передают полноту бытия человека на земле. Творческий взлет художника был прерван арестом. Его сослали на десять лет в Заполярье. В родную Алма-Ату он возвратился в 1943 году с подорванным здоровьем. Непросто сложилась судьба талантливого мастера. Созданные им более полувека назад декорации к опере «Абай» были выполнены настолько талантливо, что используются по сей день. Он ушел из жизни рано, в 43 года. Преждевременная смерть не дала ему до конца реализовать свой незаурядный талант. Художник-первопроходец обогатил изобразительное искусство Казахстана новыми жанрами и оставил после себя более 70 произведений, свидетельствующих о его большом таланте. Некоторые работы мастера сегодня хранятся в областном историко-краеведческом музее нашего города.
Свой путь в профессиональное искусство Кулахмет Ходжиков начал в 1932 году 18-летним юношей, его приняли в казахский драматический театр художником-оформителем, первая серьезная работа – оформление спектакля «Енлик-Кебек».
В 1936 году после двух лет практики в Ленинградском Большом драматическом театре им. М. Горького, учебы в Студии театральных художников при Всероссийской Академии художеств и службы в рядах Красной Армии Кулахмет вернулся в Алма-Ату в родной театр, где оформил около 20 спектаклей нацио-нального и классического репертуара. С началом Великой Отечественной войны он добровольцем ушел на фронт. Осенью 1942 года правительство Казахстана отзывает его и направляет на работу на Центральную объединенную киностудию (ЦОКС). Кулахмет Ходжиков стал первым казахским художником, кто бок о бок работал с прославленными мастерами советского и мирового кино Сергеем Эйзенштейном, Григорием Рошалем, Моисеем Левиным и другими.
Художник театра и кино, он создал фильмы, вошедшие в золотой фонд казахской кинематографии. Фильмы «Мы из Семиречья», «Меня зовут Кожа», «Алдар Косе», «Земля отцов», «Гаухартас» свидетельствуют о роли Кулахмета Ходжикова в становлении отечественного киноискусства.
Нурахмет – скульптор-монументалист, участник, инвалид Великой Отечественной войны. В одной из скульптур, изображающей защитников Родины, он запечатлел образ своей матери.
Султанахмет Ходжиков состоялся как выдающийся кинорежиссер, созданные им фильмы «Наше лето», «Девушка-джигит», «Мы из Жетысу», поэтическая легенда о любви «Кыз Жибек» вошли в золотой фонд казахского кино. В 18 лет он ушел на фронт. В составе легендарной 8-й гвардейской Панфиловской дивизии прошел с боями от Москвы до Балтийского моря. Дослужился от рядового до гвардии капитана. В письме к матери с фронта, датированным 8 мая 1945года, он писал: «Дорогая апа! Поздравляю с великим праздником – Днем Победы. Войне конец, просто не верится, что буду дома. Но если бы не вера, мы бы не победили…».
В юношеские годы он увлекался рисованием. Его карикатуры и политические шаржи публиковались в «Шмеле», «Известиях» и других изданиях, но по совету старшего брата Кулахмета он после войны закончил режиссёрский факультет Всероссийского государственного института кинематографии, учился в мастерской режиссера Довженко.
Широкую известность Султанахмету Ходжикову принес фильм «Кыз Жибек». Пронзительная история любви казахских Ромео и Джульетты прославила имя режиссера на весь Союз. Фильм стал самым кассовым в республике.
Незадолго до смерти Султанахмет начал работу над фильмом «Знай наших!» о дружбе двух богатырей – Хаджимукана Мунайтпа-сова и Ивана Поддубного. По замыслу режиссера, фильм должен был стать трилогией, но продолжение истории о легендарном Хаджимукане зритель так и не увидел.
Зачинательница талантливой семейной династии Ходжиковых Латифа была разносторонне одаренным человеком. В последние годы жизни она многое сделала для создания фольклорного фонда казахского орнаментального искусства. Благодаря ей была проделана работа по изучению казахского орнамента и издан альбом «Казахский народный орнамент».
В начале Великой Отечественной войны она изготовила для воинов 8-й гвардейской Панфиловской дивизии утепленные юрты, которые вместе с другими подарками из Казахстана были вручены солдатам под Москвой. А сшитый ею национальный мужской костюм был подарен правительством Казахстана американской делегации. Этот костюм хранится в мемориальном музее Франклина Рузвельта в Вашингтоне. Латифа Ходжикова стала героиней документального фильма, снятого по сценарию ее сына Кулахмета режиссером Абдуллой Карсакбаевым, который так и называется – «Народные ремесла казахов». На международной выставке «ЭКСПО – 67» в Монреале, тема которой – «Человек и его мир», фильм был признан одним из лучших. В нем Латифа сыграла себя – известную народную мастерицу.
Жанна СРАЖАДИНКЫЗЫ.