• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

СТРАСТЬ ДОМБРЫ И грусть кобыза

СТРАСТЬ ДОМБРЫ И
грусть кобыза
Наши предки, которые вели кочевой образ жизни, имели большое количество музыкальных инструментов. Они применялись всюду: и во время кочевки, и во время празднования национальных праздников, и  в военных походах.  По словам научного сотрудника областного историко-краеведческого музея Кенжегуль Ибрагимовой, сегодня необходимо возродить историю традиционных казахских музыкальных инструментов. Инструменты наших предков изготавливались из камня, дерева, железа, различных растений, глины, кожи, кости и рогов, конского волоса и других материалов.
На сегодняшний день музей располагает уникальной коллекцией казахских народных музыкальных инструментов и инструментов народов мира. Есть  старинные музыкальные инструменты из разных уголков Казахстана, стран СНГ и мира. В фонде музея насчитывается более семидесяти музыкальных инструментов — духовых, струнных, ударных  и других.
Наши предки с незапамятных времен, например, использовали духовые музыкальные инструменты. Изготавливали их из дерева, костей, рогов, железа, глины.   Бұғышық – древний инструмент, который встречается у представителей тюрко-монгольских народов. История его начинается с незапамятных времен. Желбуаз – древний казахский музыкальный инструмент, который относится к группе духовых. Желбуаз изготовляли из кожи животных, он напоминал по форме бурдюк. Горлышко закрывалось специальной пробкой и имело две тростниковые трубочки, через которые издавался звук. Также к  казахским духовым инструментам относятся сыбызғы, сазсырнай, керней, ысқырык, жілікшік, тастауық, бұғышық, мүйіз сырнай и другие.
Керней был широко распространен среди тюркоязычных народов. В древности его  использовали в военных целях. Во время вражеских набегов били в барабаны и трубили в длинные кернеи. Инструмент имеет разные размеры, и сила издаваемого звука тоже разная.
Словом «сырнай» обозначают все музыкальные духовые инструменты – саз-сырнай, қоссырнай, мүйіз сырнай и другие. Есть у казахов и такой специ-
фический инструмент, как қамыс сырнай. Это язычковый духовой инструмент, изготавливаемый из камыша в виде короткой полой трубки. Устройство и способ звукоизвлечения на қамыс сырнае идентичны с популярным в джазе духовым инструментом – саксофоном.
Қамыс сырнай, обладающий резким, пронзительным звуком, способен имитировать крики различных птиц и животных. Это свойство инструмента использовали охотники. На қамыс сырнае исполняли также народные мелодии и наигрыши.
Ысқырық – духовой инструмент типа свирели в форме парящей птицы, родственный саз сырнаю. Изготавливался тоже из глины. Звук его похож на свист ветра, отсюда и его название. Его свистящий звук служит на охоте при ловле лис.
Один из древнейших экспонатов музея — самозвучащий металлический язычковый инструмент, напоминающий маленькую лиру,  шаңқобыз. В музее более шести видов этого инструмента.  При игре шаңқобыз прикладывают ко рту, который служит резонатором. Различная высота звуков достигается сменой положения языка. Звук шаңқобыза отличается большим количеством обертонов и имеет сходство с человеческим голосом, а также дает массу возможностей в звукоподражании. В далеком прошлом шаманы при игре на шаңқобызе
мастерски имитировали звуки природы: шум дождя, пение кукушки, бег скакуна, стук дятла, шум ветра, журчание воды и другое.
Особое место среди музыкальных инструментов казахского народа занимает шертер, который часто использовали для сопровождения песен, сказаний и легенд. Шертер похож на
домбру, но более короткий по сравнению с ней. При этом отличается мощным звучанием. Был широко распространен в раннем средневековье. Согласно преданиям, на шертере играли пастухи, созывая овец. На его красивый звук слетались птицы и садились рядом с музыкантом. В настоя-
щее время изменились строение и внешний вид инструмента – струны изготавливают из лески, а гриф разделен на лады.
Его также называют прародителем кобыза и домбры, так как благодаря своей конструкции он позволяет использовать щипковую технику и смычок.
Самым любимым инструментом народа была и остается домбра. Ее струны хранят мудрость столетий. Более чем четырехтысячелетняя история домбры говорит о том, что она является одним из первых щипковых музыкальных инструментов — предшественником современных музыкальных инструментов подобного вида.
Домбра получила широкое распространение благодаря совершенству своей конструкции. В силу повсеместного  распространения она  имеет много региональных разновидностей. Техника игры и звукообразования домбры исключительно многообразна, что позволяет музыкантам воплощать на ней любые комбинации. Кюи для домбры — вершина музыкального развития казахской музыки. Творческими усилиями многих поколений домбристов-кюйши созданы тысячи кюев, которые отражают в наибольшей полноте духовный мир казахов.
В музее хранится более пятнадцати видов домбры. В экспозициях зала «Культура и искусство» хранится домб-
ра акына Дур Онгара, жившего в середине ХІХ –  начале ХХ веков. Вручил в дар музею этот инструмент житель поселка Теренозек Алибай Онгарбаев.
В свое время певец, композитор Нартай Бекежанов подарил Жамбылу Жабаеву домбру. В 1974 году эту домбру музею подарил горожанин Алайдар
Ембергенов.
В народном сознании и преданиях с именем легендарного святого – Коркыта,  первого жырау, «отца кюев», связан  кобыз. Иногда его  называют «қыл-қобызом»,  от слова қыл – волос. Дело в том, что с годами древний инструмент подвергли переработке – вместо натуральных волосяных струн появились металлические, искусственным стал также смычок. В результате богатый обертонами говорящий звук, стал неестественным и изменился до неузнаваемости. В связи с этим термин «қыл-қобыз» обозначает старинный, то есть настоящий кобыз. Вместе с кобызом, строение и названия частей которого олицетворяли свойственную шаманским представлениям трехуровневую модель Вселенной (верхний, средний и нижний миры), Коркыт оставил потомкам великое наследие – кюи: «Қорқыт», «Желмая»  (имя священной верблюдицы»), «Тарғыл тана» («Пегая телка»), «Елім-ай» («О, моя Родина»), «Ұшардың ұлуы» («Вой Ушар») и другие. Часть из них имела звукоподражательный характер и передавала голоса живой природы, часть – представляла собой философские раздумья о смысле бытия, жизни и смерти. Но во всех произведениях легко уловимы на слух переходящие из одного кюя в другой и многократно повторяющиеся музыкальные мотивы – словно ожившие в звуках кобыза слова древней молитвы, заповеди, заклинания, обращенные к богу, духам, сверхъестественным силам. В музее хранятся три вида кобыза, среди них 6 шаңқобызов, 7 қылқобызов, прима-кобыз и три простых
кобыза.
У казахов немало красиво звучащих музыкальных инструментов, но отдельное место среди них занимает щипковый инструмент, имеющий семь струн, под названием  жетыген. Он имеет вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. Жетыген напоминает гусли. История его связана с древней легендой о старике, потерявшем в джут семерых сыновей. Убитый горем старец выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и исполнил свой первый кюй “Қарағым” (“Родной мой”). Затем последовали новые кюи – послесмертные посвящения другим сыновьям. С созданием каждого нового кюя на инструмент натягивалась новая струна. Семь сыновей, семь струн, семь кюев... Эти импровизированные мелодии дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием “Жетігеннің жетеуы” (“Семь кюев жетыгена”). В настоящее время жетыген используется как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях.
Казахские музыкальные инструменты, будучи драгоценным наследием культуры, дошли до нас из глубины веков. Их передавали от поколения к поколению безвестные народные музыканты. Описания музыкальных инструментов можно встретить в записках путешественников и ученых, побывавших в Казахстане, в героическом эпосе, легендах, поэмах. В настоящее время известно о существовании более 20 видов старинных музыкальных инструментов.  
Изо дня в день, из года в год, как и прежде, музыка звучит и объединяет разные эпохи и поколения, связывает прошлое, настоящее и будущее. Поэтому сегодня перед учеными-музыковедами, изучающими и ведущими поиск старинных музыкальных инструментов, встают новые задачи. Прежде всего, это возрождение историко-культурного наследия, пропаганда среди молодежи игры на старинных музыкальных инструментах, которые дошли до нас через
века.
Майя АДЕНОВА
Кызылординские вести / Предыдущие номера 21 апрель 2018 г. 1 142 0