Думаю, именно эти строки из стихотворения поэта – фронтовика Эдуарда Асадова «Что такое счастье?» емко и глубоко характеризуют такую неординарную личность, как Нурлан Еримбетов, известного общественного деятеля страны, талантливого сына земли Сыра, недавно безвременно ушедшего из жизни.
Нурлан любил это стихо-творение, часто декламировал его на посиделках со своими друзьями и товарищами. Стремился всей своей жизнью доказать, что дерзновенные мысли и фантазии людей – реальны и осуществимы. Подчеркивал, что все зависит только от самого человека.
Впервые с Нурланом столкнулся в конце 1983 года на курсах повышения квалификации при Кызылординском обкоме партии для идеологических кадров из числа партийных, советских, профсоюзных и комсомольских работников области. Лекторская группа обкома партии под руководством нашего шефа К.Аскарова провела «круглый стол» по актуальным проблемам современности. Среди слушателей наиболее активными участниками дискуссии были несколько человек, среди которых и вчерашний выпускник Московского института культуры зав. отделом научно-методического центра при областном совете профсоюзов Еримбетов.
Его острые и полемические вопросы по военному положению и политическому кризису в Польше, статье
Ю. Андропова «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства» вызвали оживленную реакцию не только среди слушателей, но и среди организаторов «круглого стола».
Многие старожилы области до сих пор помнят VIII пленум обкома партии (9 апреля 1985 года), посвященный коренному улучшению стиля и методов работы руководителей, подбору и расстановке кадров. Номер газеты, где было опубликовано выступление первого секретаря обкома партии Е.Ауельбекова, переходил из рук в руки, зачитывался буквально до дыр.
На руководящие должности стали выдвигаться профессионалы своего дела, умелые организаторы. Одним из таких выдвиженцев был и Нурлан Еримбетов, который зарекомендовал себя человеком с творческим началом и креативным мышлением. Едва перешагнув 25-летний возраст, он возглавил Кызылординский отдел культуры, а в 27 лет стал начальником областного управления, одним из самых молодых руководителей областного звена в республике.
Он проделал немалую работу по приобщению жителей Приаралья к сокровищницам мировой духовной культуры, развитию художественной самодеятельности и народного творчества, строительству очагов культуры в райцентрах и отдаленных населенных пунктах.
После ввода в эксплуатацию Кызылординского драмтеатра в 1985 году с большими гастролями в низовья Сырдарьи приехали Казахский государственный фольклорно-этнографический оркестр народных музыкальных инструментов «Отрар сазы» под управлением народного артиста СССР Нургисы Тлендиева, труппа Казахского драматического театра во главе с главным режиссером, народным артистом СССР Азербайджаном Мамбетовым. Выступления обоих коллективов в областном центре и в районах прошли при полном аншлаге, при переполненных зрительных залах.
Встреча с таким виртуозным музыкантом и дирижером, как Нургиса Тлендиев, такими служителями Мельпомены, как Сабира Майканова, Идрис Ногайбаев, Фарида Шарипова, Бикен Римова, Асанали Ашимов, Сабит Оразбаев, Мунлик Суртыкбаев, Раимбек Сейтметов, Амина Умурзакова, Тунгышбай Жаманкулов, Мейрман Нурекеев, Кудайберген Султанбаев, Лидия Каденова, привнесли в жизнь жителей Приаралья букет позитивных эмоций. И публика с восторгом отзывалась на их выступления.
Нурлан Еримбетов вместе с тогдашним новоиспеченным директором областной филармонии Бауржаном Шуке-
новым был одним из главных организаторов концерта одного из крупнейших пианистов мира XX века Святослава Теофиловича Рихтера в Кызыл-орде в августе 1988 года. Гениальный маэстро попросил погрузить зал театра в полную темноту, оставив освещенными лишь ноты и рояль, и этот концерт действительно стал огромным событием в музыкальном мире. Настолько, что в Алматы немало профессиональных музыкантов не верили, что непревзойденный мастер будет выступать в Кызылорде, а не в столице.
Особое внимание уделял развитию областного краеведческого музея, переехавшего в нынешнее здание в 1980 году. Учреждение постоянно пополнялось новыми экспонатами и архивно-историческими документами, здесь проводились тематические выставки и обновлялись экспозиции, посвященные важнейшим событиям в жизни региона и страны, славным потомкам земли Сыра.
В эти годы была проведена большая работа по популяризации айтысов, большой импульс получил такой жанр искусства, как горловое пение – жырау и терме.
Алмасбек Алматов участвовал в первом этнографическом фестивале в Париже, выступил перед взыскательной аудиторией и завоевал симпатии многих парижан. Его исполнение было переведено на французский, английский и итальянский языки, выпущено на кассетах. Впервые Европа узнала о горловом пении казахов. А в октябре 1986 года он стал лауреатом премии Ленинского комсомола Казахстана.
Именно в те годы появились школы Манапа, Жиенбая, Нартая, Нуртугана, Шамшат и другие.
С работой школы Манапа Кокенова ознакомился тогдашний секретарь ЦК Компартии Казахстана У. Джанибеков. В праздник народной поэзии превратились торжества, посвященные юбилею народного акына Манапа. Специальный телерепортаж о нем смогли увидеть и оценить телезрители страны от Дальнего Востока до Балтии.
Нурлан никогда не забывал о художниках Приаралья, находил время, чтобы побывать у них в мастерских, посмотреть новые работы в выставочном зале, поддержать их словом, решить имеющиеся проблемы.
Дальнейшее развитие получило самодеятельное художественное творчество. Ансамбли «Сыр сулуы», «Нургуль», оркестр казахских музыкальных инструментов музыкального колледжа, студенческая агитбригада «Целина» пополняли свои концертные программы новыми творческими находками. По инициативе Еримбетова, начиная со второй половины 80-х годов, на массовых праздничных мероприятиях областного центра стали использоваться театрализованные представления, создание живого панно на зрелищных подмостках, стадионах, что делало праздники эмоциональными, яркими, запоминающимися.
В 1991 году Еримбетов был выдвинут на работу в Министерство культуры Казахстана в Алматы, возглавлял Главное управление, что позволило ему еще ближе познакомиться с известными деятелями культуры Казахстана, находя с ними точки соприкосновения в литературе и искусстве.
Мэтр казахской литературы Абдижамил Нурпеисов хранил у себя под стек-лом письменный отзыв Нурлана о его романе «Последний долг». Приведу небольшую выдержку из него: «Я узнавал себя в Жадигере. ….жизнь людей, годящихся мне в отцы, во многом была и моя жизнь: тоже сомневался, тоже боялся, тоже радовался и ошибался».
Позже Еримбетов возглавлял обком профсоюза работников культуры, занялся предпринимательством, был исполнительным директором Алматинского городского фонда «Бобек».
В августе 1997 года заместитель акима области Гульсара Алтынбекова, курирующая социально-культурные вопросы, поступила в Дипломатическую Академию и на её место я (тогда руководитель аппарата акима области), ряд должностных лиц областной администрации порекомендовали акиму Б.Сапарбаеву кандидатуру Нурлана. Глава региона, находясь в командировке в Алматы, встретился с ним, провел беседу, и в сентябре Нурлан был назначен заместителем акима Кызылординской области.
Не погрешу против истины, если скажу, что Нурлан Кенжебекович, тонко разбирающийся в человеческих душах и социальных проблемах, вопросах искусства и культуры, оказался на своем месте. Всегда имел свою точку зрения на происходящие социально-экономические события и общественную жизнь, говорил то, что думал. Был смел и принципиален, когда речь шла об интересах страны и простых людях, когда попирались их права. Это импонировало жителям низовьев Сырдарьи, способствовало продвижению реформ.
Бердибек Машбекович поддерживал все инициативы Еримбетова касательно социально-культурного переустройства Приаралья, ведения честного открытого диалога с населением. Призывал своих коллег по работе чаще встречаться и разговаривать с людьми, говорить им о целях той или иной программы, её плюсах и минусах, не отгораживаться от людей и СМИ непреодолимой стеной при принятии жизненно - важных вопросов региона. Во второй половине 90-х годов руководители районов, городов и областных ведомств первыми в республике ввели в практику отчеты перед населением. Должностные лица, начиная с акима области, по установленному графику встречались с людьми в местах их проживания, отчитывались перед ними, отвечали на вопросы населения в ходе «прямых эфиров» по телевидению и «прямых телефонов» из служебных кабинетов.
В апреле 1999 года в областной акимат поступило сообщение, что домохозяйки Аральска собираются перекрыть железную дорогу на станции. Были приняты экстренные меры. Из Кызылорды в Аральск срочно отбыла специальная комиссия, а следом – аким области Б.Сапарбаев, его заместитель Н.Еримбетов, сотрудники областного фонда для малообеспеченных граждан с продуктами питания.
Женщины, воспользовавшись тем, что в регионе сменился аким района, который не успел наладить контакт с населением, а также ссылаясь на то, что власти не выплачивают им детские пособия, перекрыли железнодорожную магистраль, остановив на несколько часов движение поездов.
Конфликт удалось погасить благодаря проведенной разъяснительной работе руководством области. Были использованы все методы «народной дипломатии», в эту работу включились авторитетные аксакалы, несколько часов велись переговоры с женщинами в палаточном городке, а затем с их лидерами в райадминистрации. Многодетным семьям, не получившим детских пособий, были выделены продукты питания.
И это пример того, что всегда можно снизить накал общественных страстей, избежать раската грома и молний, если между властью и людьми есть диалог, если люди доверяют властным структурам.
В низовьях Сырдарьи под руководством Н. Еримбетова была проведена большая селекционная работа по поиску, воспитанию и поощрению новой поросли творчески одаренных талантов и спортсменов. Пять представителей земли Сыра участвовали в Днях культуры Казахстана в Лондоне, а творчески одаренные школьники побывали на Рождественской елке в Париже.
Спортсменам и музыкантам присуждались именные стипендии акима области за достигнутые успехи в своих сферах.
Состоялась международная научно-практическая конференция «Коркыт и тюркский мир», в которой приняли участие ученые и исследователи не только из Казахстана, но и стран дальнего и ближнего зарубежья.
Проведены Дни культуры Кызылординской области в Алматы в 1996 году и в Астане – в 1998 году, а концертная программа «Коркыт – кобыз –
домбра» была впоследствии включена в программу презентации нашей столицы – Астаны.
Вот как вспоминает эту подготовку заслуженная артистка Республики Казахстан Каракоз Акдавлетова: «Нурлана Кенжебековича я знала не как чиновника, а как талантливого и творческого человека. Он всегда присутствовал на репетициях концертной программы, вносил свои коррективы и поправки как в режиссуру спектакля, так и в оформление сцены, костюмы».
Большое внимание в те годы уделялось трудовому воспитанию школьников, особенно в сельской местности. Выращивали сельскохозяйственную продукцию на пришкольных участках и фермах. В школах занимались ремеслом, изготавливали товары народного потребления, ковры, камши, седла, предметы быта, вели заготовку овощных консервов, компотов, шили одежду, делали игрушки. Ежегодно осенью проводились школьные ярмарки, на которых ребята продавали свои товары.
Нурлан всегда стремился отметить работу талантливых людей, поощрить их, добивался включения их в список стипендиатов акима области, представления на награждение государственными наградами и званиями.
Живопись и творения художников Приаралья были его особым пиететом. Всегда рекомендовал руководящим кадрам и топ-менеджерам компаний, бизнес - структур дарить гостям земли Сыра картины, исполненные местными художниками.
Нурлан Еримбетов проработал в должности заместителя акима области свыше семи лет, а затем занялся общественной деятельностью в партиях «Ак жол», «Нур Отан», возглавлял общественно-политический клуб «Айт Парк», был автором и ведущим общественно-политического ток-шоу «Открытая студия» на Астана – TV – эту передачу с нетерпением ждали многие казахстанцы. Смелого, честного и принципиального ведущего, всегда говорившего то, что думает, хотя не всем это нравилось.
Опыт, приобретенный Нурланом Еримбетовым в части разрешения социально-трудовых конфликтов в Приаралье, пригодился ему в дальнейшей работе в АО «Самрук – Казына». Именно здесь я впервые увидел в лице Нурлана Кенжебековича не только классного топ-менеджера государственного органа, но и талантливого и превентивного политолога, медиатора, переговорщика, умеющего работать на опережение.
Общественный деятель, культуролог Мурат Ауэзов, которого Нурлан называл «совестью нации», говорил, что «Нурлан Еримбетов был настоящим Гражданином своей Отчизны, одним из ярких последователей Алаша, который верил, что его независимое государство займет достойное место в мировой цивилизации. С оптимизмом смотрел в будущее казахского народа, в его неиссякаемое жизнелюбие и энергию, неукротимое стремление к достижению идеала. В то же время даже в самых позитивных оценках он был далек от похвальбы и самодовольного благодушия. Внутренняя «оппозиция» не позволяла ему «бить в фанфары».
Нурлан был многогранной Личностью, разносторонним человеком, мастером на все руки. Он был и активным политологом, прекрасным культурологом, и хорошим собеседником, тонким ценителем искусства, убежденным оратором, и харизматичным телеведущим. Образовеннейший человек, борец. Большой интерес у него вызывали вопросы истории и развития общества. Ему было важно знать, как отзовется его слово. Умел не только слушать, но и слышать собеседника. Всегда уважительно относился к людям.
Таких, как Нурлан – единицы, и нам не будет его хватать».
Последние годы жизни Еримбетова были связаны с «АО «Самрук-Казына», Гражданским альянсом Казахстана. Работа в этих структурах была нацелена, прежде всего, на создание социальной стабильности в коллективах.
Еримбетов был одним из авторов законопроекта (2015 год) о финансовой деятельности неправительственных организаций в Казахстане по аналогии с законом «Об иностранных агентах» в России. Во многом это способствовало активизации деятельности неправительственных организаций, развитию гражданского общества, формированию устойчивого взаимодействия и партнерства между обществом, властью и бизнесом.
Министр иностранных дел Респуб-лики Казахстан К.Абдрахманов, выступая на поминальном обеде Нурлана Кенжебековича, сказал: «Возглавляя Гражданский Альянс Казахстана, Н.Еримбетов способствовал демократизации общества, подъему имиджа Казахстана в глазах мировой общественности. Гражданское сообщество все больше становится важнейшим элементом в системе сдержек и противовесов современного казахстанского общества».
Последнее место работы Еримбе-това – омбудсмен АО «Самрук –
Казына», где за короткий срок он тоже успел проявить себя.
Последняя наша встреча с Нурланом Кенжебековичем произошла в ноябре прошлого года на одном семейном торжестве в Астане. Для гостей вечера он сыграл на домбре кюй
Курмангазы «Балбырауын», который ассоциируется у казахов с образом родины, земли, которая тебя взрастила. А потом прочитал для молодоженов упомянутое стихотворение Эдуарда Асадова, которое завершается такими словами:
Еще есть такое мнение,
Что счастье — это горение:
Поиск, мечта, работа,
И дерзкие крылья взлета!
А счастье, по-моему, просто,
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!
Кенес МАХАМБЕТОВ, Астана
28 – 29 апреля в Астане и Кызылорде пройдет поминальный ас по случаю сорока дней со дня кончины Нурлана Еримбетова.