• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЗНАТЬ СВОИ КОРНИ

ЗНАТЬ  СВОИ  КОРНИ
Любовью к родному краю и его истории, к родному языку и литературе  пропитан каждый урок учителя казахского языка и литературы областного лицея «Бiлiм-инновация» для одаренных детей № 10 Нагишы Есбосын.
По словам педагога, любовь к родному краю необходимо прививать с малых лет, сначала в семье, потом – в школе. Например, в лицее есть специальные курсы «Краеведение», проходят открытые уроки на тему «Визитная карточка родного края», «Родина в прозе и стихах», «Ремесленники –
 хранители национальной культуры»... Чтобы дети знали о своих современниках, которые вносят заметную лепту в развитие региона, в лицее недавно организовали встречу с Сымбат
Абдрахмановой, чье имя вошло в проект «100 новых лиц Казахстана».
– Каждый из нас должен знать свои истоки, корни, чтить традиции, язык своего народа, бережно передавая эти знания потомкам. Особая роль в этом деле отводится учителям казахского языка и литературы, – считает Н. Есбосын. – Ведь язык объединяет народ, в нем – история, традиции, память. Казахский язык – очень богатый и красивый. И очень хорошо, что начнется переход на латиницу. Один из важных плюсов, мне кажется, в том, что детям станет легче изучать английский язык. А иностранцам – казахский. Сейчас наука, культура, образование, новые технологии не стоят на месте, они развиваются с каждым днем. Поэтому нужно, чтобы наш язык тоже шел в ногу со временем. С переходом на латиницу Казахстану будет легче войти в мировое научное и культурное сообщество. Я ознакомилась с утвержденным вариантом графики, считаю, что она удобна для
изучения.
К слову, как только зашла речь о переходе на латиницу в лицее состоялся открытый урок «Казахский язык на латинице: вчера, сегодня, завтра»,  во время которого ученикам были представлены книги из фонда музея «Акмешит», напечатанные на латинице. Затем учащиеся, разделившись на группы, обсудили новую версию латинского алфавита, постарались объяснить преимущества перехода казахского языка на латиницу. Когда был утвержден конечный вариант латинского алфавита, в лицее
состоялся семинар-тренинг с участием представителей республиканского координационно-методического центра развития языков имени Ш. Шаяхметова. Заместитель директора центра Лиза Есбосынова рассказала о работе, которая ведется центром по переходу на латинский алфавит, ответила на вопросы.
Игры, конкурсы, видеоуроки – в таком формате старается проводить свои уроки Н. Есбосын. Уроки  казахской литературы начинаются с минуты поэзии. Каждый урок – это путешествие в мир поэзии и прозы. Таким образом расширяется кругозор детей, обогащается их мировоззрение, пополняется словарный запас.  
– К сожалению, сегодня дети мало читают художественную литературу, находят готовые сочинения и решения задач в Интернете, поэтому и речь у них не развита. А методы, которые мы применяем на уроках, хороши тем, что дети учатся самостоятельности, сами находят материал, учитель лишь направляет их. Ученики готовят классные часы на разные темы, придумывают слайды, пишут сочинения, –
говорит Н. Есбосын.
К примеру, начиная с 7 класса, ребята ведут дневник под названием «Диалог с героями», где записывают самые интересные моменты из понравившихся произведений. Дневник ведут до 11 класса. В конце каждой четверти ученики рассказывают о своих любимых писателях и поэтах. А в конце учебного года проходит награждение по номинациям «Книголюб», «Лучший литературный дневник». Традиционными стали ежегодные конкурсы с участием учеников, их родителей, педагогов школы на тему «Кітап оқу», итоги которого подводят накануне праздника Наурыз. В течение года проводятся конкурсы чтецов, акции «Одна книга – один
народ».
– Педагогика – удел энтузиастов, которые с детства мечтали «сеять
разумное, доброе, вечное», формировать новое поколение, – делится
Н. Есбосын. – Отличительными чертами настоящего педагога должны быть постоянное саморазвитие, совершенствование методов работы. Современная жизнь непрерывно меняется, у детей теперь новые интересы, увлечения, идеалы. Безусловно, профессия учителя нелегка, зато она одна из самых нужных. Школа должна не только давать знания, но и воспитывать детей. Образование без воспитания – сирота. Задача школы – выпустить во взрослую жизнь разносторонне образованных личностей, которые с уважением будут относиться к своему окружению, любить свой родной край.
София АЛДАМЖАРОВА
Кызылординские вести / Предыдущие номера 28 апрель 2018 г. 849 0