• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ЭТО НУЖНО ПОТОМКАМ

  Сегодня музеи, где собраны памятники истории и культуры края, работают во всех районах области. Речь в нашем материале пойдет о музеях Аральского района. Экспонаты, которые хранятся здесь, рассказывают об истории самого северного района, его людях, золотыми буквами вписавших свои имена в историю края. Кроме районного историко-краеведческого музея в Аральске работают уникальные в своем роде Музей рыбаков и Дом литератора Абдижамила Нурпеисова.  
Аральский районный историко-краеведческий музей был открыт в 1986 году благодаря энтузиазму и неиссякаемому оптимизму его первого директора Кудайбергена Жасекенова. Как руководитель районного отдела культуры он часто ездил по ближним и дальним аулам. Иногда это были проверки состояния сельских клубов и библиотек, а иногда выезжал с концертной бригадой районного Дома культуры. Из каждой поездки К. Жасекенов обязательно привозил что-то интересное – старинную утварь, посуду, оружие и другие предметы. Дети всегда удивлялись тому, что отец каждый раз привозил какой-либо предмет, а ставить их уже было некуда: сарай и часть дома были переполнены. Не было даже места, где дети мог бы поставить велосипед. А отец, несмотря ни на что, продолжал привозить из аулов старинные казаны, кровати, чайники, сундуки и многое другое.
Вопрос о необходимости открытия своего музея в Аральском районе поднимался не раз. И лишь в 1986 году в старом здании районного Дома культуры райисполком выделил четыре комнаты для организации и оформления залов районного историко-краеведческого музея. Выделили деньги, провели капитальный ремонт и реэкспозицию. В первые годы учреждение работало как филиал областного историко-краеведческого музея. Спустя два года вышло постановление Министерства культуры Казахской ССР, согласно которому Аральский историко-краеведческий музей получил статус самостоятельного учреждения. 25 июня 1988 года состоялось его торжественное открытие. Как говорит нынешний директор музея Мади Жасекенов (сын Кудайбергена Жасекенова), если в первые годы в музее насчитывалось около трех тысяч экспонатов, то в настоящее время их количество приближается к десяти тысячам. Только в экспозиции музея выставлено около трех тысяч экспонатов.
Среди тех, кто способствовал открытию музея, его становлению и организации работы, нынешний его директор в первую очередь называет имя Ауельбека Медетбаева, работавшего в те годы председателем райисполкома. Он первым поддержал идею открытия музея, способствовал тому, чтобы на организацию этого дела были выделены деньги. Кроме того, это Жаксыбай Торебеков, Шарипа Искакова, руководившие музеем в разное время. Сегодня они на заслуженном отдыхе. Что касается
Ш. Искаковой, то  на протяжении многих лет она собирала различные экспонаты, относилась к каждому из них с большой любовью, размещала их в залах. Почти все экспонаты прошли через ее руки, и потому нынешние сотрудники музея очень часто просят Шарипу апа подсказать, в каком зале и как лучше установить тот или иной экспонат. Да и сама она нередкий гость в ставшем для нее родным музее.
Мади Жасекенов, который вот уже пятнадцать лет руководит музеем, в числе наиболее ценных экспонатов называет старинный медный котел, чайник и сундук, некогда принадлежавшие известному в казахской степи Жетесу би. По словам директора, перечислять вещи, собранные за все время существования музея, можно долго. Многие из них сегодня по праву являются гордостью музея.  
Впрочем, как говорит М. Жасекенов, экспонаты для музея собираются и в наши дни. Только сейчас люди не так охотно расстаются со старинными вещами, как это было раньше. Для многих это семейная ценность, доставшаяся от далеких предков. Кто-то категорически отказывается передавать такие вещи музею, а кто-то просит за них деньги. Иногда приходится платить, но все зависит от того, какую ценность представляет предмет, а также от наличия денег в кассе учреждения.
Как говорит М. Жасекенов, сейчас немало состоятельных людей, которые хотят открыть свои частные музеи. Благодаря деньгам, которых у них хватает, они опережают работников музея, скупают старинные предметы и увозят их за пределы района, области – в Актобе, Алматы и другие города. Есть и такие, кто пытается купить даже выставленные в районном музее картины. Таким покупателям директор всегда отвечает категорическим отказом.
– Это наше богатство, которым мы гордимся и которое мы должны оставить потомкам, – говорит он. – Нельзя допустить, чтобы музейные экспонаты уходили неизвестно куда.
Сегодня музей проводит активную работу среди населения района. Два раза в год проводятся акции под названием «Новые экспонаты для нашего музея», в ходе которых происходит пополнение ценными экспонатами. Привозят их из аулов, других районов и областей и даже других государств. К примеру, недавно из Москвы прислали восемь открыток с видами Аральска, датированными 1910 годом. Комментарии к ним обещали прислать в ближайшее время. По словам директора музея, после реставрации эти открытки займут достойное место в музее.
Особое внимание уделяется школьникам, которые довольно часто посещают музей. Кроме того, сотрудники музея выезжают в аулы, где проводят передвижные выставки, посещают соседние районы. Например, в прошлом году с такой выставкой побывали в Казалинске, а также Иргизском районе Актюбинской области. В свою очередь, соседи со своими выставками побывали в Аральске.
Что касается экспонатов, то, по словам директора музея, они только местные – рассказывают о жизни рыбаков и животноводов. М. Жасекенов вспоминает интересный случай, когда житель одного из аулов принес в музей небольшую серебряную ложку, которую то терял, то находил несколько раз. Мужчина решил передать ее в музей, поскольку боялся, что когда-нибудь дети просто продадут ее первому встречному. Мади взял в руки лупу и стал рассматривать предмет. Он был поражен, когда увидел дату изготовления – 1847 год. По его словам, скорее всего, она осталась еще со времен экспедиции русского адмирала Бутакова, который по поручению царя Николая I исследовал Аральское море и его берега. Экспедиции, которая прибыла в эти края из Орска, по словам историков, состояла из тысячи верблюдов. Что касается ложки, то она была отлита из чистого серебра. Она могла принадлежать одному из членов экспедиции, скорее, человеку дворянского происхождения.
Некоторое время Мади Жасекенов был директором районного Дома культуры. Со временем перевелся в музей – осуществилась его мечта продолжить дело своего отца.
Сегодня в музей приходит много гостей, немало в их числе и иностранцев. Недавно, к примеру, здесь побывали журналисты из ряда европейских стран, гости из Японии. И у всех, кто впервые попадает в музей, масса впечатлений от уникальных экспонатов, которые нигде больше не увидишь.
Другой, уникальный в своем роде музей Аральска – Музей рыбаков. Идея его открытия принадлежала бывшему министру рыбного хозяйства Казахской ССР Кудайбергену Саржанову. Аксакал даже предусмот-
рел средства из общественного фонда, на которые и было построено здание. В ходе работы по организации музея были доставлены три небольших рыболовецких судна, которые в числе других оставались на высохшем дне моря. Работы по реэкспозиции провели в 2013 году, и в том же году музей рыбаков открылся как филиал районного историко-краеведческого музея. Сегодня здесь около тысячи экспонатов, на стенах портреты известных рыбаков, чьи имена знали не только в районе, но и в области, и республике, награды.
Здесь хранятся рыболовные снасти и оборудование, которыми пользовались аральские рыбаки в разное время. Среди них деревянная лебедка, которую крутили при помощи верблюдов, чтобы вытащить невод, длина которого составляла 1,5-2 километра. Позже ее стали крутить при помощи небольшого двигателя, а потом вытаскивать при помощи автомашины. Есть здесь деревянная лодка, деревянные сани, в которые запрягали верблюдов.
Символично то, что музей расположен рядом с местом, где когда-то днем и ночью работал Аральский морской порт. Об этом напоминают высохшее дно водоема и два чудом сохранившихся портовых крана. Что касается судов, установленных на постаменты перед зданием музея, то история их тоже интересна. С обмелением моря суда и большие лодки уходили все дальше, где еще была соответствующая глубина. В результате большинство их было собрано в районе аула Мергенсай. В течение пяти лет еще была надежда на то, что море вернется, и потому корабли не трогали, проводили легкий ремонт и обслуживание, охраняли их. Надо сказать, все корабли в течение этого времени находились в рабочем состоянии. А когда надежда иссякла, пришлось их оставить. Со временем там образовалось настоящее кладбище кораблей, о котором не раз писали мировые издания, показывали телеканалы. Чтобы как-то прокормить свои семьи, рыбаки стали разрезать их и сдавать как металлолом и продавать в Китай.
А что касается кораблей, которые сегодня стоят перед зданием музея, то их так и не успели переправить в Мергенсай – они остались там, где стояли. В 2003 году суда доставили в Аральск, покрасили и установили на постаменты. В те времена, по словам М. Жасекенова, каждое предприятие имело свое судно, а оно – свое название. К примеру, «Медик», «Чекист», «Почтовое» и другие. А судно «Лев Берг», внутри  которого сегодня расположен музей рыбаков, принадлежало Казахскому научно-исследовательскому институту рыбного хозяйства.  
Старинные предметы, посуду, оружие и другие раритеты сотрудники музея продолжают собирать и сегодня. Только в прошлом году было найдено 279 различных предметов, которые стали экспонатами. Та же деревянная лодка, деревянная лебедка, сани, неводы, острога и другие предметы, которые выставлены в Музее рыбаков, сегодня нигде больше не встретишь. С каждым годом они обретают все большую ценность. По большому счету, это история жизни далеких предков рыбаков Арала.
Руководитель райотдела культуры Танирберген Дарменов рассказал много интересного о Музее рыбаков, а также об их нелегком труде. Он родился и вырос в ауле Аманоткель, жители которого испокон веков ловят рыбу в Акшатауской системе озер. Особой ценностью у них пользовались сети, инструменты и различные снасти, которые берегли как зеницу ока. Взять, к примеру, пешню, которой пользовались рыбаки тех далеких лет. Само орудие, по словам Т. Дарменова, было настолько тяжелым, что метровый лед раскалывался под ее весом. К слову, тогда не было многого из того, что используют рыбаки в наше время.
Отцы и деды современных аральских рыбаков уходили в море задолго до рассвета на санях, запряженных верблюдами. Они бурили десятки лунок, чтобы опустить под лед невод, который иногда достигал длины почти в два километра. Была и такая снасть, которая называлась «Шүнек тас». Из специальной огнеупорной глины, которую можно было найти только в устье Сырдарьи, лепили что-то вроде колеса с небольшой дырочкой посередине. Ее тщательно обжигали и лишь пос-
ле этого привязывали к нижним концам сети. Такое приспособление позволяло сети идти по дну равномерно, не цепляясь за преграды, не поднимаясь высоко и не путаясь. По дну такое приспособление катилось, подобно ролику. Это позволяло значительно увеличить объемы добытой рыбы. А сейчас вместо такого приспособления к нижним концам сети рыбаки привязывают обычный камень или свинцовые чушки.
Еще одна снасть, которую сегодня не встретишь. На Акшатауских озерах, которые во все времена отличались большой глубиной, использовался большой невод, длина которого была вдвое больше обычного и достигала 20 метров. Об этом Т. Дарменому еще в молодости рассказывали местные старожилы. В озерной системе Акшатау и сегодня много рыбы, но ловят ее обычным неводом, который не опускается на большую глубину.
Был еще такой важный для рыбаков тех лет инструмент «инелік», что на русский язык переводится как «стрекоза». Его использовали для плетения сетей, а иногда для их распутывания. В наше время, как говорит потомок акшатауских рыбаков, такого нигде не найдешь. Грузила для сетей и неводов также лепили из местной огнеупорной глины и обжигались. По словам старожилов, такое приспособление не раскалывалось, отличалось высокой степенью надежности. Все это сегодня можно увидеть только в Музее рыбаков Аральска.
Еще одной достопримечательностью Аральска в последние годы стал Дома литератора Абдижамила Нур-пеисова, построенный в 2014 году специально к 90-летнему юбилею народного писателя Казахстана. Это одноэтажное здание, состоящее из девяти комнат. Надо сказать, это одновременно и дом и музей: здесь созданы все условия для занятий творчеством: есть рабочий кабинет писателя, спальня, столовая, экспозиционный зал и другие помещения. На стенах большинства комнат висят фотографии, на которых писатель запечатлен с известными государственными и общественными деятелями, писателями, поэтами, представителями интеллигенции. Есть тут и семейные фотографии.
На специальных полках выставлены книги, написанные А. Нурпеисовым. Среди них романы «Кровь и пот», «Последний долг», «Ледоход», «Курляндия» и другие. По словам директора Дома Ботагоз Сарбасовой, экспонаты разделены на две группы - основной и вспоомогательный фонд. В основном фонде можно найти произведения писателя, его фотографии разных лет. Кроме того, здесь хранятся экспонаты, переданные в дар музею А. Нурпеисовым. Во вспомогательном фонде собраны копии работ писателя, опубликованных в разное время в различных газета и журналах.
На открытие Дома, которое состоялось в 2014 году, приехал именитый гость. Аксакал был рад встрече с земляками, со своими читателями, среди которых было много молодежи.
В 2015 году писатель вновь посетил родные края. На этот раз он стал свидетелем открытия во дворе Дома памятника героям его романа «Последний долг» Жадигеру и Бакизат. Тогда он приехал со своей семьей. В тот свой приезд, как говорит Б. Сарбасова, академик некоторое время работал в кабинете и пробыл здесь около трех дней.
Дом литератора А. Нурпеисова посещают гости, приезжающие в Аральский район. Здесь часто бывают жители района, школьники и студенты. Они знакомятся с жизнью и творчеством народного писателя, его произведениями.
Казыбек КАМАЛУЛЫ




Кызылординские вести / Предыдущие номера 06 май 2018 г. 607 0