Студенты Жалагашского индустриаль-но-аграрного колледжа, обучающиеся по специальности «машинист-тракторист», сейчас проходят практику на полях крестьянских хозяйств района. Теоретические навыки, которые ребята приобрели во время учебы, оттачивают на практике. В колледже внедряется дуальное обучение.
По двум специальностям «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и «повар» большая часть учебного времени отводится обучению непосредственно на предприя-тиях. Заключены договоры с предприятиями, готовыми принять на практику студентов. Так, ребята, обучающиеся по специальнос-ти тракторист-машинист, проходят производственную практику в крестьянских хозяйствах «Ер-Али», «Курманбай ата», «Тан ЛТД», «Сарке батыр», «Мега агро», «Байтабын»... А будущие повара – в заведениях общепита ИП «Айнабаева», «Жаканова». Модель взаимодействия колледжа с техническими вузами, промышленными предприятиями, центрами занятости населения позволяет всем участникам процесса выстроить деловое партнерство, а студентам колледжа найти хорошо оплачиваемую работу.
– Как бы ни ценилось высшее образование, но к обладателям дипломов по таким ходовым профессиям, как станочник, крановщик, тракторист или слесарь, работодатели относятся с особым вниманием. Время, когда юристов, психологов, рекламщиков и экономистов работодатели расхватывали прошло, – говорит директор Жалагашского аграрно-технического колледжа Гани Серикбаев. – Выпускникам школ, которые хотят хорошо устроиться в жизни, нужно штурмовать технические колледжи и вузы. Область испытывает нехватку квалифицированных рабочих профессий. И своей главной задачей мы ставим обеспечение рынка труда рабочей силой, соответствующей требованиям современного производства.
Колледж не первый год работает в тесной спайке с крестьянских хозяйством «Ер Али», будущие машинисты-трактористы набираются навыков и опыта на полях хозяйства.
– В дуальной системе обучения заинтересованы все стороны – студенты, преподаватели и работодатели. В селе всегда нужны специалисты, которые владеют новыми технологиями, техникой, – считает директор хозяйства «Ер Али» Алиби Бекжанов. – Радует, что работодатели стали активнее включаться в процесс подготовки кадров для своих предприятий. Речь идет о том, чтобы дать молодежи не просто дип-лом, а практические навыки работы на производстве. В процессе обучения студент адаптируется к производственным отношениям, учится правильному отношению к труду.
Как сказал Г. Серикбаев, объем теоретичес-кой нагрузки по ряду учебных дисциплин в нашем колледже сокращен. Производственной практике уделено более семидесяти процентов времени. По большому счету, дуальная система существовала и раньше, у каждого училища было базовое предприятие, где ребята проходили практику, а по окончании устраивались сюда на работу. «Шефы» делали заказ на нужных специалистов, которых и готовили в училище. Такая система давала стопроцентную занятость выпускников. Сейчас эта практика восстанавливается.
Престиж технических специальностей растет. Но, к сожалению, часто родители продолжают делать за своих детей неправильный выбор, по-прежнему тянут их в юристы, экономисты... Нужно на системной основе вес-ти проф-ориента-ционную работу для повышения привлекательности рабочих и инженер-но-технических специальностей.
– Все родители хотят, чтобы дети получили высшее образование, – говорит студент колледжа Нариман Омирзак. – Но сейчас востребованы технические профессии. Моя будущая специальность машинист-тракторист. Работа после окончания учебы в одном из крестьянских хозяйств мне уже обеспечена. Сегодня рабочие специальности в цене, и есть стимул для работы.
Мнение Наримана разделяет его сокурсник Бекзат Асылбай:
– Дуальное обучение имеет весомый плюс: мы получаем не просто сухую теорию, а выезжаем на предприятия и знакомимся с тонкостями будущей профессии. Я знаю, что без дела и заработка не останусь. Главное – стать профессионалом в своем деле. Во время производственной практики нам предоставляется возможность попробовать свои силы за рулем трактора. Нужно уметь определить поломку и починить трактор, уметь обращаться с другим оборудованием. Всему этому нас учат наши наставники во время практики.
Дуальное обучение в колледже ведется и по специальности «повар». Студенты проходят практику на предприятиях общепита ИП
«Айнабаева», лучшие студенты сразу после окончания учебы устраиваются в кафе и рестораны в качестве поваров.
Подготовка квалифицированных специалис-тов в колледже ведется и в рамках программы продуктивной занятости и развития массового предпринимательства. Здесь организованы краткосрочные курсы по специальности «фермер по выращиванию овощей». Теорию студенты курсов закрепляют в теплице колледжа. В прошлом году учебное заведение выиграло грант ПРООН. Осенью установили теплицу, подвели электричество, отопление, капельное орошение. В феврале нынешнего года посадили рассаду огурцов, помидоров, редиски, зелени и цветов. Первый урожай овощей получили в начале мая.
– Теплица – своего рода лаборатория, где студенты курсов могут на практике изучать тонкости фермерского хозяйства, узнают в каких условиях необходимо выращивать овощи и цветы, – говорит мастер производственного обучения Ермек Сералиев. – Считаю, что тепличный бизнес один из наиболее рентабельных и быстроокупаемых. За год в теплице можно получить урожай трижды, а то и больше. То есть, затраты можно окупить в течение года. Тонкостями ведения такого бизнеса мы делимся со студентами, чтобы они в будущем могли открыть свое дело.
София АЛДАМЖАРОВА