В районе железнодорожного вокзала Кызылорды в одном из старейших строений города начала прошлого столетия расположен музей «Акмешит», филиал областного историко-краеведческого музея. Одноэтажное строение было построено в 1905 году одновременно с вокзалом. Этими постройками степной край обязан железнодорожной ветке «Оренбург – Ташкент». До революции здание служило военной казармой, потом здесь располагался линейный отдел внутренних дел, в 2004-м году после капитального ремонта здание было отдано под музей.
Здесь четыре зала. В центре первого – макет крепости Акмешит. Он дает представление о том, как выглядела крепость, построенная два столетия тому назад кокандским ханом Омаром. От Сырдарьи ее отделяли всего 270 метров. Три колодца с пресной водой, две мечети-медресе и около пятидесяти домов из самана, обнесенные крепостными стенами высотой около 11 метров, – так выглядела крепость. Вокруг был вырыт ров, наполненный водой. Крепость была окружена со всех сторон камышом и кустарником, во время половодья заливавшимися водами Сырдарьи. Эти природные преграды были ее надежной защитой. По свидетельствам историков, в крепости проживало около 400 кокандцев и казахов, не считая женщин и детей.
В 1853 году крепость была взята русскими войсками во главе с генералом В.А.Перовским. Город был переименован в Перовск и стал центром Сырдарьинского уезда. Были открыты начальные школы, начал работать кирпичный завод, ветряные мельницы, мастерские и лавки. О периоде в истории края, когда крепость стала форпостом Российской империи, рассказывает герб города Перовска. В центре герба – голова быка из золота, две медали, по краям – посеребренные щиты. В нижней части герб обвязан александровскими лентами.
Следующие экспозиции зала посвящены выдающимся личностям, уроженцам земли Сыра Жалантосу бахадуру, Жанкоже Нурмухамед-улы, Бухарбаю Естекбайулы. О битвах и сражениях, героических подвигах воинов говорят хранящиеся в музее военные доспехи и вооружение: кольчуга (сауыт), седло, лук со стрелами, фитильное ружье.
Жалантос бахадур – батыр, талантливый зодчий, более сорока лет правивший Самаркандом. Подлинным украшением города и жемчужиной архитектуры Средней Азии стали возведенные им на площади Регистан в Самарканде дворцы Шир-дор и Тилля-Кари. Одной из героических страниц борьбы казахского народа с джунгарскими захватчиками за свою свободу и независимость, примером воинской доблести и героизма казахского войска является Орбулакское сражение 1643 года. В этой битве Жалантос
бахадур с 20-тысячным войском пришел на помощь Жангир хану и оказал решающее влияние на исход сражения.
Одной из ярких страниц национально-освободительной борьбы казахского народа против колониальной экспансии Российской империи, Кокандского и Хивинского ханств было восстание 1837-1847 годов под предводительством Кенесары – последнего казахского хана, внука великого хана Абылая и сына Касыма торе. В восстании, охватившем широкие народные массы, приняли участие представители всех трех жузов. Под знаменами хана Кене борьбу присыр-дарьинских казахов за свободу и независимость возглавили батыры Жанкожа и Бухарбай, ставшие еще при жизни легендой.
Отважный батыр и предводитель народного ополчения Жанкожа Нурмухамедулы родился в 1774 году в нынешнем аульном округе Арыкбалык Казалинского района и приналежал к роду шекты Младшего жуза. В народной памяти он остался как непримиримый борец с несправедливостью, защитник простых людей. Будучи бием и батыром, он никогда не стремился к славе, был до конца честен перед своими соплеменниками и никогда не присягал ни российскому царю, ни хивинским и кокандским ханам. Трагична и печальна его смерть. В глубокой
старости он был предательски убит своим соплеменником Елекеем Касымовым, бывшим головорезом хивинского хана, а после – царским полковником, оставившим за этот чин в заложники своего 14-летнего сына. Образцом верного служения своему народу была его жизнь – до последнего дыхания Жанкожа батыр защищал родную землю, боролся за справедливость, охранял покой и независимость своего народа, искоренял воровство, был против насилия и бесчинств.
Верным соратником Кенесары хана был Бухарбай батыр. Летом 1837 года он поддерживает дипломатические усилия Кенесары по привлечению к восстанию присырдарьинских родов, возглавляемых Жанкожой батыром. Доблестью и героизмом прославился Бухарбай батыр при взятии крепости Акмола. В 1841 году Кенесары с войском численностью в 4000 человек направляется в Ташкент. Соединившись с батыром Жанкожой Нурмухамедулы, Кенесары начал освобождение казахских родов, находящихся под властью Коканда. Были взяты кокандские крепости Акмешит, Жолек, Сайран. Бухарбай батыр отличился при взятии крепости Созак. В течение 12 дней длилась ее осада. Эта победа имела особое значение, так как именно после падения Созака кокандский хан был вынужден предложить Кенесары заключить союз, но султан отказался.
На протяжении десяти лет, вплоть до трагической гибели Кенесары в апреле 1847 года, Бухарбай батыр оставался в числе его верных сподвижников. В одном из боев с кокандцами Бухарбай получил тяжелое ранение и вернулся к мирной жизни. Он призывал местное население к оседлости, занятию земледелием. На берегу Сырдарьи под его началом был вырыт канал протяженностью 25 километров, которым до сих пор пользуются его потомки.
В музее имеются печати волостей и округов, копии документов, которые дают представление об административном устройстве Перовского уезда. О том, каким был быт и жизненный уклад жителей края, рассказывают предметы домашнего обихода – посуда, сделанная из меди и дерева, ступа для очистки зерен, ручная мельница (диірмен), с помощью которой крестьяне перемалывали зерно в муку, кадушка для сбивания масла (кубі). Для обработки земли использовали кетмень, деревянную соху, серп, лопату. Землю вспахивали с помощью лошадей, волов и верблюдов.
В аулах жили замечательные мастера-умельцы, которые изготовляли предметы, необходимые в домашнем хозяйстве, в скотоводстве, земледелии. Резчики по дереву изготавливали разнообразные по форме миски (тостаған), чаши и половники для кумыса (кесе, өжау), блюда для подачи мяса (табак, тегеш), изготавливали они и предметы домашнего интерьера: ящики для хранения продуктов (кебеже), вещей (сандық), для перевозки пиал (кесеқап), шкафы для посуды и пищи (асадал), подставки под сундуки (жүкаяқ). Их
часто украшали орнаментами, инкрустацией из кости и серебра.
Среди экспонатов – железнодорожная эмблема паровоза 1901-го года, на котором выбиты цифры «1901» и надпись «Московское акционерное общество. Вагоностроительный завод в Мытищах». Особую роль в развитии присырдарьинского края сыграла прокладка железной дороги «Оренбург – Ташкент» протяженностью 1765 километров. Необходимые технические условия проектирования и сооружения дороги «Оренбург – Ташкент» были представлены в Государственный совет Российской империи 26 апреля 1901года. Дорога, соединяющая Среднюю Азию и Казахстан с Россией, проходила через крупные населенные пункты того времени Илецк, Актюбинск, Челкар, Казалинск, Перовск, Шиели, Туркестан, Арысь. Примечательно, что строить ее начали одновременно с севера – Оренбурга и юга – Ташкента. В 1906 году в Казалинске на станции «Кобек» два отрезка железнодорожного пути соединились. Одновременно с дорогой шло строительство вокзалов со всеми необходимыми службами и военными казармами. Всего на пути следования железнодорожной ветки по казахстанскому отрезку было построено 34 станции и 66 разъездов. Примечательно, что большинство участков железнодорожного полотна было проложено по маршрутам Великого Шелкового пути.
Есть в музее фотографии и документальные материалы, книги, личные вещи, сувениры и другие предметы, рассказывающие об установлении Советской власти в Кызыл-орде, о создании в городе партийных органов. Особая роль в красном движении принадлежала железнодорожникам, которые поддержали власть большевиков.
Экспозиции следующего зала посвящены событиям, связанным с приходом Советской власти, когда в жизни края происходят коренные перемены: проводится работа по ликвидации неграмотности, за равенство и права женщин. Повсеместно в области создаются красные юрты, которые привлекали женщин к активной общественной жизни, объясняли ее роль в обществе.
В Кзыл-Орде, столице КазССР, выходили газеты «Енбекши казак» (ныне «Егемен Казахстан»), «Казахстанская правда», первые респуб-
ликанские журналы. В музее сохранился один из номеров журнала «Әйел теңдігі» – «Равноправие женщин», который начал издаваться в Оренбурге с мая 1925 года при краевом партийном комитете. Тогда это была газета «Теңдік» («Равноправие»). После того, как вышли семь номеров газеты, в июле 1926 года издание было преобразовано в журнал. Это был ежемесячный политический, литературно-художественный журнал для женщин. Журнал давал советы и консультации женщинам по различным вопросам. Редактором издания была Сара Есова, первая комсомолка и женщина-журналист Казахстана, организатор красных юрт и субботников.
Сара Есова родилась в 1903 году в семье бедняка в ауле Кара-Шенгель Теренозекского (ныне Сырдарьинский) района. Ее отец Сатпай Есов сначала был рыбаком в ауле Итемген Казалинского уезда, затем в 1909 году переехал на станцию Соло-Тюбе Туркестанской железной дороги, где устроился приказчиком в бакалейную лавку узбека Нарзуллы Раджибаева. Несмотря на бедность, Сатпай мечтал, чтобы его дети стали грамотными людьми. У него было четверо детей, старшая – Сара. Он определил их в школу, которую открыли на станции братья Раджибаевы. Сара оказалась на редкость способной и умной девочкой и после окончания школы в 1915 году отец повез ее в Оренбург, где она поступила в татарское женское училище. После его окончания, получив звание учителя начальной школы, Сара вернулась на родину. Девушка активно включается в общественную жизнь.
В первом номере газеты «Теңдік» была опубликована её статья, в которой она обозначила основные задачи газеты: раскрепощение женщины, привлечение женщин к активной общественной жизни. Журналу активно помогали Беимбет Майлин, Сабит Муканов, Сакен Сейфуллин, Ильяс Джансугуров, Рахим Сугиров, Нагима Арыкова, Назипа Кулжанова и Шолпан Иманбаева. Членами редколлегии журнала были первые образованные женщины-казашки Алма Уразбаева, писатель и педагог Назипа Кулжанова. В 1930 году в журнал пришла работать Мариям Хакимжанова, которая позже стала ответственным секретарем журнала. В издании публиковались статьи Беимбета Майлина, Ильяса Джансугурова, Габита Мусрепова, Аскара Токмагамбетова, Смагула Садвакасова и многих других.
В 1935-1941, 1950-1054 годы журнал был переименован в «Сталин жолы», с 1955 года по настоящее время – «Қазақстан әйелдері» –
одно из известных периодических изданий республики для женщин.
В музее есть экспозиции, посвященные важному этапу в жизни города, когда Кызылорда получила статус главного города Казахстана. Об этих событиях рассказывают документы, материалы, фотографии. Решение о переносе столицы из Оренбурга в тогда еще город Ак-Мечеть было принято Центральным исполнительным комитетом Киргизской АССР от 9 февраля 1925 года. Авторами переноса столицы в Ак-Мечеть выступили представители политической интеллектуальной элиты казахского народа, лидеры движения «Алаш» Ахмет Байтурсынов, Султанбек Кожанов, Алихан Бокейханов.
Существует несколько версий по поводу принятия решения о переносе столицы. По одной из них, Оренбург находился на внутренней части территории России, где было много институтов Советской власти и их деятельность было легко координировать из центра. По другой версии, решающую роль сыграло то обстоятельство, что население Ак-Мечети на 90 процентов состояло из казахов. Город был привлекателен еще и тем, что был расположен вдоль железнодорожной магистрали. Султанбек Кожанов в газете «Акжол» в номере от 17 декабря 1924 года писал: «Столица Казахстана должна быть на территории казахской степи, пусть даже у казахов нет города, но ни в коем случае не на территории России. Казахскому народу не нужен красивый город с высокими домами, ему нужна хотя бы небольшая, но своя столица».
Была создана специальная комиссия во главе с заместителем председателя Совета народных комиссаров Абылаем Сергазиевым для обследования и изучения Ак-Мечети и придания ему облика столицы.
Жители края с воодушевлением приняли это известие. По инициативе железнодорожников станции Перовск в течение трех дней был отремонтирован «красный паровоз» и отправлен в Оренбург. Поезд с членами правительства и делегатами V съезда выехал из Оренбурга в новую столицу в середине апреля 1925 года. Среди делегатов съезда были деятели культуры и искусства Амре Кашаубаев, Иса Байзаков, Жумат Шанин, Хаджимукан Мунайтпасов, Сакен Сейфуллин, Сабит Муканов, члены правительства Мухамеджан Тынышбаев, Султанбек Кожанов, Абылай Сергазиев, Сейткали Мендешов, Сулеймен Ескараев. На всем пути следования поезд с концертами встречали жители станций Саксаульская, Аральск, Казалинск, Жосалы. На вокзале Ак-Мечети состоялся митинг, на котором с приветственной речью к жителям новой столицы обратились Ахмет Байтурсынов и Абдилда Тажибаев. 15 апреля в Ак-Мечети торжественно открылся пятый Всекиргизский съезд Советов, где было принято постановление о переименовании Киргизской республики в Казахскую и переносе столицы из Оренбурга в город Ак-Мечеть, который был переименован в Кызылорду.
Но небольшой уездный город на берегу Сырдарьи совершенно не соответствовал статусу столицы. В городе не было электричества, для освещения в основном использовались керосиновые лампы. Улицы по ночам окутывала темнота. Не было дорог, необходимой инфраструктуры, водопровода. Водообеспечивание города решала небольшая водокачка, подававшая воду из Сырдарьи, которая часто выходила из строя по причине изношенности двигателей. Чтобы решить проблему с водообеспечением города, были выделены средства на строительство новой и более мощной водокачки.
Были трудности с наведением порядка и чистоты на улицах города. Горожане сливали в городские арыки нечистоты, бросали мусор, поили домашний скот. Огромной проблемой был мусор, который жители домов выбрасывали на улицы. Со всеми этими негативными явлениями городские власти начали решительную борьбу – для горожан были введены правила пользования водой, были назначены квартальные старосты, которые следили за чистотой улиц, дворов, жилых кварталов.
Уже к осени 1925 года были построены здания для правительственных учреждений, школы. В центральных газетах тогда писали: «В будущем Кзыл-Орда станет таким же красивым городом, как Москва и Тверь»… В пищевой промышленности одной из передовых стала артель «Трудовик», выпускавшая макаронные и кондитерские изделия, а в текстильной – артель по производству ковров.
Одна из экспозиций музея посвящена медицине и образованию того времени. Казахский институт народного просвещения – среднее специальное учебное заведение, открытое в 1919 году в городе Оренбурге, готовило учителей для казахских школ. В 1925 году институт переехал в Кзыл-Орду. В 1925-1928 годы здесь преподавали Сакен Сейфуллин, Магжан Жумабаев, Темирбек Жургенов. Наряду с Институтом народного просвещения в Кзыл-Орде тогда открылись советская партийная школа, рабфак, техникумы.
В музее хранятся документы, рассказывающие о жизни и деятельности учителей, врачей, внесших весомый вклад в развитие области. Низамутдин Илялитдинов родился в 1898 году в Татарстане, заслуженный учитель КазССР. Его именем названа школа №169 в Жанакорганском районе. Есть материалы, посвященные Рахыму Алшынбаеву, Оспану Абдулпаттаеву, посвятившим свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Ценный экспонат музея – первый казахский букварь Ахмета Байтурсынова на арабском языке, изданный в Оренбурге в 1912 году. При его написании А.Байтурсынов использовал алфавит «тоте жазу», которому ученые-лингвисты дали высокую оценку. Особенность его в том, что А.Байтурсынов исключил из употребления 12 арабских букв, совершенно для казахов не нужных и вносящих путаницу в
правописание.
Кзыл-Орда стала центром национального искусства и культуры. Именно отсюда начался путь в профессиональное искусство многих выдающихся актеров, музыкантов, писателей и поэтов. В январе 1926 года постановкой «Енлик-Кебек» в Кзыл-Орде открылся первый в республике национальный казахский театр (ныне Казахский государственный академический театр имени М. Ауэзова). Его возглавил талантливый драматург, режиссер и актер Жумат Шанин (1891–1937). В первую труппу театра вошли актеры Серке Кожамкулов, Капан Бадыров, Калибек Куанышбаев, Курманбек Джандарбеков, Елубай Умирзаков, Иса Байзаков. Амре Кашаубаев. Первые постановки театра – пьесы Сакена Сейфуллина «Красные соколы», Жумата Шанина «Аркалык батыр», Беимбета Майлина «Шаншар молда» («Хитрый мулла»).
Именно из Кзыл-Орды Амре Кашаубаев в составе этнографического ансамбля народов СССР выехал на гастроли в Париж. Как писали в то время европейские газеты, «играя всего на двух струнах домбры и извлекая из нее чистые и необыкновенные звуки, обладая сильным и долгим голосом, самородок из казахской степи ввел искушенную парижскую публику в восхищение, упоительно исполнил песни своего народа, способные хватать за самую душу». Об уникальном голосе Амре писала французская периодика, его голос сравнивали с голосом Энрико Карузо и Марио Ланца и назвали «золотым голосом степи».
Здесь начинался творческий путь известных писателей Казахстана Калмахана Абдыкадырова, Абдилды Тажибаева, Аскара Токмагамбетова. Здесь жили и создавали свои произведения Сакен Сейфуллин, Беимбет Майлин, Ильяс Джансугуров, Сабит Муканов, Николай Анов.
В Кызылорде жили и работали лидер молодежи Казахстана, основатель комсомола в республике Гани Муратбаев, видные политические и общественные деятели Казахстана и Средней Азии Алиби Джангильдин, Алма Уразбаева, Сара Есова, Петр Ермаков, Магазы Масанчи.
В музее представлен интерьер гостиной казахской интеллигенции начала ХХ века. Шкафы для посуды и книг, пианино, настенные часы дают посетителям представление о городском быте. Как рассказали сотрудники музея, особенность мебели в том, что при ее изготовлении не использовались гвозди и клей. Все детали имеют пазы, при помощи которых они соединяются.
Экспозиции четвертого зала музея посвящены достижениям Кызылординской области за годы независимости в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры.
В этом году наш город отмечает свое 200-летие. Земля Сыра, ставшая родиной Алаша, тесно связана с историей страны. История нашего края достойна того, чтобы ею гордиться.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА