Кызылординский высший медицинский колледж - одно из ведущих учебных заведений в Казахстане по подготовке медицинских работников. История учебного заведения представлена в расположенном здесь музее.
Это богатый материал, рассказывающий об истории колледжа с момента его основания и до сегодняшнего дня. Основным периодам становления и развития посвящена центральная экспозиция музея.
- История колледжа начинается в августе 1928 года, - рассказывает заведующий музеем, историк, председатель совета ветеранов медколледжа Ахмет Шарапатов. -
В Кзыл-Орде был открыт Казахский краевой акушерский техникум «Х лет женского дела» на основе двух подготовительных отделений и одного курса акушерского. Со всех концов республики на подготовительное отделение были приняты 60 человек, на акушерское - 30. Из-за отсутствия в то время девушек с полной школьной (семилетней) подготовкой сюда принимались учащиеся с первоначальной 3-летней школьной подготовкой. В течение 2-3 лет они повышали общий уровень знаний в стенах техникума и только после этого зачислялись на основное отделение. Первоначально учебная база была расположена на конном дворе воинского гарнизона и небольшой городской больнице. Первым директором была назначена Прасковья Добронравова. Хорошо владевшая казахским языком, она специально была приглашена из Западного Казахстана, где работала главным врачом городской больницы. Она руководила техникумом до 1939 года, была удостоена почетного звания «Заслуженный врач КазССР». На должность завуча был направлен помощник директора Кубанского химического бактериологического института Иван Скачко. Всего в техникуме тогда трудился 21
преподаватель.
В 1931 году при техникуме открылось еще одно отделение - сестер-воспитательниц по охране материнства и младенчества. В 1933 году был первый выпуск - 41 акушер. Среди них, к примеру, были Фатима Садимова, Рафея Семибаева, Фатима Жаконгиреева, Жания Карымсакова. Они были направлены в аулы Кызылординской, Актюбинской, Уральской, Алматинской областей.
Учебную практику учащиеся проходили в отделениях горбольницы -
акушереско-гинекологическом, терапевтическом, хирургическом, детской консультации и других. Они были хорошо оборудованы и отвечали необходимым требова-ниям для обучения.
Заведующий музеем привел другие интересные факты. В те годы по разверстке наркомздрава учащиеся акушерского техникума были направлены в распоряжение рай-здравотдела для проведения прививок против угрожавшей республике эпидемий оспы и брюшного тифа. Из-за отсутствия дров занятия в учебном корпусе не проводились. Было предложено освободить его под сыпнотифозный барак. Техникум же был вынужден обучать девочек в общежитии.
По постановлению ЦК ВКП (б) «О высшей и средней школе» в 1932 году техникум перестроил свою работу на трехлетнее обучение, была получена сетка часов по профилю подготовки помощников врачей-педиатров. Если ранее здесь обучались только на русском языке, то в 1933 году для подготовки национальных кадров на основных и подготовительных курсах стали преподавать и на казахском языке. В 1932-1933 годах в техникуме обучалось 190 человек. Контингент педагогов - один штатный преподаватель и двадцать врачей-совместителей. В 1934 году акушерский техникум подготовил выпуск помощников врачей-дерматовенерологов.
Следующий год, 1935-й, также отмечен в экспозиции.
- В связи с реорганизацией сис-
темы медобразования техникум был преобразован в фельдшерскую школу, - продолжил А.Шарапатов. -
Новый набор достиг 150 человек, количество учащихся выросло до 221. В 1936-1937 учебном году здесь обучалось уже более четырехсот девушек, выпуск - 76 фельдшеров.
В 1938-1941 годах учреждение возглавляли Н.Нигай и А.Ли - представители корейской диаспоры, депортированные в нашу область. Шестой выпуск учащихся был характерен большим процентом коренного населения. В начале 1940 года в школе действовали уже 11 учебных групп.
В музее представлены фотографии участников и ветеранов Великой Отечественной войны - выпускников фельдшерской школы. Среди них генерал-майор Нурулла Алмаганбетов, Кенесбай Калиев,
Надежда Романовская. В 1941 году в числе тридцати кызылординских фельдшеров-добровольцев они отправились на фронт. После войны Н.Алмаганбетов внес вклад в завершение строительства плотины в Тасбугете, долгие годы служил в органах внутренних дел, в 1970-1980 годах работал заместителем министра внутренних дел КазССР. К.Калиев долгие годы служил в пограничных войсках, много лет возглавлял профсоюзный комитет работников медицины. Н.Романовская всю послевоенную жизнь посвятила своему любимому делу, 45 лет проработав медсестрой в поликлинике №1.
Ветераны здравоохранения до сих пор добрым словом вспоминают Б.Видро, возглавлявшую фельдшерско-акушерскую школу с 1942 по 1952 годы. Она проявляла особое внимание и поддержку сельской молодежи, стремившейся освоить нелегкое дело медработника. В подготовку молодых специалистов в послевоенные годы внесли свой вклад также известные врачи С.Идрисов, М.Егорова, М.Яншин, Ш.Донин, О.Ященко. В музее представлены фотографии выпускников тех годов. Это заслуженные врачи Казахстана Ернияз Омаров, Шарипбай Альназаров, Варлен Исаев. Корифеи медицины внесли большой вклад в становление здравоохранения Приаралья, подготовку квалифицированных медицинских кадров. Среди выпускников также известные в регионе врачи Б.Атабаев, Д.Шек, Т.Жунускулов, А.Абдибаев,С.Майлыбаев и другие.
Весной 1952 года школу возглавила Софья Макашева, а осенью ее утвердили на должность руководителя областного отдела здравоохранения, где она проработала почти тридцать лет. Опытный наставник приложила немало сил для укреп-
ления материально-технической базы медучилища и обеспечения его высококвалифицированными кадрами.
В 1954 году фельдшерско-акушерская школа под руководством заслуженного врача Казахстана Х.Наурызбаевой получила статус медицинского училища. В 1959 году его директором назначили А.Фомкину.
- В начале 60-х медучилищу определили отдельное здание по улице 25 лет ВЛКСМ, - говорит руководитель музея, - при учебном корпусе было построено общежитие на 444 места. При поддержке государства проводилось расширение и укрепление учебной базы. В этом особая заслуга Сары Тулегеновны Даутбаевой. Почти тридцать лет с 1962 года она возглавляла наше училище. Этот пе-
риод по праву можно назвать периодом расцвета учебного заведения. Заслуги заслуженного врача и отличника здравоохранения Казахстана С.Даутбаевой отмечены орденом «Курмет», медалью «Ерен еңбегі үшін». В 1996 году Кызылординское медучилище было реорганизовано в медколледж. На долю директора Раисы Козденовой пришлись тяжелые годы становления независимости. Трудная экономическая ситуация в стране коснулась и образования. Несмотря на сложную обстановку, опытному нас-
тавнику удалось сохранить неоценимое наследие своих
предшественников.
Вдохнуть новую жизнь и приумножить потенциал одного из ведущих учреждений образования в регионе удалось доктору медицинских наук Акмарал Альназаровой. В период ее руководства с 2007 по 2013 годы в медколледжа были открыты новые специальности, такие, как «Лабораторная диагностика», «Гигиена и эпидемиология», «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт медицинской техники», «Медицинская оптика», «Ортопедическая стоматология». Сданы в эксплуатации три спортивных площадки, открыт центр тестирования. Начал действовать Симуляционный центр, оборудованный современными интерактивными обучающими системами, интерактивными манекенами и
тренажерами.
В экспозициях музея представлены десятки благодарственных писем и почетных грамот руководства области и страны. Среди них А.Шарапатов особо отметил одну из дорогих колледжу - Почетную грамоту Верховного Совета КазССР Кызылординскому медучилищу 16 октября 1978 года «За успехи, достигнутые в подготовке медицинских кадров». А вот поздравительное письмо министра образования, культуры и здравоохранения Крымбека Кушербаева по случаю 70-летия медколледжа. Есть здесь и фото визита в нашу область Президента РК Нурсултана Назарбаева. В ходе очередной поездки Глава государства вручил ключи от новой квартиры работнику
медколледжа…
В музее можно узнать многое не только об истории колледжа и его преподавателях, но и увидеть некогда использовавшееся в отечественной медицине оборудование. Мне было интересно увидеть старые металлические шприцы, которые приходилось подолгу кипятить. Их, уверена, до сих пор помнит старшее поколение. Есть здесь аппараты УВЧ (ультразвукового лечения), осветительные приборы для операционных, стерилизационная камера.
- Все это история нашей медицины, - сказал А.Шарапатов, - и у многих юных посетителей музея эти экспонаты вызывают удивление и большой интерес.
Немало фотоальбомов и материалов свидетельствуют о современной жизни и достижениях колледжа. Сегодня медколледж вносит лепту в подготовку и повышение квалификации средних медработников новой модели в соответствии с европейскими стандартами и в рамках реформирования системы здравоохранения РК. В 2014 году в экспериментальном режиме в учебный процесс была внедрена образовательная программа прикладного бакалавриата по специальности «Сестринское дело». В 2016 году Кызылординскому медицинскому колледжу был присвоен статус «высшего», образовательное учреждение вошло в число шес-
ти пилотных высших колледжей Казахстана. В том же году по решению заседания Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании колледж вошел в список институционально аккредитованных организаций образования и аккредитованных образовательных программ по четырем
специальностям.
Под руководством Салтанат Тасмаганбетовой сегодня медколледж продолжает работу по внедрению инновационных технологий, созданию и реализации эффективной модели социального партнерства между медколледжами страны, системами здравоохранения и обществом. Образовательная деятельность колледжа реализуется в соответствии с гослицен-
зией по девяти специальностям, таким, как «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Лабораторная диагностика», «Фармация», «Стоматология» и другие. В 2017 году колледж закончили первые 69 выпускников прикладного баклавриата по специальности «Сестринское дело». Большую поддержку в трудоустройстве молодых специалистов оказало областное управление здравоохранения. Особое внимание уделяется повышению квалификации педагогических кадров. Здесь трудятся 132 педагога, среди которых немало академических доцентов и бакалавров сестринского дела высшей и первой категорий, магистров наук, отличников здравоохранения, призеров областных, республиканских и международных конкурсов. Они стремятся дать студентам не только профессиональные знания, но и воспитать личность с высокими нравственными идеями и активной жизненной позицией в сочетании с разносторонним образованием, современным мышлением. Среди педагогов немало ветеранов, которые продолжают добрые традиции педагогического наставничества, вносят вклад в воспитание молодежи. Это Р.Козденова, Г.Тулекова, Н.Иршаева, К.Карабалаев, Нуратдинов и многие другие.
Для студентов созданы необходимые условия для качественного
обучения, есть современная учебно-материальная база - учебные кабинеты, лаборатории, компьютерные классы, актовый и спортзалы, медпункт. Студенты медколледжа в числе призеров республиканских конкурсов «Лучший по профессии», победителей международного конкурса «Лучший выпускник по специальности «Стоматология», состязаний по научным работам «Жас дарын» и «Моя будущая профессия». Выпускники - молодые специалисты востребованы и трудятся сегодня в медицинских учреждениях и ведущих клиниках области, Алматы, Астаны.
А.Шарапатов – ветеран медколледжа с 40-летним педагогическим стажем, отметил, что в 1978 году музей располагался в одном из старых корпусов, а после капитального ремонта семь лет назад он переехал в главный корпус. Сейчас здесь более десяти экспозиций. Особое внимание уделено государственным программам и проектам Главы государства. Многие материалы, документы и архивные фотографии использованы при создании центра «Рухани даму». Он был открыт в колледже год назад, сейчас идет реконструкция центра, обновление и пополнение экспозиций. Воодушевленный проектом Президента РК Нурсултана Назарбаева «100 лиц», руководитель музея продолжает работу над созданием сборника брошюр «Мақтан тұтар түлектеріміз «100 есім». Уже подготовлено шесть иллюстрированных книжек, рассказывающих об известных выпускниках медколледжа разных лет.
- Музей играет большую роль в обучении и воспитании наших студентов, - говорит А.Шарапатов. -
Становление личности невозможно без осознания преемственности. Наши педагоги, корифеи медицины старших поколений оставили неоценимое наследие, которое, несомненно, поможет молодым сориентироваться в настоящем и будущем.
Ботагоз АЖАРБАЕВА,
Фото автора