• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ПЕВЕЦ СВОЕГО НАРОДА

В Кармакшинском районе, на родине известного жырау Турымбета Салкынбайулы, отметили его 150-летие. Жители и гости побывали на его могиле, почтили память молитвами. В Доме культуры имени Ш.Толеповой поселка Жосалы состоялась научно-практическая конференция «Тау тұлға – Тұрымбет жырау». Были прочитаны доклады о жизни и творчестве Турымбета жырау. Философское содержание поэтического наследия жырау отметил в своем докладе доктор филологических наук, профессор, лауреат международной премии Тюркского мира «Қызыл алма» Темирхан Тебегенов.  
Областным управлением культуры, архивов и документации издана книга «Жүйрігі едім халықтың», где собраны песни и жыры, терме и толгау, айтысы и дастаны известного жырау Турымбета Салкынбайулы.
Мероприятия завершились респуб-
ликанским конкурсом жырау и жырши «Талайды таңырқатқан жырау едім...». Он проходил по двум турам:     в первом участники исполняли традиционный жыр-бастау и произведение Турымбета Салкынбайулы, во втором – отрывок из исторического дастана по своему выбору.  
 Первое место было присуждено Бисенбеку Толеубаю, второе –  Күнсулу Турк-пен (Кызылорда), третье мес-
то поделили Айбек Танирбергенов из Аральска и Токжан Бакытова из Кызыл-орды.    Специальными призами были награждены  кызылординец Марат Сугирбай и Макпал Токтаганова из
Алматы.        
В казахской степи творчеству жырау отводилась особая роль. В своих песенно-поэтических творениях они философски осмысливали жизнь народа, в художественной форме давали оценку происходящим в стране событиям, выражали свое отношение к правителям и проводимой ими политике с позиций простых людей. И потому их влияние на народные массы было огромным. Это были глубоко одаренные личности, которые наряду с незаурядными импровизаторскими способностями воплощали в себе талант рассказчика, актера, певца, музыканта, а также виртуозно владели музыкальными инструментами.  
Яркое отражение искусство жырау нашло в Приаралье. В низовьях Сырдарьи их прозвали «Сыр сүлейлері». Древняя, овеянная легендами земля Сыра стала родиной выдаю-
щихся мастеров песенного импровизаторского искусства, традиции которого берут начало с творчества  великого Коркыта. Родиной ста жырау прозвали в народе Кармакшинский район. Здесь жили и творили выдающиеся акыны и жырау  Ешнияз сал, Балкы Базар, Дур Онгар, Кете Жусуп,Жиенбай, Омар Шораяк, Турмагамбет, поэтичес-
кие традиции которых нашли отражение в творчестве Нартая, Манапа, Нуртугана, Сарсенбая.
Всенародной любовью и признанием пользовался Турымбет жырау Салкынбайулы, больше известный под именем «Бала жырау».Он родился в 1868 году в третьем ауле волости Жамансыр Казалинского уезда (ныне аул Актобе Кармакшинского района). Его отец Салкынбай был человеком среднего дос-
татка, довольно известным в Каракумах, где поныне есть местечко, названное в его честь «Салқынбай құмы» («Пески Салкынбая»).  Из четырех сыновей Салкынбая двое старших – Жадыра и Турымбет – с детства проявили способность к музыке. Старший брат, признавая талант младшего, со словами «Хватит для семьи и одного жырау» отдал  пальму первенства
Турымбету, который не только прекрасно играл на домбре, сочинял стихи, но и обладал даром привлекать внимание
слушателей.
Писать и читать Турымбет научился у местного муллы, искусству импровизации – у признанных жырау Балкы Базара, Дур Онгара, Данмурына, которые слыли в степи непревзойденными исполнителями дастанов, толгау, кисс. Большое влияние на становление творчества Турымбета оказало его увлечение восточной поэзией. Еще мальчишкой он сочинял стихи на восточные сюжеты, исполнял терме, толгау, участвовал в айтысах.
Тринадцатилетний Турымбет вместе с Жиенбаем жырау, который был старше его на четыре года, едет в Иргиз, где выступает перед именитым бием Алматом Тобабергенулы при большом стечении народа. Тогда он вместе с «бата» – напутствием бия получил и свой творческий псевдоним «Бала жырау» – «Мальчик жырау».  
Слава о Турымбете жырау разлетелась по всей степи, по приглашению ценителей искусства он выступает в степях Арки, Улытау, Сарысу, Иргизе, Актобе, перед сордичами-казахами, проживающими в Узбекистане, Каракалпакстане, Туркменистане.  
Исследованием жизни и творчества Турымбета жырау занимался литературовед, собиратель казахского фольклора Алкуат Кайнарбаев, а также внук жырау, член Союза писателей Казахстана Ибрагим Бекмаханулы. А.Кайнарбаевым было собрано и передано в фонд Института литературы и искусства Академии наук РК около ста произведений народного фольклора. Среди  айтысов, жыров и дастанов известных жырау и айтыскеров Приаралья Базара жырау, Кете Жусупа, Омара Шораяка, Дур Онгара, Шернияза, Нуртугана, Карасакала Еримбета, Турмагамбета есть и произведения Турымбета жырау.  
Ибрагим Бекмаханулы рассказывает об интересном случае из жизни Турымбета. Между двумя близкими родами вспыхнула ссора из-за права выдвигать волостного. Вражда, непрекращающаяся тяжба и барымта  затянулась на три года. И тогда влиятельный  и хорошо известный в округе Торебай бий Пышанулы пригласил пользующихся всенародной славой и любовью жырау Дур Онгара, Жиенбая и молодого Турымбета. Красноречием и метким словом они сумели переубедить сородичей в их неправоте и примирить враждующие стороны. И такие случаи не были исключением. Несмотря на молодость, Турымбет жырау обладал незаурядными ораторскими качествами и умел увлечь слушателя.  Можно сказать, что в казахской степи жырау были не только искусными музыкантами и исполнителями, их функции были намного шире. Выступая перед народом, они затрагивали важные общественные проблемы, решали вопросы, касающиеся правовых и морально-этических норм.
Живший на стыке двух веков, в эпоху великих революционных преобразований Турымбет жырау восторженно встретил Октябрьскую революцию. С детства наблюдая за нелегкой, полной лишений и тягот жизнью простого народа, с революционными преобразованиями он связывал мечты о светлом будущем.  В песнях и жырах«Бай құдасына», «Аманбай байға айтқаны», «Бір ісім болыс, билер келді ортаңа» он сетует о бесправном положении народа, задавленного нищетой и произволом баев и биев.
После революции в творчестве жырау появляются новые мотивы, его произведения этого периода пронизаны оптимизмом, верой в светлое будущее. Любовь к своему народу звучит в каждой строке его толгау и песен «Тұрыңдар, кедей, жатпаңдар», «Озбырлық заңы өзгеріп», «Топтастық кедей бірленіп», «Өмір нұры».
ХХ век принес казахскому народу немало тяжелых испытаний: жестокое подавление национально-освободительного движения 1916 года, гражданская война, голод 20-х, а затем и 30-х годов, террор 1937 года. Крутая ломка традиционно сложившегося уклада жизни, насильственная коллективизация вызвала протест коренного населения, который сопровождался уходом части населения за пределы республики. Свое  сочувствие народу и неприятие тоталитарного режима Турымбет жырау  высказывал в своих стихах. Вполне понятно, что он стал неугоден новой власти. В одну ночь с ближайшими родственниками вместе с имуществом и скотом он покинул  родные места и обосновался в Узбекистане в местечке Тау-Елибай (район Тамды).
И все же Турымбет поддерживал тесные связи с земляками, вел переписку со своим учеником, религиозным просветителем Ыспаном кари
Сулейменовым. Долгое время ему не удавалось вернуться в родные места. Тоска по родине ярко выражена в сочинениях того периода.
Великая Отечественная война побудила стареющего акына вновь взяться за домбру. Напутствием отправляющимся на битву с грозным врагом джигитам стали его песни и толгау «Ақ бата», «Ер болсаң бекіт беліңді». Его стихи поднимали боевой дух солдат, вселяли веру в победу, воспевали подвиг тружеников тыла. Провожая в 1942 году на фронт единственного сына Бекмахана, акын наказывал ему выполнить свой долг перед
Отечеством и биться с врагом до последнего. Бекмахан с победой вернулся на родину и прожил долгую и счастливую
жизнь.
В 1945 году Турымбет жырау была оказана честь открыть праздничное мероприятие в Кызылорде, посвященное Великой Победе. Этому знаменательному событию он посвятил толгау «Шат көңілден», которое исполнил один из его учеников Молдахмет Дабылов. 77-летнему акыну были преподнесены в дар шестикрылая юрта и конь.  
 Глубоким лиризмом пронизана песня Турымбета «Кумисай». На ее написание жырау вдохновила любовь к красивой дочери бая. Песня в исполнении известного жырау Алмаса Алматова прозвучала на сцене Парижа и нашла путь к сердцу притязательного французского слушателя.  
Преемниками музыкально-исполнительских традиций Турымбета жырау стали его ученики Молдахмет, Сарсенбай, Балкашбай и другие. До наших дней дошли не все его произведения, творчество акына требует  дальнейшего изучения и исследования.
В местечке Бозаркаш (ныне аул Актобе Кармакшинского района) жырау ушел из жизни в возрасте 87 лет. Недалеко от аула растут посаженные им деревья и дарят людям в зной спасительную прохладу. Местные жители прозвали это место «Түрымбет талы». Имя жырау присвоено музыкальной школе Кармакшинского
района.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Кызылординские вести / Предыдущие номера 22 сентябрь 2018 г. 981 0