Обычный кусок древесины получает вторую жизнь в руках мастера из Аральского района Шайхы-Ислама Магауияулы.
Он мастерит из них различные сувениры. Охотно дарит друзьям и соседям. Идеи приходят неожиданно, мастер черпает вдохновение в фольклоре, зачастую на помощь приходит Интернет. Хобби помогает не только заработать, но и на время забыть о проблемах со здоровьем. Интересоваться прикладным искусством он начал в начальных классах. Мальчик пытался мастерить из дерева поделки, часами мог просидеть, чтобы вырезать какую-нибудь вещь. Родители, заметив талант сына, отдали его в подмастерья известному мастеру-универсалу Кудайбергену Кулмамбетову.
Именно у него ШайхыИслам научился изготавливать и металлические, деревянные и кожаные предметы быта, посуду, музыкальные инструменты, седла и сбруи, сувениры. Он благодарен своему наставнику за то, что тот передает ему секреты своего мастерства.
Надо сказать, что его изделия неоднократно становились украшением местных выставок. Молодой мастер считает, что станок не заменит человеческих рук. Изделия ручной работы хранят частичку души мастеров и выполнены из натуральных материалов.
– Любая работа из дерева или кости требует времени и терпения. Сначала делаю заготовки, потом собираю всю композицию воедино. Многое склеиваю, что-то просто состыковываю. Обрезаю, сушу и потом начинаю работать. Мне нужно, чтобы была разная толщина и ширина, чтобы качество было высокое, – говорит мастер. – С сырьем иногда бывает туговато. Но и это не самая большая проблема. Самое главное, чтобы людям мои сувениры нравились.
– Сколько нужно времени на одну фигурку из дерева или кости?, – спрашиваю собеседника.
– Все зависит от вдохновения, настроения. Я стараюсь не копировать чужое. Можно сделать фигурку и за день-два, но бывало, что и за месяц не получается, – говорит он. – Чтобы вышло что-то красивое из дерева, нужно быть и скульптором, и живописцем, резчиком, красильщиком. От мастера требуется чувство вкуса, фантазия и точность.
Небольшую часть творений молодого мастера составляют женские украшения. Секретам их изготовления также научился у своего наставника Кудайбергена Кулмамбетова. Он любит повторять слова своего учителя: «Мало освоить технику ювелирного дела, надо чувствовать душой и сердцем каждую деталь, которая впоследствии придаст неповторимость всему изделию».
– Не могу себя сравнить с великими мастерами, я слишком далек от этого, но очень хочется достичь их уровня, – улыбается ШайхыИслам. – И я рад, что имею отношение к миру прикладного искусства, могу творить и дарить красоту людям.
София АЛДАМЖАРОВА