На территории Казалинского района находятся развалины древнего города-крепости Жанкент. Археологические исследования этого памятника истории и культуры, начавшиеся еще в XIX веке, в 1946 году продолжила Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция под руководством академика Сергея Толстова. Масштабные исследования городища, в которых принимают участие ученые Института археологии имени
А. Маргулана МОН РК, Института этнологии и антропологии Российской Академии наук и КГУ имени Коркыта ата, начались в 2005 году. А с 2007 года археологические раскопки, изучение артефактов, а также особенностей местности проводятся в рамках государственной программы «Культурное наследие».
Специалисты отмечают, что изучению древнего города уделяется пристальное внимание. Как говорит руководитель российской экспедиции, заведующая Центром археологии Евразии, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ирина Аржанцева, про Жанкент до недавнего времени знал, в основном, узкий круг ученых, которые занимались историей Казахстана средних веков. Это, в основном, письменные источники, связанные с тем периодом. Хотя про этот памятник известно давно, он имеет достаточно долгую историю исследований.
Впервые о Жанкенте упоминается в дошедших до нас сочинениях арабского географа Ибн-Русте начала X века. Название средневековой столицы огузов Жанкент (Янгикент) переводится как «новый город» или «новая столица». В ряде средневековых письменных источников говорится о том, что Жанкент был резиденцией царя огузов. Первыми русскими, посетившими эти места, были поручик Оренбургского драгунского полка Дмит-
рий Гладышев и геодезист Муравин (к сожалению, ни в одном из источников не упоминается его имя), которые по поручению российского императора совершили поездку из Орска в Хиву. Результатом этой поездки стали их дорожные записи и карта пути, пройденного через устье Сырдарьи. Эти документы составили первое достоверное географическое свидетельство об очертании берегов Аральского моря и проживавшего там населения.
Городище имеет почти прямо-угольную форму, его размеры - 325×200 метров. В северо-восточной части расположена хорошо сохранившаяся цитадель. С внутренней сто-роны северной стены была пристрое-
на возвышающаяся над квадратной формой отдельная усадьба. В восточной и западной частях городища находились въездные ворота. Фортификация городища представлена внешними стенами с выступающими полукруглыми башнями. С внешней стороны к северной стене городища была пристроена строительная конструкция, сохранившаяся в виде остатков оплывших стен.
В 1868 году для исследования Жанкента прибыл российский академик Петр Лерх, который писал, что к тому времени большая часть крепостных стен еще была целой. Целыми оставались и стены городских домов, а также цитадель. В следующем году городище было обследовано живописцем и литератором Василием Верещагиным. Как говорилось выше, в 1946 году здесь побывала Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция во главе с академиком С. Толстовым. Ученые провели первую аэрофотосъемку памятника с высоты птичьего полета, а также составили подробную карту города. Она, кстати, была напечатана на обложке одной из книг, выпущенных в более позднее время. С работы Хорезмской экспедиции под руководством академика С. Толстова начался новый этап исследования памятника. Хотя, как говорит И. Аржанцева, планомерных масштабных раскопок Хорезмская экспедиция не
проводила.
Недавно во время служебной командировки мне удалось еще раз побывать на городище. Мне повезло: здесь работали археологи, почвоведы и геоморфологи из Нижнего Новгорода, Москвы, ученые КГУ имени Коркыта ата. Был среди них и профессор Тюбингенского университета из Германии Генрих Харке.
Археолог из Москвы Алексей Сычев в Жанкенте уже в четвертый раз. До этого он работал здесь в 2006-м, 2007-м и 2012 годах. В южной части городища, где находилась цитадель, археологи достигли приличной глубины – местами до семи метров. Как говорит А. Сычев, объект достаточно сложный, отличительные признаки слоев на стенах едва различимы. Их лучше видно, когда пройдет дождь.
Даже непосвященному человеку видно, что работы здесь – непочатый край. В планах археологов – дальнейшее расширение и углубление раскопок. На то, чтобы раскопать весь город, который занимал площадь в 16 гектаров, уйдет не один год. И потому одна из первоочередных задач – выяснить планировку цитадели.
Профессор МГУ, заведующий лабораторией Института географии РАН Андрей Панин в этих мес-
тах впервые. Он приехал по приглашению профессора Харке и руководителя экспедиции И. Аржанцевой. Ученых-почвоведов и геоморфологов пригласили, чтобы они помогли разобраться в вопросах, связанных с природной ситуацией, в какой природной обстановке здесь образовался город, почему он образовался именно здесь и почему был заброшен.
Как говорит профессор геоморфологии, это интереснейший памятник, причем не только археологический, но и природный. Он считает, что строительству городища способствовало изменение русла Сырдарьи и береговой линии Аральского моря. Исследования, которые проводятся в нас-
тоящее время, позволяют восстановить не только историю народов, населявших этот регион, но и историю природной среды. Например, как изменялось положение русла одной из главных рек региона, уровень Аральского моря. По мнению ученого, есть гипотеза о том, что во время суще-
ствования Жанкента (конец I тысячелетия) уровень Аральского моря был очень высоким, даже выше, чем в середине XX века. В непосредственной близости от Жанкента проходила береговая линия одного из заливов Аральского моря, куда заходили торговые суда. А это, в свою очередь, говорит о том, насколько была развита торговля.
В одном из своих интервью профессор И. Аржанцева сказала о том, что во времена экспедиции С. Толстова эта местность была сильно заболоченной и заросшей камышом. Действительно, исследования ученых показывают, что почва в те годы отличалась повышенным содержанием влаги. И потому еще в 1946 году для группы памятников, расположенных в этих местах, С. Толстов впервые ввел термин «болотные городища». Они располагались в районе старого русла Сырдарьи, точнее, на равнине треугольного полуострова, ограниченного на севере Сырдарьей, на западе – Аральским морем, а на востоке – полосой болот и камышовых плавней. В настоящее время местность довольно сухая, а вокруг городища проходят ирригационные каналы. Значительное опустынивание местности, как считает И. Аржанцева, произошло в результате бессистемного выпаса скота и перераспределения воды.
Слова И. Аржанцевой подтверждает профессор А. Панин, который говорит, что в окрестностях городища есть множество следов старых русел реки, которые хорошо видно на снимках из космоса. Одна из задач ученых состоит в том, чтобы определить возраст или время, когда там текла река. И если это время совпадет со временем поселения здесь людей и возникновения города, тогда можно будет сказать, что город был построен на реке. С ним согласен и Г. Харке, который утверждает, что есть проблема с хронологией, то есть с возрастом самого города.
А еще исследования ученых-почвоведов позволили установить, что одно из древних русел Сырдарьи проходило в непосредственной близости от крепости. Теперь предстоит задача установить возраст этого русла и попытаться понять: если была вода, значит, во время существования Жанкента там протекала река. Возможно, что существование реки и было тем ключевым фактором, по которому люди выбрали для основания города именно это место.
Вернемся к вопросу о времени существования Жанкента. Как говорит И. Аржанцева, есть несколько гипотез возникновения «болотных городищ». Изначально С. Толстовым на основе визуальных наблюдений, общей планиметрии городищ и анализа подъемного материала было высказано предположение, что эти городища существовали с начала нашей эры до X-XI веков.
И. Аржанцева считает, что сейчас картина выглядит так: когда в VII веке, следуя за уходящим руслом Сырдарьи, сюда пришли жетыасарцы, здесь уже существовало поселение. Люди обосновались здесь, можно сказать, капитально, когда к ним присоединились выходцы из афригидского Хорезма, в основном, торговцы. Этот факт, по мнению ученого, определяется по светлоглиняной керамике высокого качества.
Это косвенно подтверждается результатами радиоуглеродного метода, результаты которого указывают на VII век. В то же время, как говорит А. Панин, никто не находил самые древние следы, потому что максимальная глубина раскопок не превышала 1-2 мет-
ров. А сейчас в южной части городища, где проводили бурение, археологами обнажен культурный слой толщиной 7 метров. Ученые взяли оттуда образцы и отправили их на анализ в Германию. И когда результаты анализов будут готовы, возможно, дата основания Жанкента окажется более древней, чем это считалось ранее.
Многочисленные источники говорят о том, что в свое время этот город был столицей огузского государства, резиденцией его правителей. В ходе исследований в рамках прог-
раммы «Культурное наследие», ученые высказали предположение о том, что Жанкент – один из городов, располагавшихся на Великом Шелковом пути, которые поддерживали между собой тесные связи. Это Отрар, Сыганак и другие города, культура которых была схожа.
Археологами, проводившими здесь раскопки в разное время, была обнаружена большая коллекция медных монет, орудий труда, бронзовых изделий в виде серег, колец, бубенчиков, нашивных бляшек и других изделий. Это дало повод ученым провести аналогию с другими памятниками истории и культуры конца I начала II тысячелетий н.э. Керамика представлена остатками столовой и хозяйственной посуды в виде хумов, кувшинов, кружек, пиал, а также дастарханов, изготовленных в технике ручной лепки и на гончарном круге. Ученые считают, что в керамическом комплексе просматриваются культурные традиции, характерные для оседло-земледельческих и кочевых племен Южного Казахстана и Сарыарки. Сочетание различных культурных традиций в керамике Жанкента, по мнению ученых, является одним из проявлений тесных контактов тюркских племен в рамках огузского этнополитического объединения, включавшего в себя различные хозяйственно-культурные области, что подтверждается и данными письменных источников. Все это говорит о том, что Жанкент был городом с развитой культурой. Приводятся и такие сведения, согласно которым через Жанкент, который также находился на Великом Шелковом пути, в европейские страны доставлялась соль.
Как говорит учитель истории средней школы №104 аула Жанкент Омарбек Жумагалиев, в более древних письменных источниках путешес-
твенники и историки, в числе которых он называет такие имена, как Абильгазы бахадур, обнаружили легенду, где о Жанкенте говорится как о городе, где обитало множество змей (история отношений дочери Карабуры Бегим ана и Шанжархана). Абильгазы бахадур пишет о том, что освободить город от господства змей удалось в 1153 году. Этот факт не подтверждается никакими документами, однако старожилы говорят о том, что раньше в этих местах действительно было много змей и что они доставляли людям немало хлопот. Однако, по словам О. Жумагалиева, в ходе раскопок не было найдено никаких фактов, указывающих на то, что в этих местах когда-то водились эти
пресмыкающиеся.
Падение Женкента историки связывают с нашествием монголо-татар в 1219 году. К тому времени город был отстроен заново. Осенью после взятия Сыганака войска Чингисхана встали у ворот Жанкента. В некоторых письменных источниках говорится о том, что защитники города не оказывали врагу сопротивления, а лишь смотрели на них с высоких крепостных стен, которые, по их мнению, невозможно было преодолеть. Но войска Джучи хана применили невиданные доселе катапульты и разбили крепостные стены. Однако монголы не стали истреблять все население, как было недавно в Сыганаке, а выгнали всех жителей за крепостные стены, сам же город был полностью
уничтожен.
Если говорить о настоящем времени, то каждый год сюда приезжают зарубежные ученые, а также экспедиция КГУ имени Коркыта ата, которые проводят археологические раскопки. Они активно сотрудничают с местным населением и акиматом аульного округа, приглашают школьников, которые знакомятся с их работой и историей родного края. Ожидается, что в обозримом будущем городище Жанкент будет представлять собой музей под открытым небом. Работы по его обустройству уже начались –
восстанавливаются очаги, небольшие скульптурные композиции.
Особо стоит сказать о качестве городских строений. Ученые утверждают, что толщина крепостных стен достигала 6 метров при высоте в 10 метров. Выше говорилось о том, что в город можно было войти только через восточные и западные ворота. Восточные –
были выполнены в форме зигзага. Это сделано для того, чтобы какое-то время до прибытия подкрепления лучники со стен могли удерживать наступающие войска противника. При возведении стен крепости использовалась специальная глина на верблюжьем молоке, в который добавляли конский волос. Такие стены отличались особой прочностью и могли простоять тысячу лет. С другой стороны это говорит и об архитектурном мастерстве жителей Жанкента. Сегодня эти стены можно посмотреть близко, потрогать их руками. И если бы не катапульты войск Джучи хана, стены могли бы стоять и по сей день. Хотя стены на восточной стороне стояли в первозданном виде вплоть до недавних пор. Старожилы рассказывают, что в пору их детства стояло большинство стен, уцелевших со времени нашествия
войск монголо-татар.
11-12 сентября в Кызылорде состоялся международный полевой семинар «Формирование и урбанизация государства кочевников в северной части Великого Шелкового пути. Город Жанкент в раннем средневековье (район Аральского моря, Казахстан)». Организаторы – КГУ имени Коркыта ата и Тюбингенский университет Германии. В его работе приняли участие известные ученые из Германии, российского Института этнологии и антропологии имени
Н. Миклухо-Маклая, Института археологии имени А. Маргулана, научно-исследовательского центра «Археология и этнография» КГУ имени Коркыта ата. Кроме того, гостями семинара стали ученые из Англии, США и Украины.
Особенностью полевого семинара стало то, что его участники специально выехали в Казалинский район и в течение двух дней работали на городище Жанкент. Надо сказать, семинар стал уникальной возможностью для более близкого знакомства с ходом археологических раскопок, да и с самим памятником истории.
Одной из основных целей полевого семинара стало изучение особенностей степной урбанизации, государства кочевников и опустынивания восточной части Аральского моря. Кроме того, внимание было уделено вопросу формирования и развития городской цивилизации в низовьях Сырдарьи, обсуждению вопроса подготовки специалистов, которые будут заниматься исследованием этого вопроса. Наряду со всем этим, как говорит руководитель научно-исследовательского центра «Археология и этнография» при КГУ имени Коркыта ата Азилхан Тажикеев, зарубежным ученым была предоставлена возможность на месте ознакомиться с памятником истории и культуры раннего средневековья.
Не остался без внимания и воп-
рос подготовки молодых ученых-археологов. В скором времени два молодых специалиста из КГУ имени Коркыта ата поедут в Германию, чтобы пройти обучение в докторантуре Тюбингенского университета. Тема их исследований – «Производство керамики в средневековых городах и строительные материалы, использованные при строительстве средневековых городов».
Казыбек КАМАЛУЛЫ