Учитель математики средней школы № 198 им.Ж. Нурманова Альфия Камиловна Закирова в детстве мечтала стать юристом. Жизнь внесла свои коррективы. Девушка поступила на физмат Кызылординского педагогического института им. Гоголя (нынешний КГУ им. Коркыта ата).
О том, что профессию и свою жизнь связала с математикой не жалеет. В школе ей легко давались и точные, и гуманитарные предметы. Правда, выполнять арифметические действия ей нравилось гораздо больше, чем писать сочинения и изложения. Еще в школе от одноклассников ей не раз доводилось слышать, что математика – это сложно, скучно и не всем доступно.
– Бывает, что родители и даже учителя, не задумываясь, транслируют детям такую мысль. Говорят: «Математику я и сам не люб-лю и не понимаю, так что неудивительно, что и ты не понимаешь». Это неправильно! Преподавание математики нужно начинать с поиска математики вокруг нас. И вопреки всем устоявшимся представлениям начинается она не только с цифр и счета. Она живет везде, просто ее надо увидеть и показать детям. Скажу больше, математика позволяет развить творческие способности. Если хорошо ее знаешь, то и гуманитарные науки будут даваться легче. Цифры – это тоже поэзия. Надо только уметь ими пользоваться, понимать их.
Разумеется, А. Закирова согласна с тем, что математика является основой для естественных и гуманитарных наук, инженерии, архитектуры, программирования. Не зная математики, нельзя построить дом, сконструировать двигатель автомашины, сделать компьютер... Главное, объяснить все это детям и сделать так, чтобы они с удовольствием посещали уроки.
По словам коллег и учеников, на уроках Альфии Камиловны всегда интересно. Придерживаясь общепринятых методик преподавания, она старается сделать увлекательными цифры и графики. Разве можно разнообразить урок математики?
– Можно и нужно, – считает моя собеседница. – Математика –
это особый язык, и мы с детьми учимся на нем говорить.
Основной принцип ее работы, это вера в ребенка. Учитель должен верить в то, что его дети умные, а они умные. И еще должна присутствовать активность
детей. Учитель дает задание, дети его выполняют и обсуждают. И в процессе дискуссии находят решение сложных задач.
Задумываясь о том, каким должен быть современный учитель, моя собеседница невольно вспомнила о тех людях, у которых училась сама. И считает, что ей очень повезло, потому что в школьные и студенческие годы ее наставниками были поистине талантливые учителя, жившие своим делом и по-настоящему любившие предмет, который преподавали. Любовь к царице наук нашей собеседнице привил ее учитель математики Семен Константинович Ким. К слову, Альфия Камиловна и сама выпускница школы № 198, в которой работает более тридцати лет. Преемственность поколений для одной из старейших в городе школ –
не пустой звук. Многие учителя по окончании вузов вновь возвращаются сюда, чтобы продолжать дело своих
наставников.
Альфия Камиловна считает педагогику своим призванием. Педагогика – удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали «сеять разумное, доброе, вечное», формировать новое поколение.
– Отличительными чертами настоящего педагога должны быть постоянное саморазвитие и расширение кругозора, совершенствование методов работы. Современная жизнь непрерывно меняется, у детей теперь новые интересы, увлечения, идеалы. Учитель обязан помнить, что все сказанное им может сильно повлиять на ребенка, поэтому деликатность, дип-ломатичность должны присутствовать в каждом. Безусловно, профессия учителя нелегка, зато она одна из самых нужных, –
говорит педагог. – Сейчас государство уделяет особое внимание сфере образования. В нашей области тоже создаются хорошие стимулы для учителей. В новом учебном году хочу пожелать своим коллегам успехов в их нелегком труде, а школьникам и их родителям – хороших отметок и позитивного настроя.
София АЛДАМЖАРОВА