• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
°C
Ветер: м/с
Влажность: %
Давление: мм

ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ

«Мы живем, как мы можем, а они живут, как мы поможем». Это слова героя одного из фильмов. Если подумать, то за этой фразой кроется смысл инклюзивного (включенного) образования. Оно становится частью жизни детей с ограниченными возможностями. Наравне с обычными детьми за парты садятся мальчики и девочки с особыми потребностями.
В стране для детей с инвалидностью функционирует система специального образования. Созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов.
Где учиться ребенку-инвалиду: в специализированной или общеобразовательной школе? Можно ли в обычной школе создать условия для обучения «необычных» детей? Проблему решают: в  стране и у нас в области, в частности, существует инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для детей с особыми
потребностями.
В Кызылорде, по информации психолого-медико-педагогических консутальтаций (ПМПК) насчитывается 6936 детей с ограниченными возможностями. Благодаря внедрению инклюзивного образования  обучением в общеобразовательных школах охвачено 3212 детей, в детсадах – 638, колледжи посещает 241 студент с инвалидностью.  Кроме того, согласно договоренности с учредителями частных детских садов в 31 дошкольном учреждении открыты специальные и инклюзивные группы. В целом же, в детсадах области функционирует 51 инклюзивная группа и 25 специальных групп. Их посещают малыши со слабым слухом и зрением, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой речевого развития, синдромом Дауна. В области работает инклюзивный детский сад «Шагбан», который был открыт в 2014 году в рамках прог-раммы «Балапан». Сейчас его посещает 175 детей, 95 из них – с ограниченными возможностями. Здесь работают дефектологи, педагоги-психологи, логопеды. Детский сад помогает решить проблему адаптации в обществе детей с особыми потребностями. Методы и формы воспитательного процесса здесь подобраны с учетом психофизических способнос-тей детей. Благодаря деятельности детского сада в общеобразовательный процесс удалось включить 68 детей.
По данным психолого-медико-педагогических консультаций, 1097 детей получают образование на дому. Хотя, возможно, среди них есть дети, желающие обучаться наравне со сверстниками в обычной школе, которая, увы, их не принимает. Причин тому много. Помимо неготовности системы образования включить в общеобразовательный процесс детей с ограниченными возможностями существуют и морально-психологические барьеры.
Педагоги, медики и родители приводят множество аргументов «за» и «против» совместного обучения детей с ограниченными возможностями и здоровых ребят. Главным аргументом «против» выступает то, что в наших общеобразовательных школах пока не созданы специальные условия для обучения слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих детей, ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Некоторые родители и педагоги считают, что, обучаясь в смешанном классе, дети-инвалиды не смогут получать должного внимания и поддержки. Руководитель отдела областного управления образования Шолпан Жунисова придерживается другого мнения:
– Инклюзивный подход означает гибкий подход к образовательному процессу, постоянное общение с родителями, медиками, психологами, это совместная работа, которая поможет учителям лучше подстраиваться под интересы каждого ребенка, как здорового, так и с ограниченными физическими возможнос-тями. Бывает так, что родители детей-инвалидов опасаются, что в обычном классе одноклассники будут сторониться их детей. Но многочисленные опросы школьников, учителей и родителей показывают, что между обычными детьми и детьми с особыми потребностями складываются дружеские отношения.  
Педагог-организатор инклюзивного обучения школы  № 264 Салтанат Кумекбаева утверждает, что дети принимают непохожих на них сверстников вполне адекватно, толерантно. Проб-лема заключается во взрослых, которые не могут создать комфортные условия для адаптации детей с ограниченными возможностями в школах. Надо сказать, что несколько лет назад школа стала своеобразной экспериментальной  площадкой по внедрению инклюзивного обучения. Здесь принимают детей не только с нарушением речи и зрения. С начала нового учебного года в начальные классы могут принимать и детей с расстройством аутического спект-
ра и с синдромом Дауна. Педагоги, дефектологи, психологи школы накопили хороший опыт работы с детьми с особыми потребностями.
– В нашей школе обучаются дети с различными пороками в развитии, и мы не замечали, чтобы здоровые дети сторонились их. К сожалению, в старых школах нет комфортных условий для обучения детей-инвалидов. А в психологическом плане проблемы адаптации детей с ограниченными возможностями в принципе не возникает. Педагоги, которые работают в инклюзивных классах, прошли подготовку на базе школ, где успешно применяется инклюзивное обучение. В общем, Рубикон успешно пройден, мы накапливаем опыт по внед-
рению инклюзивного обучения.  
Кстати, школа № 264 одна из немногих приспособлена под нужды детей с ограниченными возможностями, здесь есть пандусы, широкие коридоры для колясочников, специальный санузел... Наверное, потому, что она новая и строилась по современным стандартам, нежели старые школы. О возможности максимально приблизить условия
обучения в старых школах.  
Как отметила С. Кумекбаева, в области ощущается нехватка подготовленных педагогических кад-ров, могущих обучать детей интег-
рированно. Но эту проблему исправит переподготовка, обмен опытом со школами тех регионов, где успешно внедряется инклюзивное образование.
Не хватает сурдопедагогов, тифлопедагогов. Эта проблема распространена по всей стране. Нет специалистов, которые могут работать с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата. Безусловно, в обучении детей-инвалидов есть своя специфика. Но и в обычном классе нет детей с равными способностями. Поэтому в любом случае приходится учитывать особенности и возможности каждого ребенка – с инвалидностью или без нее. К счастью, нормативно-правовая база инклюзивного образования с каждым годом совершенствуется, внесено много изменений в пользу детей с особыми потребностями.  
Как отметили в Министерстве образования и науки РК, в следующем году условия для инклюзии будут созданы в 70 процентах школ Казахстана. Правда, довольствоваться уровнем развития инклюзивного образования в стране пока рано. Количество детей с особыми образовательными потребностями растет. Но, к сожалению, пока еще не созданы все условия для полноценной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общество. Решением проблемы является инклюзивное образование. Но зачастую встречается упрощенное понимание инклюзии, когда все сводится к материально-техническим вопросам. Но все не так просто. К примеру, многим детям с особыми потребностями нужны тьюторы – индивидуальные помощники, посредники между ребенком и педагогом.
– Еще одним новшеством является то, что выпускникам спецшкол для умственно отсталых детей сейчас выдают аттестаты, тогда как раньше были справки. Их не брали в колледж, так как правила приема предусматривали только прием на основе аттестата, – говорит
Ш. Жусупова. – Отличие этих аттестатов от обычных – в их серии. Кроме того, внесены изменения в правила приема в колледжи, которые позволяют выпускникам спецшкол поступать.
Еще одной проблемой являлось отсутствие типовых учебных планов и программ для спецшкол по всем восьми видам нарушений. Долгие годы учителя самостоятельно адаптировали обще-
образовательные программы. Теперь Министерство разработало программы и планы для спецшкол и детсадов. Внесли изменения и для детей с аутизмом. В частности, такие дети не всегда могут сидеть на всех уроках, но по отдельным предметам они могут учиться лучше. Для них введена норма обучения по индивидуальным планам по международному опыту.
Развитие инклюзии невозможно без дефектологов. В связи с чем в этом  году увеличен госзаказ на подготовку таких кадров. Кроме того, для всех педагогических специальностей в вузах был введен курс по инклюзии, где будут делать крен на практикоориентированность. Немаловажно финансовое стимулирование развития инклюзивного образования. Проект по внедрению подушевого финансирования в школах и колледжах также заметно отразится на развитии инклюзива. Так как школам будет выгодно брать детей с особыми
потребностями.
Нельзя сказать, что общество не готово принимать людей с ограниченными возможностями, просто для них пока еще не созданы все условия. К примеру, даже в новых школах нет специальных санузлов, подъемников. Под нужды детей с инвалидностью приспособ-лены всего несколько школ, а это кап-ля в море. Но инклюзивное образование необходимо развивать. Оно способствует социализации детей, имеющих проб-лемы со здоровьем. Им необходимо знать, что они не хуже других. А здоровых детей это учит толерантности. Главное, чтобы дети с особыми потребностями могли получить образование и войти в самостоятельную жизнь.
София АЛДАМЖАРОВА
Кызылординские вести / Предыдущие номера 13 октябрь 2018 г. 917 0